Лекция 7. РЕЛИГИИ ОКЕАНИИ
В числе наиболее характерных верований коренных жителей островов Океании следует назвать прежде всего веру в мана и практику табу. Оба эти термина, прочно вошедшие в современный язык религиоведческих исследований, происходят из языков аборигенов Океании: мана – из языка племени маори, населяющего остров Новая Зеландия, а табу (варианты: тапу, капу) – из полинезийских языков. Первым обнаружил и описал феномен веры меланезийцев в мана Р. Кодрингтон, который сообщил об этом в письме к Максу Мюллеру в 1878 г.: "Религия меланезийцев, – писал Кодрингтон, – в смысле верований состоит в убеждении, что всюду существует сверхъестественная сила, принадлежащая к области невидимого; а в смысле практики – в употреблении средств для обращения этой силы в свою пользу. Есть вера в силу, которая отличается от физической силы и действует самыми различными путями для добра и зла; и обладать ею или направлять ее – величайшее преимущество. Это есть мана. Вся меланезийская религия состоит по существу в приобретении этой мана для себя или в использовании ее для своей выгоды..."[1]
Мана представляет собой некоторое сверхъестественное качество объектов, духов или людей, которое сообщает им особенную силу и способность производить некоторые исключительные действия. Довольно часто европейские исследователи вольно или невольно сближали мана с понятием энергии. Особенно усиливало эту аналогию то обстоятельство, что мана как бы обладает свойством текучести: она способна передаваться от одного объекта или человека к другому, увеличиваться или уменьшаться, накапливаться и расходоваться в подходящий момент; объекты могут заряжаться ею друг от друга и т.д. Владелец камня, имеющего сильную мана, дает его в пользование своим соплеменникам, чтобы те подержали около этого камня другие камни, и последние тоже приобретают мана. Однако понимание мана как некоего аналога энергетической субстанции имело и своих противников. Так, М. Элиаде считал, что мана – не более чем качество, даруемое людям и предметам высшими существами и связанное прежде всего с социальным успехом и великими свершениями[2].
Понятие табу тесно связано с мана и означает способность объектов и людей оказывать прежде всего негативное, опасное воздействие, вследствие чего их приходится опасаться, и на контакты с ними налагается запрет. Табу может быть постоянным или временным. Постоянным является табу вождей, составляющее важный элемент распространенного в Полинезии и юго-восточной части Меланезии культа вождей. Для рядового члена племени табуированы не только приближение и прикосновение к самому вождю, но даже опосредованные контакты с ним. Если вождь входит в чью-то хижину, хозяева больше никогда не смогут войти в нее и должны позаботиться о новом жилище; вождь не станет раздувать огонь под котелком, в котором готовится пища, потому что в этом случае мана вождя перейдет на огонь, от огня на котелок, из котелка на пищу, а это непременно погубит тех, кто будет ее есть. Иногда вожди даже избегают прикасаться ногами к земле и прибегают к услугам носильщиков, чтобы не сделать землю табуированной для соплеменников. Также являются практически постоянными главные табу тотемизма (в Океании тотемистические верования сохранились у папуасских племен) – нс убивать и не есть мясо тотемного зверя, а также сложная система запретов, которыми опутаны отношения между родственниками и представителями различных фратрий племени.
Временные же табу могут относиться к рядовым общинникам в отдельные периоды их жизни. Табу на некоторое время бывают воины по возвращении из походов, женщины после родов, родственники умершего на какой-то период после смерти (особенно те, кто имел отношение к обрядам погребения); соответственно, табу становятся имена табуированных лиц и предметы, связанные с ними.
Важнейшим элементом религиозных верований, общим для всего коренного населения Океании, является магия. Практикуются различные виды магии – хозяйственная, военная, лечебная, вредоносная, любовная и т.п. Особенно разнообразны приемы хозяйственной магии. Практически всюду существуют профессиональные знахари, колдуны, шаманы, которые специализируются на отдельных видах магии; военная магия находится преимущественно в руках вождей. Однако магические обряды отнюдь не являются исключительной прерогативой "специалистов"; их могут осуществлять все, и многочисленные магические процедуры сопутствуют жизни островитян на каждом шагу. Магическое значение имеют и многие ритуалы, совершаемые по праздникам, хотя в качестве их мотива может выступать и желание задобрить духов. Именно в Океании – на Тробрианских островах – Б. Малиновский сделал свое знаменитое наблюдение относительно связи магических процедур с теми сферами деятельности, где не гарантирован успех и присутствует фактор опасности; магия не используется в тех делах, успешность которых зависит от полностью подконтрольных обстоятельств. "Существуют некоторые весьма значимые и жизненно важные виды деятельности, – писал Б. Малиновский, – в которых отсутствие магии бросается в глаза. Ни один туземец никогда не станет возделывать огород с посадками маиса или таро без обращения к магии. Тем не менее, культивирование некоторых важных растений – таких как кокосовая и арековая пальмы, бананы, манго и хлебное дерево – не сопряжено с магией. Рыболовство – вид хозяйственной деятельности, занимающий по своей значимости второе место после земледелия, – в некоторых из своих форм связан с изощренной магией. Так, опасная охота на акул, на неведомых калала или тоулам окутаны магией. Однако столь же жизненно важный, но легкий и надежный метод добычи рыбы глушением вообще нс имеет своей магии. При изготовлении каноэ – деле, изобилующем техническими трудностями, требующем организованного труда и сопряженном с последующими опасными плаваниями, – ритуал сложен, тесно переплетен с работой и считается абсолютно необходимым. При возведении жилищ – таком же сложном с технической точки зрения занятии, но не связанном ни с опасностью, ни с игрой случая и не требующем таких развитых форм сотрудничества, как строительство каноэ, – работа не сопровождается никакой магией. А такие дела, как война и любовь, и такие проявления роковых и природных сил, как болезни, ветер, солнце, дождь, по туземным представлениям, почти полностью подчинены магии"[3].
Наиболее ранние формы религии сохранились преимущественно в западной части Меланезии, населенной племенами, которые по уровню социального развития стоят на самой низкой ступени в Океании и во многих отношениях приближаются к австралийским аборигенам. Так, у племен папуа и миринд-аним (Новая Гвинея) преобладающей формой верований является тотемизм, сохранились инициации (правда, в менее жесткой форме, чем австралийские), а также верования и обряды, посвященные духам предков, которые в точности повторяют мифы и обряды австралийских аранда. С почитанием предков был связан весьма характерный культ черепов. Так, в северо-восточной части Новой Гвинеи из дерева изготавливались фигурки предков, именовавшиеся корвары, головы которых представляли собой настоящие черепа умерших людей.
Вообще почитание предков следует считать культом, распространенным по всей Океании, хотя формы и степень интенсивности этого культа весьма различны. Большой интерес представляет данное Б. Малиновским описание культа предков и представлений о загробной жизни у племени северных массим, обитающего на Тробрианских островах. Тробрианские аборигены считают, что после смерти человека продолжают жить не один, а два его духа – балома и коси. Коси некоторое время после смерти пребывает неподалеку от деревни, где жил умерший; этот дух склонен к разного рода проделкам, грубым шуткам и мелким пакостям, однако никогда не причиняет серьезного вреда, так что не внушает большого страха живым, и вообще этому духу не придается большого значения. Гораздо большее значение имеет балома; этот дух отправляется в страну умерших, каковой считается остров Тума. Это вполне реальный остров, на котором есть и обычные деревни живых людей, однако считается, что по соседству с ними существуют и невидимые деревни, в которых живут балома. У них есть свой вождь – Топилета, который встречает каждого новичка и указывает ему дорогу, по которой тот должен идти. На Туме дух обретает счастливое существование, обязательно вступает в брак и проживает еще одну жизнь, после чего вновь умирает. После этой повторной смерти он превращается в младенца, даже в зародыша (точнее, в дух будущего ребенка), и, проникая в чрево женщины, дает начало новой жизни (таким образом, личное бессмертие понимается как реинкарнация). Однако, пока это не произошло, балома поддерживает контакты с миром живых, навещает свою деревню, является родственникам в снах, а во время праздника миламала, наступающего после сбора урожая, все балома обязательно приходят в ту деревню, в которой они жили, и участвуют в празднествах, строго следят за соблюдением обычая, принимают подношения. Кроме того, с ними связаны магические обряды, и многие формулы магических заклинаний содержат в себе обращение к балама.
В Центральной Меланезии значительное развитие получили мужские союзы. Так, например, на архипелаге Бисмарка существуют тайные колдовские общества Ингиет, практикующие различные виды магии, и союз Дук-Дук (дук означает дух умершего), члены которого периодически устраивают ритуальные шествия в устрашающих нарядах и масках, изображая духов (эти шествия происходят один раз в год и длятся месяц). Аналогичным образом на Банксовых и Ново-Гебридских островах религиозно-магический союз Тамате связан с культом духов умерших, и члены его также изображают духов, используя маски и переодевания.