Регулирование структуры товарных рынков
Основной целью регулирования структуры товарных рынков является достижение и поддержание умеренной рыночной концентрации, при которой достигается (табл. 10.4):
• умеренная интенсивность конкуренции;
• достаточная для привлечения импорта степень открытости рынка для иностранных продавцов;
Таблица 10.3
Экспертная оценка силы барьеров вхождения на рынок потенциальных конкурентов
Наименование барьеров (параметров) |
Экспертная оценка (баллы) -5 0 +5 |
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ |
||
Последствия государственной политики в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности для конкретных товарных рынков |
||
Среднеотраслевая норма прибыли |
||
Потенциал хозяйствующих субъектов, входящих на рынок |
||
Наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства: доступность финансирования из фонда поддержки предпринимательства, доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства, низкий (высокий) уровень арендной платы за производственные и административные помещения |
||
Стадия жизненного цикла товара |
||
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ |
||
Ограничения деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемые органами власти и управления всех уровней (лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти но ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т.п.) |
||
Наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг |
||
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ |
||
Факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями и движениями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке, строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т.п. |
||
ОГРАНИЧЕНИЯ ПО СПРОСУ |
||
Уровень удовлетворения спроса |
||
Уровень потребностей покупателей |
||
ПОТРЕБНЫЕ КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ |
||
Величина капитальных затрат, связанных с освоением выпуска товара потенциальными конкурентами (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара) |
||
Сроки окупаемости капитальных затрат |
||
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДАВЦОВ |
||
Конкурентоспособность продавцов, действующих на рынке |
||
Конкурентоспособность потенциальных конкурентов |
||
СТРУКТУРА РЫНКА |
||
Уровень рыночной концентрации |
||
Масштаб производства потенциального конкурента |
||
КОСВЕННЫЕ ФАКТОРЫ |
||
Появление на рынке новых продавцов в течение 3–5 лет при высокой норме прибыли |
||
Таблица 10.4
Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Критерии оценки значений показателей |
Характеристика типа рыночной структуры |
||
высококонцентрированный рынок |
умеренно концентрированный рынок |
низко- концентрироваииый рынок |
|||
Численность хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке (N) |
ед. |
Показатель не позволяет судить о конкуренции на данном рынке, за исключением случаев, когда количество действующих на рынке хозяйствующих субъектов очень мало |
|||
Доли поставок товара каждым продавцом в общем объеме товарного ресурса рынка (Dj) |
% |
Разрыв между значениями Dj: • распределение D, неравномерное • распределение Dj равномерное |
+ |
+ + |
+ |
Коэффициент рыночной концентрации (CR) |
% |
70 %<CR< 100% 45% < CR < 70% CR < 45% |
+ |
+ |
+ |
Индекс Герфиндаля – Гиршмана (HHJ) |
2000 < HHJ < 10000 1000 < HHJ <2000 HHJ < 1000 |
+ |
+ |
+ |
|
Барьеры "входа" на рынок: ограничения по спросу Другие |
Степень преодолимости барьера: в течение двух лет – преодолимый; в течение более продолжительного периода – непреодолимый |
+ |
+ |
+ |
|
Открытость рынка |
Высокая Низкая |
+ |
+ |
||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
• достаточно широкая возможность регулирования барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов;
• умеренная поддержка отечественного производителя, создающая ему возможность расширения производства конкурентоспособных товаров (повышения рыночного потенциала).
Меры антимонопольного регулирования дифференцируются в зависимости от уровня рыночной концентрации (табл. 10.5).
Таблица 10.5
Основные направления антимонопольного регулирования структуры товарного рынка
Тип структуры рынка |
Основные направления антимонопольного регулирования |
Высококонцентрированный рынок |
Демонополизация рынка: • разукрупнение монопольных структур; • контроль антимонопольным органом за созданием и реорганизацией коммерческих структур; за сделками с акциями (долями), правами и имуществом коммерческих организаций; • запрет захвата коммерческих структур более сильными структурами; • ослабление барьеров входа на рынок новых конкурентов |
Умеренно концентрированный рынок |
Стабилизация структуры рынка: • контроль за динамикой рыночной концентрации; • контроль за деятельностью предприятий, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (предупреждение возможности их монополизации); • ограничение рыночного потенциала предприятий, занимающих доминирующее положение; • подконтрольность процессов слияния и поглощения предприятий; • запрет захвата предприятий более сильными структурами; • дифференциация барьеров входа на рынок |
Низкоконцентрированный рынок |
Повышение уровня рыночной концентрации: • содействие укрупнению коммерческих структур; • активизация инвестиционного процесса; • содействие входу в рынок производителей (продавцов) из других регионов и стран |