Рекламный ролик (клип) как основной жанр рекламы на телевидении
Понятия "рекламный ролик" и "клип" мы используем как синонимы. Многие авторы, исследующие рекламу, также отмечали синонимичность этих понятий. В словаре рекламных терминов представлено еще одно определение – "рекламный спот", которое словарная статья трактует как "рекламный телевизионный ролик".
Хронометраж
Продолжительность рекламного ролика для телевидения – от 10 до 60 секунд. Редкий случай, когда рекламодатель заказывает больший его хронометраж. Росситер Дж., Перси Л., авторы книги "Реклама и продвижение товаров", отмечают: "В настоящее время в США примерно 65% телевизионной коммерческой рекламы длится 30 секунд и 31% – 15 секунд. Оставшиеся 4% приходятся на более продолжительную рекламу, 60-, 45-, 90- и 120-секундную, или более короткую – 20- и 10-секундную". В России примерно такая же ситуация, хотя в последнее время проявляется тенденция снимать ролики с учетом возможности его укороченного показа. Поэтому один и тот же клип может быть представлен зрителю как в 30-секундном хронометраже, так и в 15- и даже 5-секундном. Связано это, конечно же, с экономией бюджетов. Но укороченный ролик, как правило, показывается в конце рекламной кампании, когда зритель уже запомнил сюжет и легко вспоминает по короткому отрывку о рекламируемом товаре.
Структура и сюжет
Дж. Росситер и Л. Перси выделяют в рекламном ролике два уровня структурных факторов: видео- и аудиофакторы. Среди видеофакторов наиболее важными они считают ритм и скорость, или темп, рекламы. Как аудиофакторы Росситер и Перси рассматривают слова и музыку телевизионных роликов.
В последние годы наблюдается тенденция к динамичному развитию сюжета в рекламном ролике. При этом уменьшается длительность кадра или сцены. Те же авторы приводят такой пример: "В начале 80-х годов “кадр”, или “сцена”, в 30-секундной телевизионной рекламе длился в среднем 3,9 секунды, к 1991 году эта цифра снизилась до 2,3 секунды, что на 40% быстрее". По мнению исследователей, увеличение скорости телевизионного ролика приводит к увеличению внимания к нему, а снижение скорости, напротив, дает сильное снижение внимания.
Структурные составляющие рекламного ролика – видеоряд с определенным ритмом и темпом, музыкальное оформление и текст рекламы – должны хорошо сочетаться и приводить как минимум к тому, чтобы аудитория обратила на рекламу внимание, а как максимум – запомнила и рекламу, и рекламируемый продукт.
Приемы рекламирования
Попытка классифицировать рекламные телевизионные ролики предпринималась многими авторами, пишущими о рекламе. Например, в книге Н. Голядкина "Творческая телереклама (из американского опыта)" предлагается жанровая классификация рекламных сообщений в США. Он выделяет:
• прямую продажу;
• обращение от лица фирмы;
• рекомендации знаменитостей и специалистов;
• интервью с покупателем;
• демонстрацию;
• прямое сравнение товаров;
• драматизацию;
• музыкальную рекламу;
• анимацию.
Мы вынуждены отметить, что в данном случае происходит смещение понятий. Как уже говорилось в одном из предыдущих параграфов данной главы, мы склонны рассматривать прямую рекламу как форму телевизионной рекламы, выделяя в ней как один из жанров рекламный ролик. В классификации Н. Голядкина мы скорее усматриваем приемы организации материала в рамках рекламного ролика как жанрового образования. Кроме того, здесь же представлена характеристика, отражающая технологические особенности создания рекламного ролика, – анимация. Что касается выделяемой отдельно "музыкальной рекламы", то мы уже отмечали, что музыка рассматривается нами как структурный элемент телевизионной рекламы. Музыкальное сопровождение используется в той или иной мере в большинстве рекламных телевизионных роликов.
Известный исследователь рекламы Олег Феофанов, говоря о телевизионной рекламе, выделяет две тенденции: "киношную" и "рекламную". Он пишет: "Наблюдая за бурным развитием видеорекламы у нас в стране, я пришел к выводу, что здесь все более очевидно проявляются две тенденции. Одну из них, с определенной долей условности, можно назвать “киношной”, а другую – собственно “рекламной”.
Поскольку первыми мастерами, снимавшими рекламные клипы, были, да и пока остаются, люди, связанные в первую очередь с кино, то первое направление доминирует. Здесь главные герои клипа – режиссер, оператор, актер. Во втором направлении главный герой – сам товар или услуга. В первом случае создается занимательная интрига, перекладывается на киноязык притча, анекдот, байка, просто занимательный сюжет, не имеющий к товару прямого отношения. Они представляют собой гипертрофированный “ай-стоппер”, элемент рекламы, привлекающий внимание. После такого киносюжета объявляется рекламодатель, скажем, банк “Империал”. Хотя здесь можно подставить любого заказчика, скажем, фабрику “Богатырь”, Останкинский мясокомбинат и т.д. Из-за своей яркости и привлекательности эти “ай-стопперы” затмевают упоминание о товаре или услуге...
Второе направление органично связано с конкретным товаром или услугой. “Обыграть” это гораздо сложнее, но более эффективно с точки зрения продажи. Конечно, оба направления имеют право на существование, но мне кажется, что по мере взросления нашей рекламы второе направление станет у нас доминирующим... Здесь уместно вспомнить совет Дэвида Огилви: “Самый сильный компонент телерекламы – сам товар. Покупают товар, а не рекламу”".
Сегодня на российском телевидении все более развивается именно рекламное направление, которое и предсказывал Олег Феофанов. Ролики банка "Империал", хотя и сделаны были с поразительной киношной точностью, к сожалению, действительно не рекламировали товар, а создавали имиджевую иллюзию без реальной на то рыночной основы.