Лекция 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ И МОРАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Экономическая деятельность, связанная с реализацией материальных интересов людей, направлена на область "от мира сего", на ее преобразование. Но священные тексты разных народов обязательно включают хозяйственную тематику, а наше время отмечено настойчивыми попытками "вписать" в круг фундаментальных положений традиционных религий ценности экономического роста и предпринимательства. Поэтому важно иметь представление, хотя бы в самой общей форме, об исторической ретроспективе религиозных предписаний относительно экономической деятельности.
Из многообразных верований, к которым восходят нормативные морально-философские истоки мировой экономической мысли, особо значимую роль в истории сыграли религиозно-философские традиции великих цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока, Ирана, Индии и Китая. Эти традиции предшествовали либо сопутствовали возникновению мировых религий - христианства (с тремя его главными конфессиями - православием, католичеством и протестантизмом), ислама и буддизма. Христианство преобладающая ныне религия Европы и западного полушария; ислам - наибольшая по распространению из религий Востока; вместе с более древними иудаизмом и зороастризмом (ограниченным теперь локальной общностью) они составляют ряд монотеистических религий. Но большинство населения Азии сохранило политеистические верования; а крупнейшие из них - индуизм, господствующую религию Индийского субконтинента, и буддизм, который в странах своего влияния часто переплетается с национальным морально-политическим учением китайцев (хань) - конфуцианством (так что говорят о "буддийско-конфуцианском ареале").
Экономическая мысль цивилизаций Плодородного Полумесяца
Происхождение государственного сектора хозяйства
Первыми зачатками экономической мысли можно считать сведения о хозяйственном быте народов, хранящиеся в документах-памятниках древнейших цивилизаций. Стоит помнить, что само понятие "цивилизация" (от лат. - "городской") предполагает существование городов (укрепленных средоточий вооруженной силы, государственной власти, ремесла и торговли) в противоположность сельской округе, жители которой заняты возделыванием земли. Города как центры государственности, крупного (дворцового или храмового) и изощренного хозяйства (с ремесленным производством знаков богатства и власти, монументальным культовым зодчеством) возникли ранее всего на территориях ближневосточного "Плодородного Полумесяца". Одну его "полудугу" образуют нижнее течение Нила (с дельтой устьевых отложений) и восточная прибрежная полоса Средиземного моря с Палестиной и Финикией, а другую - междуречье Евфрата и Тигра (от греч. " Месопотамия " ).
Разливы "великих исторических рек" - Нила, Евфрата и Тигра - обеспечивали щедрую урожайность илистых почв, но требовали массовых ирригационных работ, породивших календарные расчеты по звездам и жесткое верховное управление. Города "Плодородного Полумесяца" вырастали как резиденции верховных распорядителей земли и воды, опиравшихся на пирамиду военнослужащих и чиновников. Государственный сектор, использовавший труд захваченных в войнах рабов, возвышался над совокупностью сельских общин, в рамках которых шло расслоение на сильных и слабых хозяев. Зажиточные предоставляли бедным займы и в случае невозврата долга обращали их в рабство. Этот процесс усугублялся, когда государство положило в основу своего содержания не дворцово-храмовое хозяйство, а обложение всего подвластного населения данью. Не способные к уплате дани попадали в число рабов.
Дворцово-храмовое хозяйство и поголовное налогообложение требовали крупномасштабного учета, что привело к возникновению первых форм письменности - клинописен и иероглифов. Высеченные на скалах либо выведенные на глиняных табличках и папирусе, они донесли до нашего времени сведения о хозяйственных порядках цивилизаций Плодородного Полумесяца.