Регулируемые фирмы

Государство широко использует меры по корректировке деятельности компаний с помощью различного рода ограничений. Оно может ограничить право на остаточный доход путем установления более низких цен на продукцию компании, которые перераспределяют часть прибыли в пользу потребителей. Государство может регулировать предельную норму рентабельности[1]. Избыточная прибыль сверх порогового уровня должна поступать потребителям в виде снижения цен.

Подобное регулирование часто применяется по отношению к предприятиям, которые являются естественными монополиями. Иногда вследствие наличия экономии от масштаба одно предприятие может удовлетворить весь рыночный спрос еще до того, как отдача от масштаба начнет снижаться. Удовлетворение спроса несколькими предприятиями видится нецелесообразным с точки зрения производственной эффективности: оно привело бы к росту затрат. Это предприятие займет монопольное положение, но монополия будет естественной, потому что барьеры для входа на рынок будут созданы технологией и естественными законами природы, а не привилегиями, полученными от государства. Однако подобно любой монополии это предприятие будет ограничивать выпуск и устанавливать монопольные цены, поэтому, если это предприятие – частное, то возникает необходимость в контроле государством тех цен, которые оно может устанавливать. Ценовой контроль может принимать две основные формы: установление обоснованной нормы прибыли (FRR – fair rate of return) и ограничение роста цен – так называемый исторический метод. В первом случае устанавливается обоснованная норма прибыли для производителей коммунальных услуг. Приемлемой или обоснованной считается та минимальная норма прибыли, которая позволяет частному предприятию привлекать капитал. Во втором случае государство ограничивает рост цен тем, что считает разумным, принимая во внимание, насколько производители могут контролировать свои издержки. Разновидность этого метода, которая применялась к коммунальным предприятиям в Англии, получила название price cap: государство устанавливало верхний предел повышения цены.

Как предприятия реагируют на подобное государственное регулирование, и как оно влияет на оппортунистическое поведение управляющих этих предприятий? Если государство регулирует норму прибыли на капитал, то предприятия проявляют склонность к выбору более капиталоемкой комбинации используемых ресурсов, чем та, которую они выбрали бы в отсутствие регулирования. Увеличивается количество используемого капитала, т.е. проявляется так называемый эффект Эверча – Джонсона.

Регулируемая фирма привлекает капитал на фондовом рынке, поэтому ее общий доход должен быть достаточным для того, чтобы покрыть ежегодные расходы фирмы и принести разумную прибыль на вложенный капитал. Сумма доходов должна быть равна

E + r • RB,

где E – ежегодные расходы, сюда включаются эксплутационные расходы (заработная плата работников, сырье и материалы), амортизация и налоги, r – множитель – "обоснованная норма" прибыли, a RB – приписываемая ценность капиталовложений – база для исчисления тарифа.

Регулируемая фирма имеет возможность переложить свои текущие расходы Е на потребителей, она не заинтересована в том, чтобы экономить и сдерживать их рост, а возможности регулирующего органа по определению разумности и обоснованности издержек весьма ограничены. Регулирующий орган может поставить под сомнение расходы на рекламу, иногда он проверяет заработную плату высших управляющих. Если компания покупает сырье у дочерней компании, которая целиком ей принадлежит, регулирующий орган может проверить разумность этих цен.

Множимое RB создает стимулы к чрезмерному вложению капитала. Если фирме дозволено увеличивать RB, то цены, которые она сможет назначать и, соответственно, ее прибыли увеличатся пропорционально RB. Регулирующему органу сложно определить, насколько оправданными были дополнительные капиталовложения. В 1962 г. американские экономисты X. Эверч и Л. Джонсон[2] проанализировали регулирование нормы прибыли и пришли к выводу, что, поскольку разрешенная прибыль зависит напрямую от RB – капитала фирмы, то она будет склонна заменять другие активы капиталом. Одно из подтверждений существования эффекта Эверча – Джонсона – то, что предприятия, производящие электроэнергию, предпочитают иметь собственные мощности, чтобы удовлетворить спрос потребителей в период пиковой нагрузки, а не покупать электроэнергию у соседних компаний. Возможно покупка электроэнергии у соседей обошлась бы дешевле, чем строительство собственных мощностей, но покупаемая электроэнергия входит составной частью в Е – ежегодные расходы, и затраты на нее просто компенсируются. Λ инвестиции в создание мощностей для удовлетворения потребностей в электроэнергии в периоды пиковой нагрузки увеличивают RB – базу для расчета тарифа и приводят к увеличению допустимой прибыли.

Эффект Эверча – Джонсона, возможно, имеет и положительные последствия: он стимулирует инновации, поскольку технологические изменения в большинстве регулируемых отраслей происходят за счет замещения капиталом других активов.

Управляющие в условиях регулирования цен повышают расходы, непосредственно не связанные с производством благ, они увеличивают представительские расходы, раздувают штаты, создают для себя и своих подчиненных более комфортные условия труда. Акционеры регулируемых предприятий в свою очередь более терпимо относятся к оппортунистическому поведению управляющих. Они могут удовлетворять личные потребности, не ущемляя интересов акционеров. Рыночная оценка будущих последствий текущих действий управляющих не так важна для акционеров регулируемых фирм. Рыночный механизм корпоративного контроля здесь действует слабее, хотя, в конечном счете, рынок капитала все же ограничивает регулируемое предприятие в выборе неэффективного поведения. Кроме того, в период между пересмотром тарифов, регулируемая фирма может получить прибыль, снижая издержки.