Религии в Древней Месопотамии

Долина рек Тигра и Евфрата, называвшаяся в древности греческим именем Месопотамия, что означает "Междуречье", стала колыбелью наиболее древних в истории государственных образований. Исторически и географически Месопотамия делилась на южную и северную. Южная Месопотамия в некоторых памятниках называется Сенна- аром, где жили шумеры. Постепенно часть шумеров проникла в северную часть Сеннаара, а одна группа продвинулась еще дальше и основала город и государство Мари на Евфрате (на западном рубеже будущей Ассирии). Позднее, около 3500 лет до н.э., северную часть Сеннаара заняло кочевое скотоводческое семитское племя, пришедшее из Аравии, население которого получило название аккадцев по имени их города Аккада.

Изучение истории государства Древней Месопотамии стало возможным только в XIX в. В ходе археологических исследований открывались памятники письменности, культуры, по которым ученым удалось восстановить быт, религию, искусство Древней Месопотамии. Памятники письменности удалось изучить только после дешифровки системы знаков и установления грамматического строя языка.

Религия Шумера

Письменность шумеров – клинопись – надписи на глиняных плитах или таблицах. Большинство шумерских текстов дошло до нас в записях-копиях, сделанных, когда сам шумерский язык уже вымирал (XIX– XVIII вв. до н.э.). Многие из них сохранились в фрагментарном виде. Это – стихотворные записи мифов, сказания, молитвы, плачи, гимны богам и царям, псалмы, любовные песни, поэмы и т.д.: "Энки и мироздание", "Инанна и Энки", "Гора небес и земли", "Сотворение людей", "Когда вверху", "Сотворение мотыги", "Миф о потопе", "Сказание об Атрахасисе", "Полет орла", "Иштар и Думузи", "Ловец рыбы Адапа" и т.д. Одним из самых значительных произведений вавилонян является знаменитая "Поэма о Гильгамеше". Из произведений нравоучительной литературы интересен "Разговор господина с рабом". К числу светских произведений относятся царские надписи исторического содержания. В них в число действующих лиц вводятся боги.

В конце IV тысячелетия до н.э. в Сеннааре сложилось свыше двух десятков мелких государственных объединений, которые по титулу "патеси" принято называть патесиатами. Каждый иатесиат имел свой городской центр, например Эриду, Ур, Ларса, Шуруппак, Киш. Между патесиатами не было единообразия в религиозных ритуалах и мифологии, хотя они и почитали несколько общих космических божеств. Так, в городе Эриду почитали бога Энки (шум. "владыка земли", "владыка низа"),

Эйя, Эа, Хайа (аккад.) – одно из главных божеств шумеро-аккадского пантеона. Письменные сведения о нем восходят к XXVII–XXVI вв. до н.э. Он – хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, а также поверхностных земных вод, бог мудрости и заклинаний, владыка божественных "ме", создатель вместе с богом Энлилем первых людей, скота, чудесных растений, устроитель мирового порядка на земле.

Во всех патеси Шумера соблюдался культ бога Энлиля, одного из древнейших шумерских богов, именовавшегося "отцом". Вероятнее всего, Энлиль был богом- родоначальником, покровителем древнейшего шумерского племенного союза Ниппура, в столице которого, носившей название Экур, что означает "дом на горе", находился его храм. Энлиль также считался богом земли, победившим чудовище Тиамат, которая царила в водяном хаосе, сотворил сушу, землю и людей. Шумерские патеси Сеннаара строили свои храмы в городах, им принадлежащих, в честь Энлиля и делали обязательные жертвоприношения.

Кроме того, шумерские патеси почитали бога Ану (шум. "небо") – главного бога У рука, Нинмах (Мах) – богиню- мать. В городе Адаба ей был посвящен храм. В шумерском мифе "Энки и Нинмах" она выступает как создательница людей.

На севере Сеннаара ок. 2400 г. до н.э. набирали силу семитские правители Аккада. Под руководством первого царя царства Аккада Шаррумкена (Саргона) произошло объединение Шумера и Аккада. Царство Аккада просуществовало всего 180 лет (2369–2189 гг. до н.э.). Последующие царства – III династия Ура и древневавилонское царство – были преемниками царства Аккада. Культура Шумера во многом повлияла на культуру Аккада.