Лекция 9. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях рыночной экономики одновременно функционируют рыночные саморегуляторы и методы государственного управления и регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Инвестиционно-строительная деятельность осуществляется на рынках капитальных вложений и подрядных работ, составляющими которых являются сектора (сегменты) проектных работ и инжиниринговых услуг, строительных материалов, конструкций, изделий, технологического оборудования. На каждом сегменте рынков капитальных вложений и подрядных работ постоянно действуют законы спроса и предложения, конкуренции, а также меры государственного регулирования деятельности основных объектов инвестиционно-строительной сферы (инвесторов, заказчиков, подрядных строительно-монтажных предприятий).

Анализ состояния инвестиционно-строительной сферы показывает, что за период 1991—1998 гг. происходило сокращение инвестиций в основной капитал (примерно на 10% ежегодно) и подрядных работ на фоне общего кризиса национальной экономики. Рыночные саморегуляторы (спрос, предложение, конкуренция) и меры государства (налоги, кредиты, субсидии, бюджет, законы) оказались не в силах остановить затянувшийся кризис в инвестиционно-строительной сфере и хотя бы стабилизировать экономику. Сегодня большинство российских ученых, специалистов пришли к выводу об усилении роли государства в рыночной экономике, и прежде всего в решающих сферах деятельности — промышленном производстве, строительстве, сельском хозяйстве, внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами с целью решения основных проблем экономики страны. Экономическая задача — решение проблем инвестиционно-строительной сферы, которая зеркально отображает состояние строительной отрасли.

Мировой опыт свидетельствует, что, как бы ни были распространены методы рыночной саморегуляции и велика доля частного сектора в экономике, государство всегда выступает ключевым фактором социально-экономического развития. А развитие экономики невозможно без роста инвестиций в основной капитал и повышения их эффективности, т.е. без позитивного положения дел в инвестиционно-строительной сфере.

Невмешательство государства в этот процесс оборачивается серьезными экономическими последствиями. Если в конкурентной рыночной экономике падение платежеспособного спроса вызывает снижение цен, то монополии отвечают на уменьшение спроса не снижением цен, а сокращением объемов производства. Никакое снижение спроса в монополист-экономике не позволяет достичь так называемой "цены равновесия", поэтому данную проблему надо решать на основе разумной ценовой политики государства, включая эффективный государственный контроль за монопольным ценообразованием.

В то же время немедленная демонополизация нашей экономики не приведет к ее стабилизации, а лишь углубит кризис (искусственное нарушение единого технологического конвейера, плохое использование ОПФ, рост постоянных издержек, ослабление научно-прикладной науки, снижение качества изделий, уменьшение объемов производства, порождение новых, но более "узких" монополистов и т.д.). Напротив, государство должно стимулировать создание новых трансакционных (СНГ) корпораций, многопрофильных концернов.

Границы ГРЭ определяются размером валового внутреннего продукта, перераспределяемого через консолидированный бюджет и внебюджетные фонды, а также размерами государственного сектора экономики.

Существуют три группы методов государственного регулирования: правовые, административные и экономические. Роль административных методов регулирования экономики значительна в период кризисов, тогда как экономические методы преобладают во время стабильного развития народного хозяйства.

Административные методы — это меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо защищенных слоев населения.

Наряду с административными средствами существует также неэкономическое регулирование — правительственные убеждения. В ряде случаев правительство обращается с призывами проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа.

Экономические методы ГРЭ подразделяются на средства денежно-кредитной (косвенные) и бюджетной политики (прямые).

Основные средства денежно-кредитной политики:

-регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

-установление размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты стали обязаны хранить в центральном банке;

-операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие, как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

Инвестиционно-строительная сфера представляет собой совокупность экономических взаимоотношений между ее субъектами по вопросам осуществления инвестиций в основной капитал в форме капитальных вложений, т.е. создания и воспроизводства основных фондов всех отраслей хозяйственного комплекса.

Субъекты инвестиционно-строительной сферы:

-инвесторы (застройщики, заказчики) в лице государства, частных предприятий и предприятий иных форм собственности, граждан, вкладывающих инвестиции в создание или поддержание в рабочем состоянии основного капитала;

-подрядные строительные предприятия, проектно-изыскательские организации, предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов и прочие предприятия строительного комплекса, осуществляющие основные этапы реализации инвестиционных проектов (проектирование, изготовление основных строительных материалов, конструкций, изделий, возведение зданий и сооружений);

-учреждения центрального и коммерческих банков, осуществляющие взаиморасчеты между всеми участниками инвестиционного процесса;

-предприятия большинства отраслей народного хозяйства, поставляющие материалы, товары и услуги для участников инвестиционного проекта;

- посреднические и информационные фирмы.

Капитальные вложения — форма реализации инвестиций в основной капитал в виде денежных средств. Затраты инвестора (заказчика) на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение техники, инструмента, инвентаря, на проектно-изыскательские работы, подготовку эксплуатационных кадров, ОГЛАВЛЕНИЕ дирекции строящегося предприятия, технадзор и прочие расходы выступают как объекты вложения.

Инвестиционно-строительная сфера — это важнейшая часть воспроизводства основного капитала путем трансформации строительства зданий, сооружений (новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение).

Главная цель вложения инвестиций в основной капитал — получение экономического эффекта (социального, экологического) в будущем, после процесса обмена инвестиционных (финансовых) ресурсов на новые потребительские стоимости.

Инвестиционно-строительная сфера представляет собой открытую систему, взаимодействующую со средой. Основные предпосылки успешной деятельности данной сферы экономики находятся не только внутри, но и во внешней среде, т.е. зависят от внешнеэкономических, социальных и других отношений в обществе. Инвестиционно-строительную сферу следует рассматривать как определенную систему, состоящую из ряда подсистем: пред проектной, проектной, производственной (строительной), комплектационной, эксплуатационной, посреднической, финансовой, плановой, результирующей. Общепринято представлять каждую подсистему как экономическую ячейку, обладающую определенной самостоятельностью в выборе режима своего функционирования, погруженную во внешнюю среду (сформированную другими ячейками и другими экономическими системами). Каждая ячейка имеет свою целевую функцию, свою систему стимулов и оценки эффективности технико-экономических режимов, поэтому следует обеспечить совместную согласованную деятельность экономических ячеек, т.е. выбрать оптимальный режим деятельности всей системы при одновременном сохранении возможности свободы выбора каждой ячейкой автономного, собственного распорядка работы.

Теория оптимизации играет важную роль при проектировании механизма взаимодействия подсистем. Принцип совместной оптимизации базируется на соблюдении следующих условий.

1. Оптимальное состояние каждой подсистемы в системе менее эффективно, чем оптимальное состояние системы:

где — оптимальное состояние 1-й подсистемы; п, Й — сумма подсистем (от г до п); 1 = 1; ОС — оптимальное состояние всей системы.

2. Оптимизация состояния системы приводит к субоптимальным (нижестоящим за оптимальным уровнем) состояниям составляющих ее подсистем:

где (Х-* — субоптимальное состояние 1-й подсистемы.

Согласно теории оптимизации (принципу совместной оптимизации), достижение эффективного конечного результата в инвестиционно-строительной сфере возможно при условии взаимного согласия всех участников проекта действовать не в самых выгодных для них условиях. Преследование ими только своих собственных экономически оптимальных целей может нанести ущерб другим участникам и проекту в целом. Незнание или игнорирование положений теории оптимизации служит одной из главных причин недостаточной эффективности большинства инвестиционных проектов и низкой отдачи в целом от инвестиций в основной капитал.

В рыночной экономике в основе концепции управления инвестиционно-строительной сферой, по мнению автора, должно лежать три принципа: маркетинг, адаптация, предпринимательское поведение.

Принятие решения о реализации инвестиционного проекта по созданию или воспроизводству основного капитала определяется сопоставлением двух главных показателей:

1) ожидаемой нормы чистой прибыли от реализации проекта;

2) реальной ставки процента (ставки рефинансирования Банка РФ).

Если первый показатель в 1,2—1,5 раза превышает второй показатель, то инвестор вправе принять решение о реализации проекта. В случае если второй показатель больше или равен первому, частный капитал не будет осуществлять инвестиции и только государство в необходимых случаях (в случае получения социального или экологического эффекта достижения оборонной или продовольственной безопасности страны, проведения приоритетных научно-технических исследований) вправе пойти на экономически неэффективное (убыточное) решение.

Государственное регулирование инвестиционно-строительной сферы — это специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования (индикативного, рекомендательного), бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости. Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры общественного хозяйства (структурной реформе) и деятельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики в целом, так и отдельных регионов на основе инвестиций в основной капитал.

Государственное регулирование инвестиционной сферы рыночной экономики должно обеспечивать упорядоченность сложнейших составляющих инвестиционного процесса, на которые не всегда могут эффективно влиять отдельно применяющиеся экономические или административные регуляторы.

При регулировании инвестиционно-строительной сферы следует выделять следующие аспекты направлений рыночной системы:

- антикризисный; антимонопольный;

- антизатратный; создание организационных структур и системы управления, адекватной этапу перехода к государственно регулируемой экономике.

Главные направления реформирования системы регулирования деятельности строительной сферы:

1. Усиление конкуренции.

2. Лицензирование деятельности строительных предприятий.

3. Бюджетно-финансовое регулирование.

4. Налогообложение предприятий строительной сферы.

5. Применение ужесточенных норм продолжительности строительства объектов.

6. Контроль за целевым использованием амортизационных ресурсов.

Рис. 9.1. Основные этапы осуществления преобразований в системе регулирования деятельности строительной сферы

7. Ценообразование.

8. Ипотечное кредитование.

9. Диверсификация.

Основные этапы осуществления преобразований в системе регулирования деятельности строительной сферы приведены на рис. 9.1.

Алгоритм преобразования экономических явлений в инвестиционно-строительной сфере имеет следующие значения:

-на этапе стабилизации должно прекратиться падение объемов капитальных вложений (КВ2 > КВ-; объемы подрядных работ стабилизируются на определенном уровне (СМР2 > СМР1), возможно даже меньшем, чем при пике кризиса за счет увеличения доли стоимости технологического оборудования в общей стоимости капитальных вложений; сроки окупаемости капвложений либо сократятся, либо будут равными периоду пика кризиса (Т2 < Т1); должна вырасти бюджетная эффективность (БЭ2 > БЭ1).

-на этапе развития возрастает инвестиционная активность, увеличатся объемы капитальных вложений, возрастут объемы подрядных работ (СМР3 > СМР2); сроки окупаемости капвложений должны постепенно сокращаться (То < Т2), планируется выход на 2-3 от общемирового уровня (сроков) эффективности инвестиций в основной капитал, увеличится бюджетная эффективность капитальных вложений (БЭ3 > > БЭг) с развитием российской экономики.

В рыночных условиях нами предлагается разграничить систему государственного регулирования инвестиционно-строительной сферы на две подсистемы — управления государственным сектором и координации негосударственным сектором экономики.

На этапе несовершенства рыночных отношений государственное регулирование инвестиционного спроса имеет принципиально важное значение для становления рынка инвестиций. Инвестиционный спрос на готовую строительную продукцию регулируется следующими условиями и положением:

-системой специальных налогов на те виды инвестиционных мероприятий, которые не относятся к приоритетным и могут быть ограничены;

-субвенцией на развитие приоритетных видов строительного производства, предприятий стройиндустрии, непосредственно участвующих в жилищном строительстве.

В целях преодоления кризиса в инвестиционно-строительной сфере следует увеличить значимость административных методов регулирования, усилить стимулирующую роль бюджетно-налоговой системы и кредитной политики, создать действенный механизм конкуренции на рынках подрядных работ.

Для повышения эффективности инвестиций рекомендуется:

-ввести дополнительную экспертизу инвестиционных проектов (независимую экспертизу);

-пересмотреть нормативные сроки возведения объектов в сторону их сокращения;

организовать деятельность подрядных предприятий на антизатратной основе путем проведения экономического анализа по антизатратной методике;

-регламентировать структуру себестоимости строительно-монтажных работ по отдельным статьям затрат;

-уменьшить сроки освоения новых производственных мощностей (ввести нормы освоения производственных мощностей и заселения частного жилья);

- практиковать обязательность проведения подрядных торгов на строительство всех объектов, финансируемых за счет средств государственных бюджетов всех уровней (главными критериями для победителя подрядных торгов считать минимальную стоимость объекта или минимальные сроки строительства при нормативной стоимости объекта).

Регулирование инвестиционно-строительной сферы рекомендуется осуществлять путем усиления бюджетно-финансового, кредитного, административно-правового воздействия, а также проведения единой технической политики и рекомендаций в области ценообразования.