Регулирование использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа России
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" особой охране подлежат континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ.
В соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории РФ до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема (около 200 км).
Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Российским законодательством определяется статус континентального шельфа, суверенные права и юрисдикция России на ее континентальный шельф и их осуществление в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и Конституцией РФ. Работы на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне имеют свои особенности использования и охраны природных ресурсов.
Разведанность и близкое к исчерпанию состояние недр и биологических ресурсов на суше приводят к поиску и добыче полезных ископаемых, биологических ресурсов вблизи берегов – на континентальном шельфе государств, где запасы минеральных и биологических ресурсов с учетом растущих технических возможностей человека представляются весьма перспективными и подлежат активному освоению, в связи с чем правовая охрана природы, природных ресурсов, а также всего континентального шельфа от техногенного загрязнения и нерационального использования другими государствами приобретает актуальный характер.
Особенно важны проблемы использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России к северу от материка, где прибрежное пространство нашей страны особенно велико и выходит к Северному ледовитому океану. В связи с природными богатствами арктического континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ внимание к ним возрастает не только со стороны нашего государства, но и со стороны других приарктических государств – Норвегии, Дании, Канады, США.
Правовые основы природопользования на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации
В соответствии с п. 3 сг. 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды. Таким образом, институты и нормы природоресурсного и природоохранного права распространяются на континентальный шельф и исключительную экономическую зону России.
Суверенитет государства на естественные ресурсы континентального шельфа поддерживается международно-правовыми нормами, например, Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958 г., Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Резолюцией 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи ООН "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами" от 14 декабря 1962 г.
Суверенные права и юрисдикция государства на его континентальном шельфе основываются на Конвенции о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г., согласно которой никто не вправе осуществлять определенную деятельность без согласия прибрежного государства.
С охраной континентального шельфа связаны полномочия государств в их исключительной экономической зоне – морском районе, включающем водную толщу, морское дно и недра за пределами территориального моря. Права России в исключительной экономической зоне устанавливаются вышеуказанными и иными международными нормами и правилами и Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 67 Конституции РФ Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В соответствии с п. "н" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Суверенитет России распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ) [1].
Согласно указанным международным правовым актам и Конституции РФ Россия осуществляет:
• суверенные права на разведку шельфа и разработку его минеральных и живых ресурсов;
• исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
• исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;
• юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов.
Россия не препятствует осуществлению судоходства и иных прав других государств, признаваемых мировым сообществом. Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных и живых ресурсов.
В компетенцию федеральных органов государственной власти входят:
• установление порядка проведения конкурсов на получение права пользования участками континентального шельфа, определение победителей аукциона, регистрация работ на континентальном шельфе;
• заключение соглашений о разделе продукции, введение ограничений и особых условий пользования морским дном, объявление отдельных районов шельфа закрытыми для проведения иностранными юридическими и физическими лицами морских научных исследований;
• определение общего допустимого улова живых ресурсов по районам их вылова и видам живых ресурсов, проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и государственного мониторинга состояния континентального шельфа;
• установление экологических нормативов и стандартов содержания загрязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе;
• регулирование и контроль захоронения отходов и других материалов, защита и охрана редких видов живых ресурсов, предотвращение нарушения среды их обитания, условий размножения (нереста) и миграции, установление особо охраняемых территорий, в том числе примыкающих к курортам и зонам отдыха на побережье, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям".
Использование и охрана минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации
Участки континентального шельфа РФ могут предоставляться российским и иностранным юридическим и физическим лицам для поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов. При прочих равных условиях преимущественное право предоставляется лицам, максимально использующим возможности промышленности России.
Лицензии на изучение шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции, выдаются специально уполномоченным на то государственным органом по геологии и использованию недр. Разрешение должно согласовываться с федеральными органами обороны, рыболовства, охраны окружающей среды, пограничной службы, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В лицензию дополнительно включаются сведения об экологическом обеспечении пользования участками. При выдаче лицензий согласовываются с пользователем размеры участков и оформляются объемы инвестиций на развитие социально-производственной структуры прибрежных территорий субъектов РФ.
Российским законодательством предусматривается исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых может последовать отрицательный ответ на заявления и предложения о выдаче лицензий. В разрешении на создание искусственных островов, установок и сооружений может быть отказано, если:
1) создается угроза безопасности России;
2) создание искусственных островов, установок и сооружений несовместимо с требованиями защиты минеральных или живых ресурсов;
3) информация, представленная в запросе на сооружение, не соответствует целям и назначению создания искусственных сооружений или имеются обязательства, не выполненные перед Россией, вытекающие из работ, осуществленных ранее заявителями.
Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" предусматриваются правовая защита и сохранение минеральных и живых ресурсов, захоронение отходов; конкретизируются порядок представления и ОГЛАВЛЕНИЕ запроса для получения разрешений, основания для отказа в выдаче разрешений на захоронение отходов, права и обязанности российских и иностранных заявителей, получивших разрешение на захоронение отходов на континентальном шельфе, основания для приостановления или прекращения захоронения отходов.