Регулирование платежного баланса
Платежный баланс представляет собой сложную систему. В экономическом смысле он поддается и балансированию, и регулированию. Что такое регулирование платежного баланса? Под ним понимается применение мер по конструированию заданной конфигурации платежного баланса исходя из ориентиров денежно-кредитной политики, макроэкономической ситуации.
В конечном итоге регулирование платежного баланса должно служить целям устойчивого экономического роста и эффективного развития. В Хартии устойчивого и сбалансированного развития экономики, принятой развитыми странами (группой G20), зафиксировано обязательство проводить политику, направленную на достижение устойчивого долгосрочного роста и устранение глобальных дисбалансов, следование принципу равномерного распределения выгод от устойчивой и сбалансированной экономики и установление общих целей развития. В этих целях необходимо поддержание сбалансированного счета текущих операций и стимулирование развития международной торговли.
Мировой кризис 2008–2009 гг. и восстановление экономики сократили, но не уничтожили глобальные диспропорции в торговле и платежах. Дефицит счета текущих операций снизился в США с 5% ВВП в 2007 г. до 3,1% ВВП в 2012 г., но в 2013 г. стал вновь расти. В Китае, напротив, положительный баланс текущего счета в 2012 г. снизился с 10,1 до 2,3% ВВП. Однако остаются большими активные сальдо балансов в Германии, Малайзии, Норвегии, Сингапуре, Швеции, Швейцарии, Японии, странах – экспортерах нефти Персидского залива. Эти страны накапливают валютные резервы и занижают валютные курсы вместо открытия рынка, стимулирования сбережений и поощрения нового внутреннего спроса.
Проблемы платежного баланса и обменных курсов являются болезненными и для еврозоны. Дефициты более слабых стран (в основном Юга Европы) и профициты стран- лидеров уже невозможно скорректировать плановыми девальвациями или ревальвациями отдельных валют, как это было до введения евро. Теперь это неосуществимо, ведь валюта у этих стран единая.
Необходим процесс "перебалансировки" мирового спроса, ускоренный рост потребления в странах с большими активными торговыми и платежными сальдо (Китай, Германия) и в странах – экспортерах энергоресурсов (Россия). Для стран с устойчивым и большим внешним дефицитом необходима поддержка частных сбережений и фискальная консолидация наряду с укреплением экспортного сектора. Для стран с устойчивым и большим внешним профицитом важным является укрепление внутреннего спроса.
В среднесрочной перспективе мировые дисбалансы сократятся за счет жесткой политики консолидации (оздоровления) бюджетов в странах с дефицитом счета текущих операций. Некоторое снижение цен на нефть ослабит торговые балансы стран – экспортеров сырья, в том числе и России. В Китае старение населения и его кредитование сбалансируют счет текущих операций к 2030 г. В США также будет снижаться внешнеторговый дисбаланс, вплоть до нулевых значений к 2025–2030 гг. в результате благоприятных демографических изменений и улучшения баланса торговли энергоресурсами. Не исключено, что к этому времени США превратятся из импортера в экспортера нефти.
Таким образом, платежный баланс необходимо регулировать, что является важной задачей центральных банков. Так, регулирование при дефиците платежного баланса включает в себя меры дефляционной политики, девальвацию национальной валюты, введение валютных ограничений по сдерживанию оттока и стимулированию притока валюты. Например, в части торгового баланса специальные меры принимаются по стимулированию экспорта и ограничению импорта. По балансу услуг возможны ограничение нормы вывоза валюты туристами, расширение туристической инфраструктуры, регулирование миграционных потоков и рабочей силы (ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих), активизация торговли патентами, лицензиями. Регулирование капитального счета требует поощрения привлечения иностранных капиталов.
Регулирование при активном платежном балансе имеет свою специфику. Оно направлено на сдерживание симптомов голландской болезни (Dutch Disease), т.е. нереукрепления национальной валюты. Об этой опасности мы рассуждали в гл. 5, посвященной инфляции. Слишком большой приток экспортной валютной выручки повышает обменный курс, делает выгодным импорт и подрывает конкурентоспособность отечественного производства, связанного с внешней торговлей. А сильные притоки капиталов и кредитов могут спровоцировать бум кредитования и раздувание фондового рынка. Поэтому при неадекватно высоком положительном платежном балансе следует поступать прямо противоположным образом, нежели при дефиците баланса. Это означает, что необходимо сдерживать экспорт товаров, стимулировать экспорт капиталов (зарубежные кредиты резидентов, прямые и портфельные инвестиции за рубеж), ограничивать импорт капиталов.
Таким образом, в ходе регулирования монетарные власти используют различные формы валютных ограничений, как при пассивном, так и при активном платежном балансе.
Конкретные ограничения при пассивном балансе включают обязательную продажу валютной выручки экспортеров или ее блокирование, ограничение продажи инвалюты импортерам, в том числе на форвардные покупки, запрещение оплаты импорта товаров инвалютой и продажи товаров за рубежом за национальную валюту. Возможны также ограничение кредитования банками-резидентами в иностранной валюте, принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа за валюту, приостановка выплаты внешней задолженности, запрещение или ограничение операций резидентов с золотом.
Ограничения при активном платежном балансе носят иной характер. Это депонирование в центральном банке заграничных обязательств банков, запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг нерезидентам, обязательная конверсия займов в инвалюте в национальном центральном банке, ограничения на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев в национальной валюте, блокирование валютных счетов нерезидентов, введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте, ограничение ввоза наличной валюты в страну и форвардных продаж национальной валюты иностранцам, принудительные депозиты резидентов в иностранной валюте и другие меры.
Регулирование следует отличать от балансирования. Балансирование окончательно уравнивает притоки и оттоки валюты. По сути, речь идет об источниках финансирования отрицательного сальдо платежного баланса. Спектр инструментов, которые можно использовать для этого, разнообразен – иностранные займы; льготные кредиты по линии иностранной помощи; резервные (безусловные) кредиты МВФ; кредиты банковских консорциумов; еврооблигационные займы; двусторонние правительственные кредиты; операции валютных свопов, проводимые между центральными банками. Источниками финансирования являются также любые методы, дающие "передышку" в кредитных отношениях, – реструктуризация, секьюритизация, капитализация, пролонгация, аннулирование долга. Балансирует притоки и оттоки также продажа монетарного золота.