Религия

Религия тоже иногда рассматривается в качестве этнического признака. И действительно, в некоторых случаях наблюдается тесная связь этнической и конфессиональной принадлежности. Речь идет о так называемых национальных религиях, поскольку в среде, где они исповедуются, считается, что их адептами не могут быть представители других народов. Это характерно для синтоизма – японской религии, иудейским священнослужителям рекомендуется отговаривать представителей не еврейского этноса от желания принять иудаизм, религия марийцев, отчасти возрождаемая в последнее время, определяется этнически – как "марла вера" ("марийская вера").

Но утверждать, что каждый этнос имеет свою религию, не приходится. Более 60% верующих мира исповедуют так называемые "мировые" религии – христианство, ислам и буддизм. Они, конечно, делятся на направления и секты, однако нет соответствия между ними и этносами, с одной стороны, в составе одного направления или секты могут быть представители разных народов – с другой, представители одного этноса могут исповедовать различные течения и быть адептами различных сект. Протестантизма придерживаются многие народы Западной Европы, но среди этих же народов нередко встречаются католики, а также представители других религий, в том числе новомодных – типа индуизма. Большинство верующих татар – мусульмане-сунниты, однако татары Нижнего Поволжья исповедуют шиизм, а татары-кряшены – православие. Отсутствует четкая граница между верованиями "первобытных" народов – конфессиональная классификация в том или ином регионе их проживания не совпадает с этнической. Ряд религий, зародившихся некогда в конкретной этнической среде, приобрели наднациональный характер, как это произошло с индуизмом. Принесенный некогда в Южную Азию переселенцами-ариями в форме ведического культа, он сейчас исповедуется представителями примерно трехсот народов.

Однако, хотя этническое деление человечества не совпадает с религиозным, конфессиональный фактор играет определенную роль в процессах этногенеза, поскольку он может способствовать образованию этносов. Так, на Балканах среди южнославянского населения при единстве сербско-хорватского языка и близости традиционной культуры, православное население сформировалось в сербский этнос, католическое в хорватский, мусульманское – в боснийский. В такой ситуации конфессионим (название группы людей по их религиозной принадлежности) может стать этнонимом. Так, распространение на севере Индии в XV в., в основном, среди панджабцев, сикхизма, как стали называть трансформированный индуизм, вызвало формирование сикхского этноса. Как проистекают такого рода процессы можно видеть сейчас на примере арабов Ливана, среди которых выделяются "этноконфессиональные группы" с перспективой трансформации в самостоятельные этносы: марониты – христиане-католики антиохийского обряда и друзы – мусульмане, последователи одной из шиитских сект.

Нередко наблюдается, особенно в СМИ, путаница в использовании вышеперечисленных понятий: топонимы, политонимы и конфессионимы смешиваются с этнонимами. На практике проблема определения отличия решается следующим образом: три первых вида номинаций могут измениться применительно к индивиду – если он покидает данную территорию, меняет гражданство или принимает другую религию, этноним же при этих обстоятельствах остается неизменным.

Как правило, даже на уровне обыденного сознания, конфессионимы довольно четко отличаются от этнонимов. Не везет, правда, в этом отношении, в том числе и в СМИ, двум названиям конфессионального характера. Одним из них является "индус", под которым почему-то понимается житель Индии, в то время как данное понятие обозначает приверженность к индуизму, и индусом может быть русский, швед, чилиец и т.д. Другим таким названием является "иудей", отождествляемое с понятием "еврей", хотя далеко не все евреи – иудеи, хотя на иврите и еврей, и иудей – йекуди. С одной стороны, среди них немало людей неверующих, с другой – могут быть адепты других религий. Так христианином, более того, православным священнослужителем, был трагически погибший, родившийся в семье еврейского происхождения, богослов А. Мень. Кроме того, иудаизм является этнической религией не только евреев, по и, даже при очень сложной идентификации их принадлежности к еврейской общности, еще нескольких этносов – крымчаков и караимов Крыма, татов Кавказа.