Регулирование сферы ИС

Работа по адаптации национального законодательства в области интеллектуальной собственности к форматам международного права началась в России еще до присоединения к ВТО. В настоящее время основные национальные законодательные акты в целом соответствуют положениям ТРИПС. Эта деятельность сопровождалась параллельной работой по созданию нормативной базы Таможенного союза – Россия – Белоруссия -

Таблица 13.6

Экспорт и импорт России объектов интеллектуальной деятельности и услуг

Годы

2000

2005

2008

2009

2010

Поступления, тыс долл.

Всего

203493,5

389396,4

833164,4

618184,4

627887,5

Патенты и изобретения

65,8

926,3

112,8

191,8

582,6

Патентные лицензии

421,9

1788,0

5183,8

12825,7

11821,3

Ноу-хау

2333,5

1985,1

9709,5

10980,9

13778,5

Товарные знаки

1149,7

5583,5

17665,4

431,9

759,1

Инжиниринговые услуги

139307,1

150658,8

491907,2

410907,2

368971,3

Научные исследования и разработки

23880,2

83214,4

151463,4

120877,9

138356,8

Выплаты, тыс долл.

Всего

182908,0

954 199,2

2087067,4

1619031,6

1429833,3

Патенты и изобретения

255,5

8730,3

10716,8

1109,4

4024,2

Патентные лицензии

2030,2

19315,4

63042,7

74956,9

82853,9

Ноу-хау

11122,0

9489,7

43270,1

61944,4

62117,0

Товарные знаки

31122,4

191045,0

408349,1

392697,1

419009,3

Инжиниринговые услуги

110171,3

582813,8

1 156815,3

879212,9

526913,5

Научные исследования и разработки

2268,3

16512,8

31030,0

19857,7

49631,8

Сальдо, тыс долл.

Всего

-20585,5

-564802,8

-1253903.0

-1000847,1

-798095,0

Источник: Индикаторы науки: 2012. М.: НИУ ВШЭ, 2012. С. 263.

Казахстан. В результате, помимо положений четвертой части Гражданского кодекса РФ, вопросы регулирования международной торговли интеллектуальной собственностью включены в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". В ТК ТС, в частности, определено, что одной из задач таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза, а также контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания таможенных платежей.

Правила регулирования ИС внесены также в Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ΦЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В частности, согласно ст. 12 этого закона, таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности. В силу особой специфики товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, закон относит товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, к особой категории товаров.

В Административном кодексе России (КоАП РФ) также предусмотрена административная ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров.

Вместе с тем, очевидно, что имеющаяся правовая база в области регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности в России недостаточна и требует дальнейшего развития и совершенствования в соответствии с международными регламентами.

Правительство России, взяв курс на модернизацию экономики страны, приняло в конце 2011 г. Стратегию инновационного развития России до 2020 г., в которой определило основные инструменты и механизмы государственного регулирования, обеспечивающие решение ключевых задач в области инновационного социально ориентированного развития экономики.

Целью Стратегии является перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:

• увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40–50% к 2020 г. (в 2009 г. – 9,4%);

• увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5–10% в пяти-семи и более секторах экономики к 2020 г.;

• увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2% к 2020 г. (в 2008 г. – 0,25%);

• увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17–20% к 2020 г. (в 2009 г. – 12,7%);

• увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25–35% к 2020 г. (в 2010 г.-4,9%);

• повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5–3% валового внутреннего продукта к 2020 г. (в 2010 г. – 1,3%), из них больше половины – за счет частного сектора;

• увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3% к 2020 г. (в 2010 г. – 2,08%);

• увеличение количества цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science), до четырех ссылок к 2020 г. (в 2010 г. – 2,4 ссылки на статью);

• увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до четырех единиц (в 2010 г. – один вуз);

• увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5–3 тыс. патентов к 2020 г. (в 2009 г. – 63 патента);

• увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25%.

Согласно документу общий экономический рост и темпы инновационного развития будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития[1].

В целом документ нацелен на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности, а также на обеспечение роста эффективности государственного управления. Авторы документа полагают, что полномасштабная системная реализация комплекса мероприятий, предусмотренных госпрограммой, позволит обеспечить переход к преимущественно инновационному пути развития российской экономики в целом и позволит создать действенные стимулы для увеличения инвестиционной активности и роста производительности труда.