Регулирование сферы ИС
Работа по адаптации национального законодательства в области интеллектуальной собственности к форматам международного права началась в России еще до присоединения к ВТО. В настоящее время основные национальные законодательные акты в целом соответствуют положениям ТРИПС. Эта деятельность сопровождалась параллельной работой по созданию нормативной базы Таможенного союза – Россия – Белоруссия -
Таблица 13.6
Экспорт и импорт России объектов интеллектуальной деятельности и услуг
Годы |
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
Поступления, тыс долл. |
|||||
Всего |
203493,5 |
389396,4 |
833164,4 |
618184,4 |
627887,5 |
Патенты и изобретения |
65,8 |
926,3 |
112,8 |
191,8 |
582,6 |
Патентные лицензии |
421,9 |
1788,0 |
5183,8 |
12825,7 |
11821,3 |
Ноу-хау |
2333,5 |
1985,1 |
9709,5 |
10980,9 |
13778,5 |
Товарные знаки |
1149,7 |
5583,5 |
17665,4 |
431,9 |
759,1 |
Инжиниринговые услуги |
139307,1 |
150658,8 |
491907,2 |
410907,2 |
368971,3 |
Научные исследования и разработки |
23880,2 |
83214,4 |
151463,4 |
120877,9 |
138356,8 |
Выплаты, тыс долл. |
|||||
Всего |
182908,0 |
954 199,2 |
2087067,4 |
1619031,6 |
1429833,3 |
Патенты и изобретения |
255,5 |
8730,3 |
10716,8 |
1109,4 |
4024,2 |
Патентные лицензии |
2030,2 |
19315,4 |
63042,7 |
74956,9 |
82853,9 |
Ноу-хау |
11122,0 |
9489,7 |
43270,1 |
61944,4 |
62117,0 |
Товарные знаки |
31122,4 |
191045,0 |
408349,1 |
392697,1 |
419009,3 |
Инжиниринговые услуги |
110171,3 |
582813,8 |
1 156815,3 |
879212,9 |
526913,5 |
Научные исследования и разработки |
2268,3 |
16512,8 |
31030,0 |
19857,7 |
49631,8 |
Сальдо, тыс долл. |
|||||
Всего |
-20585,5 |
-564802,8 |
-1253903.0 |
-1000847,1 |
-798095,0 |
Источник: Индикаторы науки: 2012. М.: НИУ ВШЭ, 2012. С. 263.
Казахстан. В результате, помимо положений четвертой части Гражданского кодекса РФ, вопросы регулирования международной торговли интеллектуальной собственностью включены в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". В ТК ТС, в частности, определено, что одной из задач таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза, а также контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания таможенных платежей.
Правила регулирования ИС внесены также в Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ΦЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В частности, согласно ст. 12 этого закона, таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности. В силу особой специфики товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, закон относит товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, к особой категории товаров.
В Административном кодексе России (КоАП РФ) также предусмотрена административная ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров.
Вместе с тем, очевидно, что имеющаяся правовая база в области регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности в России недостаточна и требует дальнейшего развития и совершенствования в соответствии с международными регламентами.
Правительство России, взяв курс на модернизацию экономики страны, приняло в конце 2011 г. Стратегию инновационного развития России до 2020 г., в которой определило основные инструменты и механизмы государственного регулирования, обеспечивающие решение ключевых задач в области инновационного социально ориентированного развития экономики.
Целью Стратегии является перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:
• увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40–50% к 2020 г. (в 2009 г. – 9,4%);
• увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5–10% в пяти-семи и более секторах экономики к 2020 г.;
• увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2% к 2020 г. (в 2008 г. – 0,25%);
• увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17–20% к 2020 г. (в 2009 г. – 12,7%);
• увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25–35% к 2020 г. (в 2010 г.-4,9%);
• повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5–3% валового внутреннего продукта к 2020 г. (в 2010 г. – 1,3%), из них больше половины – за счет частного сектора;
• увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3% к 2020 г. (в 2010 г. – 2,08%);
• увеличение количества цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science), до четырех ссылок к 2020 г. (в 2010 г. – 2,4 ссылки на статью);
• увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до четырех единиц (в 2010 г. – один вуз);
• увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5–3 тыс. патентов к 2020 г. (в 2009 г. – 63 патента);
• увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25%.
Согласно документу общий экономический рост и темпы инновационного развития будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития[1].
В целом документ нацелен на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности, а также на обеспечение роста эффективности государственного управления. Авторы документа полагают, что полномасштабная системная реализация комплекса мероприятий, предусмотренных госпрограммой, позволит обеспечить переход к преимущественно инновационному пути развития российской экономики в целом и позволит создать действенные стимулы для увеличения инвестиционной активности и роста производительности труда.