Регулирование торговли услугами в России
Система государственного регулирования торговли услугами в России пока не достигла должного уровня. Важнейшая экономическая задача государства – обеспечить условия для эффективного развития отрасли, привлечения соответствующих инвестиций, научно-технического перевооружения, повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и продуктов – еще ждет своего решения.
В федеральном законодательстве нет базового закона, регулирующего сферу услуг. Вместе с тем имеющиеся нормативные документы в целом адаптированы или адаптируются к требованиям ГАТС/ВТО. Основным законом, затрагивающим сферу торговли услугами, является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с послед, изм.) [1]. Им вводятся базовые определения, применение РНБ и национального режима, устанавливается возможность государственного контроля.
В Преамбуле Закона дается определение понятия "торговля услугами".
• Торговля услугами – это оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).
При этом, как и в ГАТС, отдельно устанавливается, что положения Закона не применяются к услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг; при осуществлении деятельности Центрального банка РФ и финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства РФ или с использованием государственных финансовых ресурсов. В ст. 33 определены способы поставки услуг, которые совпадают с подходами ГАТС и могут быть сведены к обозначенным там: трансграничной торговле, потреблению за рубежом, коммерческому присутствию и продаже услуг зарубежному потребителю.
Также в соответствии с положениями ГАТС данный Закон дает возможность вводить ограничения на торговлю услугами "путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные сектора услуг, в отношении способов оказания услуг на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации".
В ст. 34 устанавливается национальный режим в отношении внешней торговли услугами. Отдельно указывается, что режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг. А в ст. 35 определены условия, при которых возможно введение ограничительных мер.
Очевидно, что услуги не могут подпадать под тарифное регулирование, поэтому к ним чаще всего применяются нетарифные методы контроля. Это прежде всего квотирование и лицензирование.
Квотирование применяется в сфере банковских, страховых и финансовых услуг. Суть этого понятия состоит в установлении максимального участия иностранного капитала в данной отрасли экономики. Квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах организаций с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу организаций данной отрасли, зарегистрированных на территории РФ.
Наиболее жесткие ограничения для иностранных инвесторов содержит страховое законодательство. В соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с послед. изм.) доля участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций не должна превышать 25%.
В банковской сфере порядок квотирования установлен Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с послед. изм.), которым предусмотрен механизм установления размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе РФ. Кроме того, Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение такой квоты.
Что касается лицензирования, то данная сфера услуг подпадает под действие Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с послед. изм.). В Законе приведено следующее определение.
• Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Законом установлено, что лицензированию подлежит 49 видов деятельности, большинство из которых связано с услугами.
Помимо квотирования и лицензирования могут применяться и ограничительные меры. Так, действуют ограничения по формированию руководящего органа авиационного предприятия: согласно Воздушному кодексу РФ руководителем авиационного предприятия может быть только гражданин Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не должно превышать одну треть состава руководящего органа.
К методам экономического регулирования сферы услуг можно отнести налоговый и валютный контроль. Торговля услугами подпадает под обложение налогом на добавленную стоимость, порядок которого регулируется частью второй Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с послед, изм.). В Кодексе перечислены услуги, облагаемые НДС. В их число входят услуги: по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав; оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации; оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В Кодексе определено, что экспорт услуг, как и товаров, облагается по нулевой ставке. Если же услуги реализуются на территории России, независимо от национальной принадлежности продавца и покупателя, то эта операция облагается по общей ставке 18%. В случае если услуга реализуется на территории зарубежной страны, налогообложение определяется в соответствии с законодательством этой страны [2]. Список услуг содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) [3].
В отношении торговли услугами в России действуют меры валютного контроля, установленные вышеприведенным Законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Валютный контроль применяется к операциям по оказанию трансграничных услуг либо услуг на территории зарубежных стран.
Имеется большое число нормативных документов, регулирующих отдельные отрасли услуг. Например, розничная торговля регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", перевозки – Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиторском обслуживании", туризм – Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности", сектор информации – Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информационных технологиях и защите информации" и т.д.
Вместе с тем роль государственного регулирования сферы услуг всеми экспертами признается недостаточной. Об этом пишут многие российские исследователи. По мнению авторов учебника "Международные экономические отношения России", "потребность в дальнейшем формировании режима регулирования сферы услуг, который обеспечит оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных поставщиков услуг, становится для России все более явной" [4].