Религиозный культ и религиозные организации

Религиозная вера выражается в определенных действиях и отношениях, т.е. в религиозном культе. Культ – это социальная форма выражения религиозных переживаний, идей, понятий и образов, воплощение религиозной веры в действиях отдельных людей и социальной группы. Исполняя культ, верующий устанавливает связь с объектами своей веры, культ придает религии не только духовный, но духовно-практический характер.

Культ состоит из обрядов – стереотипных, повторяющихся действий, которые установлены традицией и обычаем и символизируют религиозные идеи и ценности, предметы и события. В обрядах сконцентрирован огромный культурный и социальный опыт, в нем зашифрована информация о наиболее важных, ключевых событиях в жизни общества, через исполнение обрядов этот опыт передается от поколения к поколению. Обряд появляется там, где другие способы трансляции культурного опыта – язык, орудия труда, непосредственное обучение и т.п., не действуют. Часто люди, исполняющие обряд, не понимают его рационально, по это и не нужно, ведь в обряде важнее эмоциональная сторона.

Обряды носят символический характер, они образно представляют религиозные события, предметы, идеи. За каждым движением или словом в обряде стоит идеальный смысл, и вне обрядового действия эти слова и жесты не имеют значения. Таким образом, смысл обрядовых действий не в них самих, а в том содержании, которое они представляют. Пока участники обряда расшифровывают его и эмоционально сопереживают, обряд живет, но если стоящие за обрядом смыслы и ценности перестают что-то значить и более эмоционально не трогают людей, то обряд умирает.

Каждая религия создает свою систему обрядовых действий. Ритуалы очищения и крещения, жертвоприношения и возжигания свечей, поклонение святым и соблюдение постов, заговоры и молитвы – все это примеры обрядов. О молитве стоит сказать особо, поскольку она является важнейшим компонентом многих религий. В молитвах верующий обращается к Богу или к святым с помощью слов. Считается, что вначале молитвы были частью жертвоприношений, но в развитых религиях они приобрели самостоятельный смысл. В зависимости от того, с какими чувствами верующий обращается к объектам своей веры, различаются и молитвы, с их помощью верующий может благодарить, восхвалять, просить и просто общаться с Богом или святыми. Кроме того, в христианстве, например, существуют специальные молитвы на каждый день недели. Возносить молитвы можно уединенно, тогда молитва исполняет психологические функции. Молиться можно и вместе с другими верующими, тогда функции молитвы не только психологические, но и социальные, она объединяет верующих, позволяет сопереживать и воздействовать друг на друга.

Коллективные молитвы, как правило, происходят в храмах, особым образом организованных пространствах, которые усиливают религиозные чувства. Убранство храмов, запахи, песнопения, действия священнослужителей вызывают особенные эмоции даже у неверующих людей.

В древнем обществе все члены родовой общины на равных участвовали в культовых действиях, роли различались лишь в зависимости от пола и возраста. Но вместе с развитием общества постепенно появляются специальные люди, которые отправляют культовые действияшаманы и колдуны. Поначалу они не имели особых привилегий перед другими членами общины, но позднее, на стадии формирования раннеклассового общества, служители культура образовали особый профессиональный слой и стали частью правящей верхушки. Жрецы – это уже отдельное привилегированное сословие, которое участвует в управлении государством, обеспечивает и контролирует религиозную жизнь общества. В одних странах жрецы – это часть знати, так было, например, в Древней Греции; в других обществах, в частности в Индии, – это отдельная замкнутая каста, которая занимает господствующее положение в обществе.

Едва появившись, сословие жрецов стало накапливать не только богатства, но и знания, во всех раннеклассовых обществах жрецы были самыми образованными людьми. Роль жрецов в обществе часто становилась главной, поскольку вся жизнь, государственная и политическая, нравственная и правовая, были сакрализованы.

Религия – это не только вера и культ, но еще и социальный институт, т.е. устойчивая, воспроизводящаяся форма коллективной деятельности людей. Все религиозные организации, независимо от типа, воздействуют на своих членов, следят за соблюдением религиозных норм, вырабатывают вероучение, разрабатывают систему его оправдания, обеспечивают культовую деятельность и руководят ею.

Основной религиозный институт – церковь – объединение верующих со строго централизованной системой отношений между священнослужителями и мирянами на основе общего вероучения и культа. Примерами церквей являются римская католическая церковь, русская православная церковь, англиканская церковь, независимая греческая (элладская) церковь и т.д. Церковь регулирует религиозную деятельность, контролирует поведение людей, сохраняет и передает религиозную информацию. Руководят церквями профессиональные священники. Церковь связана с государством, хотя в большинстве современных государств она отделена от государства. Принадлежность к церкви, как правило, определяется традициями общества и семьи, к которым принадлежит человек, однако в современном мире люди все чаще выбирают себе церковь самостоятельно и осознанно. В церкви нет строгого членства, а число приверженцев меняется и строго не контролируется.

Другая форма религиозного объединения – секта – возникает как оппозиция по отношению к какому-либо религиозному направлению или церкви. Секты претендуют на исключительность своих идей и ценностей, с этим связаны настроения избранничества, которые ведут к изоляционизму. Секты часто обвиняют исходную конфессию в искажении вероучения и призывают вернуться к подлинным истокам вероучения, они выступают не только против других церквей, но и против государства. Сектами являются Свидетели Иеговы, мормоны, Церковь Единения, духоборы, молокане и др. Членство в секте, в отличие от принадлежности к церкви, строго контролируется, а число приверженцев, как правило, невелико. В сектах нет жесткой иерархии и особых регламентированных отношений между священнослужителями и мирянами, часто между ними вообще нет различий. Одной из разновидностей секты является харизматический культ. Это тот случай, когда секта возникает на основе почитания какого-то конкретного человека, которому приписываются особенные божественные свойства. Узурпировав качества Бога, такая личность руководит сектой, контролирует жизнь своих последователей и требует от них абсолютной преданности. Примером харизматического культа является секта "Аум Синрике". Подобные секты существуют, пока жив гуру и те, кто с ним лично общался.

Срок жизни любых сект недолог, максимум 100–200 лет, после этого они либо исчезают, либо превращаются в церкви и деноминации. Например, христианство возникло как одна из сект в иудаизме, но позже стало мировой религией с множеством церквей. За последнее столетие появилось огромное количество новых сект, которые независимы от исходных религий, не хотят исправлять прежнее вероучение или возвращаться к истокам, современные секты часто ищут принципиально новые пути. Пример такой секты – движение "Нью-Эйдж". Кроме того, в современном обществе существуют секты, которые объединяют элементы разных религий, такова, например, секта "Као-Дай" во Вьетнаме, сочетающая в себе христианство, буддизм и даосизм.

Деноминация занимает промежуточное положение между церковью и сектой и объединяет черты обеих. Деноминации также иерархически организованы, как церкви, они не изолируются от основного вероучения, а с сектой их сближает строгий контроль членства и претензии на исключительность и окончательную истину. Примером деноминации является методизм. Деноминации не конфликтуют с государством, но в отличие от церквей и не стремятся к тесному контакту с ним.

Секта и деноминация – это религиозные организации, их следует отличать от ереси, т.е. неортодоксального религиозного учения. Секты и деноминации поддерживают ереси.

В современных религиях продолжается процесс образования церквей, деноминаций и сект, но развитые мировые религии все же представляют собой целостные и устойчивые системы. Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам. Именно в таком порядке они исторически появились и в такой последовательности мы будем их рассматривать. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и не должна ассоциироваться с какой-то одной нацией или государством. Версии мироздания, морально- этические нормы в мировых религиях различаются, но смысл остается один – устремленность человека к миру потустороннего и сверхъестественного и поиск спасения бессмертной души.