Реклама на транспорте (транзитная реклама)
Этот вид рекламы хорош своей массовостью – он дойдет до всех, кто бывает на улице. В этом же его недостаток – отсутствие целенаправленности. Поэтому с помощью рекламы на транспорте лучше всего продвигать на рынок товары и услуги массового спроса.
Из всех видов пассажирского транспорта в наибольшей степени удобно для размещения наружной рекламы метро.
Считается, что реклама в метро по эффективности находится на третьем месте после телевидения и прессы. Спрос и предложение па рекламу в метро из года в год растут. Исследования показывают, что 47% опрошенных пассажиров метро (москвичей) считают, что реклама в метро является источником полезной информации, и хотят, чтобы такой информации было больше. В условиях многомиллионного города, когда поездки в метро занимают полтора-два часа ежедневно, у пассажира достаточно времени, чтобы воспринимать информацию. Когда изо дня в день человеку попадается на глаза одно и то же объявление, он запоминает его практически наизусть, и даже если сразу он ничего не покупает, то надолго становится потенциальным покупателем товара/услуги.
Использование Интернета
Интернет революционно преобразовывает мировое информационное пространство. Реклама как один из важных информационных потоков, заполняющих информационное пространство, конечно, не может стоять в стороне.
Реклама – одна из основных областей бизнеса, активно использующих информационные технологии. Первые признаки рекламной революции мы наблюдаем па примере развития сети Интернет, которая начала предлагать электронное пространство под рекламу.
Интернет (Internet) – глобальная компьютерная сеть, представляющая собой совокупность многих сетей. Она обеспечивает взаимодействие между компьютерами и компьютерными сетями по всему миру и позволяет пользователям обмениваться информацией, программами, общаться друг с другом. Своим появлением Интернет обязан военному ведомству США – Пентагону, где создавалась глобальная компьютерная сеть как оборонный проект. Необходима была надежная телекоммуникационная сеть, которая продолжала бы нормально функционировать даже при физическом уничтожении значительной части линий связи. Именно тогда Агентство перспективного планирования министерства обороны США (DARPA) выступило с инициативой создания "средств взаимосвязи пакетных сетей обработки данных" (приложение 4).
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью мирного демократического развития международного сообщества. Он способствует разрушению информационных барьеров между странами, увеличивает возможности научного и делового сотрудничества, своей доступностью способствует большей открытости, гласности и информированности в обществе.
Более 2 млрд жителей планеты пользуются всемирной паутиной. Примечательно, что практически половина активных пользователей Интернета живут в азиатских странах. По данным глобального аналитического исследования, проведенного компанией The Royal Pingdom, почти 1 млрд пользователей Интернета проживают в Азии. При этом интересно, что распространение Интернета среди населения стран Азии составляет только 23,8%[1].
Зависимы от всемирной паутины жители стран Европы. Так, 476,213 млп европейцев знают, что такое Интернет (58% всего населения стран Европы). Самые интернет-зависимые пользователи живут в Северной Америке. Там используют Интернет 272,066 млн человек, при этом проникновение сети составляет 78%. Немного отстают от своих "северных коллег" жители стран Латинской Америки и Карибского бассейна – 215,939 млн пользователей. Проникновение Интернета для этой части света составляет 36,2% (рис. 1.1).
Меньше всего интернет-пользователей в Австралии и Океании – всего 21 млн чел. Интересно, что еще 11 лет назад самым "отстающим" регионом были страны Среднего Востока (всего 3 млн пользователей), а сейчас в этом регионе 68,553 млн граждан знают и активно используют глобальную сеть.
В настоящее время число пользователей Интернета во всем мире неуклонно растет. Эксперты утверждают, что именно реклама станет вскоре одним из основных источников финансирования Интернета.
Рис. 1.1. Использование Интернета в разных регионах мира
Экспансия рекламы в Интернете впечатляет. Свои сайты в сети имеют практически все крупные компании, а также многие средние, и даже мелкие. Пионерами размещения рекламы в Интернете выступили такие фирмы, как Levi Strauss, Satum и Colgare-Palmolive.
Основными участниками электронного рекламного рынка являются, во-первых, рекламодатели, во-вторых, поставщики рекламных площадей – популярные директории, поисковые системы, виртуальные торговые центры, электронные аналоги печатных изданий, развлекательные серверы, и, в-третьих, рекламные агентства, которые предлагают широкий спектр услуг, включая размещение рекламных материалов на популярных web-страницах (media buyers). Что касается рекламодателей, то их количество в Интернете продолжает расти. По данным экспертов, число коммерческих web-серверов в сети (т.е. серверов, созданных компаниями для распространения информации о своих товарах и услугах) увеличивается постоянно.
Следует также сказать, что на сегодняшний день корпоративные web-сайты составляют порядка 50–60% всех ресурсов Интернета. Лидирующее положение среди рекламодателей в сети пока занимают компании, связанные с компьютерным бизнесом и высокими технологиями (на них приходится 58% web-серверов). Компании именно этой категории составили десятку крупнейших рекламодателей в Интернете (Microsoft, Netscape, Excite, Infoseek, IBM, Dell Computer и др.), которые обеспечили 28% всех вложений в электронную рекламу. Следует отметить, что многие из них одновременно являются и крупнейшими поставщиками "рекламных площадей" в сети. Следующую позицию занимают производители потребительских товаров (14%), затем идут компании, работающие в области телекоммуникаций (8%), автомобильной индустрии (4%), финансов (2%) и др. Но и такие лидеры среди традиционных мировых рекламодателей, такие как General Motors, AT&T, Ford Motors, заявляют об ориентации на Интернет как об одной из важнейших частей своих долговременных рыночных стратегий. Так, благодаря Интернету Ford Motors осуществил переход на электронные методы ведения бизнеса.
Интернет решительно меняет правила игры и требует коренного пересмотра традиционных способов ведения бизнеса: схем распределения (distribution) товара, организации работы внутри компании, взаимоотношений с поставщиками. Всего шесть лет назад консалтинговая фирма Arthur Andersen, чтобы связать 60 тыс. своих сотрудников по всему миру, купила у фирмы Lotus Development 60 тыс. лицензий па программу электронной почты. Сейчас с этой задачей справится одна сеть Интернет.
Особое развитие в последнее время получает многоуровневый (multi level), или сетевой, маркетинг (MLM). Логика проста: каждый покупатель определенного товара является одновременно его коммивояжером. Вербуя ряды себе подобных, он получает долю выручки не только от сделок, заключенных между ними, но также от всех продаж, которые сделают новобранец и все люди, завербованные им. Интернет позволит ускорить процесс получения информации, и вы сможете неплохо заработать, не отходя от своего компьютера. В Интернете по принципу MLM торгуют не материальными объектами и даже не информацией, а вниманием клиентов. Так, путешествующий по сети обязуется одновременно просматривать рекламные объявления, а в обмен за каждый час такой добровольной экзекуции получает определенную плату. Параллельно с просмотром объявлений пользователь может "ходить" на любые web-сайты – рекламные баннеры[2], занимающие сравнительно небольшую площадь экрана.
Интернет становится нормой деловой жизни. Отказаться от прежнего опыта и подвергнуть ревизии свои взгляды на то, как следует вести бизнес, необычайно трудно, но иного пути у предприятий нет. В целом реклама в Интернете выгодна прежде всего компаниям, чьи продукты и услуги рассчитаны на международную аудиторию. Однако в последнее время присутствие в сети становится модным уже само по себе, оно как бы является показателем того, что компания использует всевозможные прогрессивные технологии для повышения качества работы с клиентом и собственной деловой активности. В этой связи можно говорить об Интернете как об инструменте public relations, так как присутствие в сети способствует повышению имиджа в глазах потенциальных покупателей.
Активными участниками электронного рекламного рынка являются владельцы всевозможных баз данных, информационных центров, каталогов, программ поиска в Интернете. Бессистемно-анархическое развитие сети делает чрезвычайно ценными услуги по поиску нужной информации в электронной среде, превращает предоставление таких услуг в выгодный вид компьютерного рекламного бизнеса. Сегодня в Интернете помимо многочисленных специализированных баз данных деловой информации, можно выделить порядка 15 наиболее популярных бизнес-директорий, на которых расположены предметно ориентированные каталоги ресурсов Интернета (Yellow Pages On Line, World Wide Yellow Pages, The Yahoo Index, Web Crawler, директория директорий AT&T и др.). За один день к ним обращаются в среднем около 1 млн человек из разных точек земного шара. С популярностью директорий в WWW могут конкурировать только развлекательные серверы. Эксперты утверждают, что в 1997 г. наиболее посещаемые web-серверы но охвату аудитории превзошли те возможности, которые предоставляют рекламодателям американские телевизионные шоу в лучшее рекламное время (prime-time).
С точки зрения достижения целевой аудитории, наибольшие возможности для размещения рекламы предоставляют поисковые системы в Интернете (Google, Yahoo!, Facebook, Infoseek, Excite, Web Crawler, Lycos и др.).