Регулирование сферы ИС
Работа по адаптации национального законодательства в области интеллектуальной собственности к форматам международного права началась в России еще до присоединения к ВТО. В настоящее время основные национальные законодательные акты в целом соответствуют положениям ТРИПС. Эта деятельность сопровождалась параллельной работой по созданию нормативной базы Таможенного союза Россия – Белоруссия – Казахстан. В результате помимо положений части четвертой Гражданского кодекса РФ вопросы регулирования международной торговли интеллектуальной собственностью включены в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". В ТК ТС, в частности, определено, что одной из задач таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза, а также контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания таможенных платежей.
Правила регулирования ИС внесены также в Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с послед, изм.). В частности, согласно ст. 12 Закона таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности. В силу особой специфики товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Закон относит товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, к особой категории товаров.
В Кодексе РФ об административных нарушениях также предусмотрена административная ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров. Вместе с тем очевидно, что правовая база в области регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности в России недостаточна и требует дальнейшего развития и совершенствования в соответствии с международными регламентами.
Правительство России, взяв курс на модернизацию экономики страны, приняло в конце 2011 г. Стратегию инновационного развития России до 2020 г., в которой определило основные инструменты и механизмы государственного регулирования, обеспечивающие решение ключевых задач в области инновационного социально ориентированного развития экономики.
Таблица 15.5. Экспорт и импорт России объектов интеллектуальной деятельности и услуг, тыс, долл.
2000 г. |
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Поступления |
|||||
Всего |
203 493,5 |
389 396,4 |
833 164,4 |
618 184,4 |
627 887,5 |
Патенты на изобретения |
65,8 |
926,3 |
112,8 |
191,8 |
582,6 |
Патентные лицензии |
421,9 |
1788,0 |
5183,8 |
12 825,7 |
11821,3 |
Ноу-хау |
2333,5 |
1985,1 |
9709,5 |
10 980,9 |
13 778,5 |
Товарные знаки |
1149,7 |
5583,5 |
17 665,4 |
431,9 |
759,1 |
Инжиниринговые услуги |
139 307,1 |
150 658,8 |
491 907,2 |
410 907,2 |
368 971,3 |
Научные исследования и разработки |
23 880,2 |
83 214,4 |
151 463,4 |
120 877,9 |
138 356,8 |
Выплаты |
|||||
Патенты на изобретения |
255,5 |
8730,3 |
10 716,8 |
1109,4 |
4024,2 |
Патентные лицензии |
2030,2 |
19 315,4 |
63 042,7 |
74956,9 |
82 853,9 |
Ноу-хау |
11 122,0 |
9489,7 |
43 270,1 |
61 944,4 |
62 117,0 |
Товарные знаки |
31 122,4 |
191 045,0 |
408 349,1 |
392 697,1 |
419 009,3 |
Инжиниринговые услуги |
110171,3 |
582 813,8 |
1 156 815,3 |
879 212,9 |
526 913,5 |
Научные исследования и разработки |
2268,3 |
16 512,8 |
31 030,0 |
19 857,7 |
49 631,8 |
Сальдо, тыс. долл. |
Источник: Индикаторы науки: 2012. М.: НИУ ВШЭ. 2012. С. 263.
Целью Стратегии является перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:
– увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40–50% к 2020 г. (в 2009 г. – 9,4%);
– увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5–10% в пяти – семи и более секторах экономики к 2020 г.;
– увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2% к 2020 г. (в 2008 г. – 0,25%);
– увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17–20% к 2020 г. (в 2009 г. – 12,7%);
– увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25–35% к 2020 г. (в 2010 г. – 4,9%);
– повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5–3% ВВП к 2020 г. (в 2010 г. – 1,3%), из них больше половины – за счет частного сектора;
– увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3% к 2020 г. (в 2010 г. – 2,08%);
– увеличение количества цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" ("Web of Science"), до четырех ссылок к 2020 г. (в 2010 г. – 2,4 ссылки на статью);
– увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до четырех единиц (в 2010 г. – один вуз);
– увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, США и Японии, до 2,5–3 тыс. патентов к 2020 г. (в 2009 г. – 63 патента);
– увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25%.
Согласно документу общий экономический рост и темпы инновационного развития будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается, что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 п.п. ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 г. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития [1].
В целом документ нацелен на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности, а также на обеспечение роста эффективности государственного управления.
Оценивая перспективы развития инновационного потенциала внешней торговли России результатами интеллектуальной деятельности, следует отметить, что определенную положительную роль может сыграть присоединение страны к ВТО и активизация деятельности в рамках Таможенного союза Россия – Белоруссия – Казахстан. Бо́льшая открытость российского рынка, адаптация отечественного законодательства к международным нормам и "лучшей" практике, бо́льшая интеграция в глобальную экономическую систему способствуют улучшению делового климата России, росту конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности сферы услуг и технологий.