Регулирование структуры товарных рынков

Основной целью регулирования структуры товарных рынков является достижение и поддержание умеренной рыночной концентрации, при которой достигается (табл. 10.4):

• умеренная интенсивность конкуренции;

• достаточная для привлечения импорта степень открытости рынка для иностранных продавцов;

Таблица 10.3

Экспертная оценка силы барьеров вхождения на рынок потенциальных конкурентов

Наименование барьеров (параметров)

Экспертная оценка (баллы)

-5 0 +5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Последствия государственной политики в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности для конкретных товарных рынков

Среднеотраслевая норма прибыли

Потенциал хозяйствующих субъектов, входящих на рынок

Наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства: доступность финансирования из фонда поддержки предпринимательства, доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства, низкий (высокий) уровень арендной платы за производственные и административные помещения

Стадия жизненного цикла товара

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Ограничения деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемые органами власти и управления всех уровней (лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти но ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т.п.)

Наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями и движениями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке, строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т.п.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО СПРОСУ

Уровень удовлетворения спроса

Уровень потребностей покупателей

ПОТРЕБНЫЕ КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

Величина капитальных затрат, связанных с освоением выпуска товара потенциальными конкурентами (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара)

Сроки окупаемости капитальных затрат

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДАВЦОВ

Конкурентоспособность продавцов, действующих на рынке

Конкурентоспособность потенциальных конкурентов

СТРУКТУРА РЫНКА

Уровень рыночной концентрации

Масштаб производства потенциального конкурента

КОСВЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Появление на рынке новых продавцов в течение 3–5 лет при высокой норме прибыли

Таблица 10.4

Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке

Наименование

показателя

Ед. измерения

Критерии оценки значений показателей

Характеристика типа рыночной структуры

высококонцентрированный

рынок

умеренно концентрированный рынок

низко- концентрироваииый рынок

Численность хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке (N)

ед.

Показатель не позволяет судить о конкуренции на данном рынке, за исключением случаев, когда количество действующих на рынке хозяйствующих субъектов очень мало

Доли поставок товара каждым продавцом в общем объеме товарного ресурса рынка (Dj)

%

Разрыв между значениями Dj:

распределение D, неравномерное

• распределение Dj равномерное

+

+

+

+

Коэффициент рыночной концентрации (CR)

%

70 %<CR< 100% 45% < CR < 70% CR < 45%

+

+

+

Индекс Герфиндаля – Гиршмана (HHJ)

2000 < HHJ < 10000 1000 < HHJ <2000 HHJ < 1000

+

+

+

Барьеры "входа" на рынок:

ограничения по спросу

Другие

Степень преодолимости барьера: в течение двух лет – преодолимый; в течение более продолжительного периода – непреодолимый

+

+

+

Открытость рынка

Высокая

Низкая

+

+

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

• достаточно широкая возможность регулирования барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов;

• умеренная поддержка отечественного производителя, создающая ему возможность расширения производства конкурентоспособных товаров (повышения рыночного потенциала).

Меры антимонопольного регулирования дифференцируются в зависимости от уровня рыночной концентрации (табл. 10.5).

Таблица 10.5

Основные направления антимонопольного регулирования структуры товарного рынка

Тип структуры рынка

Основные направления антимонопольного регулирования

Высококонцентрированный рынок

Демонополизация рынка:

• разукрупнение монопольных структур;

• контроль антимонопольным органом за созданием и реорганизацией коммерческих структур; за сделками с акциями (долями), правами и имуществом коммерческих организаций;

• запрет захвата коммерческих структур более сильными структурами;

• ослабление барьеров входа на рынок новых конкурентов

Умеренно концентрированный рынок

Стабилизация структуры рынка:

• контроль за динамикой рыночной концентрации;

• контроль за деятельностью предприятий, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (предупреждение возможности их монополизации);

• ограничение рыночного потенциала предприятий, занимающих доминирующее положение;

• подконтрольность процессов слияния и поглощения предприятий;

• запрет захвата предприятий более сильными структурами;

• дифференциация барьеров входа на рынок

Низкоконцентрированный рынок

Повышение уровня рыночной концентрации:

• содействие укрупнению коммерческих структур;

• активизация инвестиционного процесса;

• содействие входу в рынок производителей (продавцов) из других регионов и стран