Религиозные культы
Существовали у финикиян и многочисленные религиозные обряды. Считается, что культы в Сирии и особенно в Финикии были жестокими и грубо чувственными. Изображения богов показывают, что финикияне представляли себе их страшно свирепыми и уродливыми чудовищами. Они посылают засуху, болезни, мух, чтобы мучить человека, а мышей – истреблять посевы. Богов необходимо было задабривать жертвами, которые приносились везде: на горах, холмах, в долинах, в ручьях, реках и озерах. В жертву приносилось все: еда, одежда, животные, практиковалось и жертвоприношение людей. Существовали различные формы жертвоприношений, но в основном просительные и благодарственные. Главный дар богу – кровь. Часто люди обстригали себе голову в честь бога, поскольку волосы символизировали кровь. В Би- бле во время жертвоприношений богу Адонису река становилась кровавой. В честь богов устраивались мистерии, которые в большинстве носили хтонический характер. Лукиан рассказывает, что мистерии в честь Адониса распадались на две части: деревянное изображение убитого бога скрывали, а затем приготовляли так называемые адонисовые сады.
Это были корзины или сосуды, наполненные жирной землей или латуком. Женщины выставляли их у дверей на солнце, семена быстро прорастали и скоро увядали, что символизировало судьбу юного бога плодородия, сраженного зноем. Сады Адониса вошли в пословицу: их считали символом скоропреходящего бытия. Во время мистерий должна быть принесена в жертву женщина.
В Тире и Карфагене культы носили несколько иной характер. Там умилостивляли солнечного бога Мелъкарта, который был также богом мореходства, принося ему в жертву детей. При крайней опасности царь собственноручно закалывал своего первенца. Иногда в Карфагене устраивали целые гекатомбы из детей знатных фамилий. Подобные ужасные празднества происходили и без внешних причин, просто для умилостивления божества или в честь победы над врагом. Часто во время войны происходило сожжение пленных, из которых выбирались воины самые сильные и выносливые, без телесных недостатков. Цель сожжения заключалась в том, что огонь пожирал их и в виде дыма нес к богу.
Тирские и Карфагенские мореплаватели находили необходимым умилостивлять покровителей водной стихии человеческими и другими жертвами. Так, осажденные Александром Македонским тиряне рубили на куски на стенах города пленных солдат и бросали их в море.
Жертвы в честь моря указывают на то, что с течением времени у финикиян появилось представление о морском божестве. Археологи в Библе нашли монеты с изображением божеств большей частью в греческом обличье и с символами морского владычества. На беритских монетах божество стоит с трезубцем на четырех дельфинах, на библских – изображен морской гений в виде крылатого коня с хвостом дельфина, на тирских – Мелькарт, сидящий на морском коне и т.д.
Существовали в Сирии и Финикии храмы. Сведения о них мы можем получить из литературных и эпиграфических указаний, археологических данных, изображений на монетах. Первоначальное изображение храма отсылает нас в пустыню. В основе его лежит священный фетиш, окруженный двором. Фетиши были конусообразные или столпообразные, а иногда круглые камни или колонны, считавшиеся носителями божественной силы и называвшиеся "вефилями" – "домами божьими". Такие большие камни считались символами бога солнца. О подобных храмах сообщают Геродот, Иосиф Флавий. Рядом с храмом находился жертвенник. Кроме камней фетишами иногда выступали деревья и священные рощи – также носители божественной силы. В Берите была известна священная роща бога Эшмуна. Много было священных рощ, посвященных богине Астарте. Впоследствии наряду с культом настоящих деревьев, появляются культы условных деревьев, их воспроизведений или просто священных кольев, иногда украшенных лентами, называвшихся ашерами и ставившихся в храмах. Таким образом, первоначально финикийский культ был далек от антропоморфизма. Только под влиянием вавилонской, египетской, а потом и греческой религий появляются фетиши с антропоморфными чертами.
При храмах действовали многочисленные коллегии жрецов. Многие их них были царского рода, например служители богу Мелькарту. Существовали также наследственные жреческие роды.
Сирия и Финикия вместе с Египтом и Персией сыграли видную роль в распространении религиозного мировоззрения но всей Римской империи.