Как регулируются права субъектов на информационные ресурсы и их отдельные объекты действующим законодательством Российской Федерации
Вопрос о праве собственности на информационные ресурсы и об исключительных правах субъектов, создающих и использующих информационные объекты, как уже отмечалось, представлен в Законе об информации 2006 г. недостаточно ясно. Законодатель ушел от ряда вопросов, непосредственно касающихся правового режима применения прав субъектов в качестве "обладателя информации".
В ст. 1 и этого Закона сделана оговорка, что положения его не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Предполагается, что эти вопросы перенесены на площадку части четвертой ГК РФ, что обязывает обеспечить согласование и преемственность этих самостоятельных законов.
В ст. 4 Закона об информации присутствует норма, согласно которой "порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации". Следовательно, и вопрос о том, какая информация в электронной форме, в какие сроки и в каком режиме хранения должна находиться, также выведен за рамки этого Закона. Таким образом, можно заключить, что в данном случае регулируются отношения относительно "живой" информации, не относящейся к объектам интеллектуальной собственности и выводимой в архив.
Субъектами института правового режима в части гражданско-правовых регуляторов являются, согласно ст. 6 этого Закона, "обладатели информации": гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. От имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляют государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. В данной статье перечислены такие полномочия указанных субъектов, как право:
• разрешать или ограничивать доступ к информации;
• использовать информацию и распространять ее по своему усмотрению;
• передавать другим лицам по договору или иным законным способом, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Определено, что обладатель имеет право защищать свои права в случае незаконного получения информации или незаконного ее использования иными лицами. Этот перечень является открытым, так как далее идет норма о праве на осуществление "иных" действий с информацией или разрешение осуществлять "такие действия".
Еще одна позиция Закона об информации важна для установления связи с общей частью ГК РФ. Согласно ст. 11 этого Закона, при заключении гражданско-правовых договоров или оформлении иных правоотношений обмен электронными сообщениями с применением электронной подписи или других аналогов собственноручной подписи рассматривается как "обмен документами". В ч. 5 этой же статьи указано, что право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.
Государственные информационные системы создаются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ч. 2 ст. 14 Закона об информации). Функции оператора в этом случае, если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, выполняет заказчик (ч. 5 ст. 14 Закона об информации). "Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами" (ч. 9 ст. 14 Закона об информации). Эта позиция является принципиальной, так как законодатель регулирует отношения обладателей "информацией" через такой объект, как "информационная система".
Как указано в ст. 13 данного Закона, существуют: государственные информационные системы – федеральные и региональные, созданные на основе федеральных законов или законов субъектов РФ, на основании правовых актов государственных органов. Однако не определено, по каким критериям закон устанавливает такое распределение ресурсов. Это положение необходимо подчеркнуть в связи с уже ранее освещавшимся вопросом о правомерности законодательства об информации в субъектах РФ. Эта правильная позиция – о праве субъектов РФ принимать законы в области информатизации региона – к сожалению, подвергается сомнению Генеральной прокуратурой РФ. Такие факты имели место в процессе приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным, они наблюдаются и в настоящее время.
Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях (ч. 1 ст. 14 Закона об информации). Требования, установленные для государственных информационных систем, распространяются и на информационные системы муниципального уровня, если иное не установлено законодательством РФ о местном самоуправлении.
Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными или муниципальными, определяется операторами таких систем в соответствии с требованиями, установленными Законом об информации или другими федеральными законами (ч. 6 ст. 13).
Из текста Закона следует, что каждый раз решение о создании государственной информационной системы должно определять режим информации, которая включается в эту систему. Это предусмотрено ч. 1 ст. 13. Таким образом, определяется сочетание разных правовых методов в регулировании прав собственника – "обладателя" информационных ресурсов. Всякий раз при создании информационной системы и определении режима собственности информации этой системы необходим либо федеральный закон, либо закон субъекта РФ, либо решение органа местного самоуправления, определяющие полномочия обладателя этой информацией.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона об информации установленные данным законом требования распространяются и на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о местном самоуправлении.
В случаях отсутствия необходимых нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления действует ч. 2 ст. 13, в которой говорится, что "если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. В случаях и в порядке, установленных федеральными законами, оператор информационной системы должен обеспечить возможность размещения информации в сети "Интернет" в форме открытых данных". И здесь создается некоторый зазор между терминами "оператор", "обладатель", "заказчик", "лицо, оказывающее услуги", "собственник технических средств". Вспомним, что оператором по этому Закону является "гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базах данных". В данном случае ничего не сказано об органах государственной власти и местного самоуправления, за исключением того, что ч. 5 ст. 14 предусматривает ситуацию, при которой, если "иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора исполняются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы". Ввод в эксплуатацию этой информационной системы осуществляется заказчиком. Это полезные нормы. Однако представляется, что позиции о правах обладателя – заказчика и обладателя на основе ч. 2 ст. 13 этого Закона могут войти в противоречие.
И еще одна позиция Закона об информации требует уточнения. Изготовитель информационной системы на основе государственного заказа по своим функциям отличается от субъекта, который осуществляет эксплуатацию этой системы и наполняет ее своим информационным ресурсом, тем, что устанавливает правила предоставления и использования информации другими субъектами.
Таким образом, анализ норм, касающихся проблемы режима применения института права собственности на информационные ресурсы, по Закону об информации, позволяет заметить следующее.
1. Закон объективно ориентирован на сочетание публичных и гражданско-правовых методов в регулировании этой проблемы.
2. Закон считает основным методом регулирования отношений по данному вопросу гражданско-правовые средства, хотя они и выражены косвенно: через носитель информации, через комплексный объект – информационную систему. Это, безусловно, создает дополнительные трудности в процессе исполнения закона или соответствующего правового акта органа местного самоуправления, особенно при изъятии баз данных, при определении стоимости информации, содержащейся в архивах, библиотеках, при временном хранении оперативной информации в системах субъектов независимо от формы организации и форм собственности, при включении баз данных в рыночные отношения и т.д.
3. Закон не делает различия в правомочиях субъекта – обладателя информационных объектов по признаку владения, распоряжения, пользования.
4. Закон не рассматривает проблемы, связанные с реализацией исключительных имущественных прав создателей информационных объектов, что потребует более точного его согласования с частью четвертой ГК РФ, где уделено внимание составляющим информационных систем – базам данных, которые и аккумулируют основной информационный ресурс обладателя информационной системы.