Регулирование сферы ИС

Работа по адаптации национального законодательства в области интеллектуальной собственности к форматам международного права началась в России еще до присоединения к ВТО. В настоящее время основные национальные законодательные акты в целом соответствуют положениям ТРИПС. Эта деятельность сопровождалась параллельной работой по созданию нормативной базы Таможенного союза Россия – Белоруссия – Казахстан. В результате помимо положений части четвертой Гражданского кодекса РФ вопросы регулирования международной торговли интеллектуальной собственностью включены в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". В ТК ТС, в частности, определено, что одной из задач таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза, а также контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания таможенных платежей.

Правила регулирования ИС внесены также в Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с послед, изм.). В частности, согласно ст. 12 Закона таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности. В силу особой специфики товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Закон относит товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, к особой категории товаров.

В Кодексе РФ об административных нарушениях также предусмотрена административная ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров. Вместе с тем очевидно, что правовая база в области регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности в России недостаточна и требует дальнейшего развития и совершенствования в соответствии с международными регламентами.

Правительство России, взяв курс на модернизацию экономики страны, приняло в конце 2011 г. Стратегию инновационного развития России до 2020 г., в которой определило основные инструменты и механизмы государственного регулирования, обеспечивающие решение ключевых задач в области инновационного социально ориентированного развития экономики.

Таблица 15.5. Экспорт и импорт России объектов интеллектуальной деятельности и услуг, тыс, долл.

2000 г.

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Поступления

Всего

203 493,5

389 396,4

833 164,4

618 184,4

627 887,5

Патенты на изобретения

65,8

926,3

112,8

191,8

582,6

Патентные лицензии

421,9

1788,0

5183,8

12 825,7

11821,3

Ноу-хау

2333,5

1985,1

9709,5

10 980,9

13 778,5

Товарные знаки

1149,7

5583,5

17 665,4

431,9

759,1

Инжиниринговые услуги

139 307,1

150 658,8

491 907,2

410 907,2

368 971,3

Научные исследования и разработки

23 880,2

83 214,4

151 463,4

120 877,9

138 356,8

Выплаты

Патенты на изобретения

255,5

8730,3

10 716,8

1109,4

4024,2

Патентные лицензии

2030,2

19 315,4

63 042,7

74956,9

82 853,9

Ноу-хау

11 122,0

9489,7

43 270,1

61 944,4

62 117,0

Товарные знаки

31 122,4

191 045,0

408 349,1

392 697,1

419 009,3

Инжиниринговые услуги

110171,3

582 813,8

1 156 815,3

879 212,9

526 913,5

Научные исследования и разработки

2268,3

16 512,8

31 030,0

19 857,7

49 631,8

Сальдо, тыс. долл.

Источник: Индикаторы науки: 2012. М.: НИУ ВШЭ. 2012. С. 263.

Целью Стратегии является перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:

– увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40–50% к 2020 г. (в 2009 г. – 9,4%);

– увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5–10% в пяти – семи и более секторах экономики к 2020 г.;

– увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2% к 2020 г. (в 2008 г. – 0,25%);

– увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17–20% к 2020 г. (в 2009 г. – 12,7%);

– увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25–35% к 2020 г. (в 2010 г. – 4,9%);

– повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5–3% ВВП к 2020 г. (в 2010 г. – 1,3%), из них больше половины – за счет частного сектора;

– увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3% к 2020 г. (в 2010 г. – 2,08%);

– увеличение количества цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" ("Web of Science"), до четырех ссылок к 2020 г. (в 2010 г. – 2,4 ссылки на статью);

– увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до четырех единиц (в 2010 г. – один вуз);

– увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, США и Японии, до 2,5–3 тыс. патентов к 2020 г. (в 2009 г. – 63 патента);

– увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25%.

Согласно документу общий экономический рост и темпы инновационного развития будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается, что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 п.п. ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 г. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития [1].

В целом документ нацелен на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности, а также на обеспечение роста эффективности государственного управления.

Оценивая перспективы развития инновационного потенциала внешней торговли России результатами интеллектуальной деятельности, следует отметить, что определенную положительную роль может сыграть присоединение страны к ВТО и активизация деятельности в рамках Таможенного союза Россия – Белоруссия – Казахстан. Бо́льшая открытость российского рынка, адаптация отечественного законодательства к международным нормам и "лучшей" практике, бо́льшая интеграция в глобальную экономическую систему способствуют улучшению делового климата России, росту конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности сферы услуг и технологий.