Религии античности
Греки разработали оригинальную религиозную систему, в которой трактовка божества отличалась от принятой в большинстве древневосточных религий. Хотя греческая религия пронизывала собой всю повседневную жизнь, она не имела строго определенной системы культа, законодательно закрепленной священной истории и догматики.
Греческих богов делят на хтонических (от греч. χθών – земля) богов и богов олимпийского пантеона. Хтонические боги – это божества земли, преисподней, податели плодородия (Деметра, Плутон и др.), олимпийские (от названия горы Олимп) – небесные боги (верховный бог Зевс, Аполлон, Афина, Артемида и др.). Олимпийский пантеон начал формироваться в микенскую эпоху (XVI–XII вв. до н.э.), однако широкое распространение получил только в гомеровскую. По словам историка Геродота (ок. 484–425 гг. до н.э.), богов грекам создали поэты Гомер (VIII в. до н.э.) и Гесиод (VII в. до н.э.). Так, Гесиод в поэме "Теогония" связывает олимпийских богов с существовавшими ранее местными народными религиозными представлениями.
В эпоху греческой колонизации (VIII–IV вв. до н.э.) ослабевали родовые связи, поэтому культ предков отходил на второй план и усиливалась роль общегреческих, прежде всего олимпийских, божеств. Олимпийский пантеон отражал религию общества, достигшего высокой степени социальной дифференциации: боги покровительствовали государству, законам (Зевс, Афина), военному делу (Арес), торговле (Гермес), ремеслу (Афина), сельскому хозяйству (Деметра).
Боги греков были антропоморфными, они испытывали человеческие страсти. Греки полагали, что боги влияют на жизнь людей, но над ними самими властвует судьба. В результате политической раздробленности в Греции возникло множество очень близких, но не идентичных религиозных систем. В каждом полисе был свой пантеон, включавший как общегреческих, так и местных богов.
Классическая система богов и героев сохраняла множество архаических рудиментов вплоть до падения античной культуры, благодаря которым восстанавливается история религии Греции.
Рассмотрение так называемой минойской религии (XVIII–XII вв. до н.э.) затруднено отсутствием письменных источников. Ее реконструируют на основе археологических данных острова Крит (фрески, скульптура и т.д.). О религии греков микенской эпохи можно судить на основании как археологических, так и письменных памятников – табличек линейного письма, в которых упоминаются имена богов, вошедших впоследствии в олимпийский пантеон.
Особенностью греческой религии является культ героев. Герой – это сын божества и смертной, который обладает некой силой, доброй или злой, и требует соответствующих почестей. Исторические лица (основатели городов или их защитники) также могли почитаться как герои. Культ героев объединял жителей какой-либо местности, но мог быть и общегреческим, как культ Геракла, сына Зевса. Впоследствии на базе героического культа сформировался культ правителей эллинистических государств (IV–I вв. до н.э.).
Главной составной частью религии был культ: греки услаждали богов праздниками, во время которых устраивали процессии и жертвоприношения. Местами отправления культа были горы, рощи, пещеры, источники и т.п., которые считались особенно приятными богам по своим природным свойствам и где впоследствии сооружались святилища. Основу святилища составлял отделенный оградой участок, на котором находился жертвенник – алтарь и храм – хранилище священного изображения бога. Следует отметить, что священнодействия совершались не внутри храмов, а перед ними.
Места, связанные с государственной жизнью (здание совета, улицы, рыночная площадь), находились под покровительством богов. Так, в греческом полисе на акрополе обычно строили храм Афины, святилища героев сооружали в центре города, на границе города и на границе территории полиса, святилища Деметры и Зевса находились в сельской местности, на границах полиса располагались святилища Геры или Посейдона, а в рощах и у источников – святилища Артемиды.
Основу культовой практики Греции составляли жертвоприношения богам и героям, благодарственные и умилостивительные, имевшие целью снискать благосклонность в будущем. Жертвоприношения были и бескровными: фигурные лепешки, печенья, возлияния маслом, молоком, – и кровавыми, во время которых в жертву приносили чаще всего домашних животных: быков, овец, коз, свиней; отдельные части их сжигали, а остальные жарили для пира. Жертвоприношения сопровождались молитвами, состоявшими из обращения к одному или нескольким богам, изложения просьбы и указания причин, по которым она должна быть исполнена.
Каждый гражданин полиса мог исполнять религиозные функции благодаря принадлежности к определенному роду или в результате выборов, особой касты жрецов не было; жрецы имели статус должностных лиц и могли совмещать жреческую должность с какой-либо другой. Сферой деятельности жреца был храмовый культ: знание особенностей ритуала данного святилища, забота о статуе божества и устройстве священнодействий, ОГЛАВЛЕНИЕ святилища, приношений.
Государство не касалось религиозных верований отдельных лиц до тех пор, пока они исполняли все свои обязанности но отношению к культу, но как только кто-то публично выказывал свое неверие или непочтение к богам, не исполнял обрядов культа или сообщал свои взгляды другим, как философы Анаксагор (ок. 500–428 г. до н.э.) и Сократ (470–399 гг. до н.э.), наказывало. Таким образом, греки, не имея строго определенных догматов веры, терпимо относились к различию мнений, пока эти мнения не нарушали установлений законов.
Для выяснения воли богов греки обращались к гаданиям и оракулам. Предсказатели узнавали ее по полету и крикам птиц, атмосферным явлениям, горению жертвенных частей и внутренностям жертвенных животных. Оракулами (лат. oraculum) назывались места, где люди вопрошали богов и с помощью жрецов истолковывали их ответы. Наиболее известными были оракулы Аполлона в Дельфах и Зевса в Олимпии.
Мистериальные (от греч. μυστήριον – таинство) культы можно определить как особое проявление ритуализма, на стыке ритуальной традиции и философии: посвященный искал особой близости с одним или несколькими божествами, которые должны были обеспечить ему счастливую жизнь и помочь после смерти. Мистерии заключались в проведении процессий в честь богов (Деметры и ее дочери Персефоны в Элевсине, Диониса) и участии в священнодействиях, о которых почти ничего не известно, так как посвященным нс разрешалось разглашать таинства.
Большинство праздников определялось циклом земледельческих работ. Праздник состоял из шествия жрецов и дарителей к храму или алтарю, во время которого приводились жертвы, приносились дары или какие-либо предметы, связанные с почитанием этого бога. Шествия в честь Диониса дали начало греческому театру.
Помимо своих праздников в каждой области Греции были и праздники общегреческие: Олимпийские игры в честь Зевса в Олимпии, Пифийские в честь Аполлона в Дельфах, Истмийские в честь Посейдона в Коринфе и Немейские в честь Зевса в Немее. Они проводились раз в несколько лет и состояли из священнодействий и состязаний, спортивных и мусических (поэтических и музыкальных). Победители получали в награду венки из ветвей различных растений (оливы, лавра и др.) и почитались на родине как герои.
В эпоху эллинизма наблюдался рост личной религии, возобновлялся интерес к прежним мистериальным культам и организовывались новые, например, мистерии египетской богини Исиды по образцу элевсинских таинств Деметры. Появились синкретические культы, боги греческого пантеона отождествлялись с восточными божествами. Так, египетский бог Сарапис объединил в себе греческих Зевса, Гелиоса, Асклепия и местного бога Аписа. Широко распространились культы универсальных божеств (Зевс Высочайший), культ правителей. В культе правителей слились древневосточные представления о божественности царской власти и греческий культ героев – основателей городов. В дальнейшем в Римской империи из культа эллинистических правителей развился культ императоров.