Регулирование экономических отношений в области использования и охраны земель
Многие полагают, что стимулом поступков большинства граждан являются их экономические интересы. Действительно, ряд запретов и разрешений базируется на экономической мотивации, и земельные отношения не являются здесь исключением. Экономический механизм надлежащей охраны и использования земель регламентируется правовыми нормами: организационно-правовой механизм обеспечения действия земельного права включает регулирование экономических отношений по поводу земли. Правовому воздействию подвергаются плата за землю и оценка земли, поддержка предпринимательской деятельности и аудит, направленные на рациональное использование и охрану земель, их стимулирование.
Плата за землю и оценка земли
Использование земли является платным; формами платы служат земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Земельный налог исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Порядок определения размеров арендной платы, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством РФ, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находятся земли, сдаваемые в аренду. Размер арендной платы – существенное условие договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются по соглашению сторон в договорах аренды.
Рыночная стоимость участка определяется на основе Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Φ3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Государственная кадастровая оценка (гл. III.1 данного Закона) – это определение кадастровой стоимости. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Минэкономразвития России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Предпринимательство, направленное на рациональное использование и охрану земель
В российском обществе развиваются идеи о том, что в условиях рыночной экономики более эффективными участниками природоресурсной и природоохранной деятельности становятся предприниматели – предполагаемые главные субъекты экономического развития, от активизации и усилий которых во многом зависят его итоги.
Расширение предпринимательской деятельности, направленной на охрану земель и окружающей среды, – экологического предпринимательства – рассматривается многими как сектор рынка экологических услуг, включающий экологические аудит, сертификацию, поддержку предприятий, ведущих экологическую деятельность, и др.
Наибольшее развитие получила деятельность по рациональному использованию и тщательной обработке земель, обращению с ломом цветных металлов, контролю и улучшению экологических параметров транспортных средств, разработке проектов нормативов воздействия предприятий на земли и окружающую среду, а также иные природоохранные работы. Осуществляются мониторинг земель, оказание медико-экологических услуг, утилизация и переработка отходов производства и потребления, проектирование новых, экологически чистых технологий, агрегатов и производств, экологическое образование и просвещение.
Экологической доктриной РФ предусматривается, что для экономического регулирования рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на земли и природную среду, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность необходимы содействие предпринимательству в сфере охраны окружающей среды, установление механизмов финансовых гарантий, включая страхование, развитие аудита и добровольной сертификации.
Предпринимательской деятельностью, осуществляемой в целях охраны земель и окружающей среды, могут, в частности, считаться следующие действия, предусмотренные ЗК и Законом об охране окружающей среды:
– оценка состояния земель и эффективности мероприятий по охране земель (абз. 2 п. 2 ст. 13 ЗК); внедрение новых технологий, реализация программ мелиорации земель и повышения плодородия почв (п. 3 и др. ст. 13 ЗК); приобретение земельных участков в собственность, в аренду и оформление иных прав на земельные участки (ст. 15–25 ЗК); защита прав на землю и участие в рассмотрении земельных споров (ст. 59–64 ЗК);
– участие в экологической паспортизации территорий (ст. 6 Закона об охране окружающей среды), в экологическом аудите (ст. 1 указанного Закона), оценке воздействия проектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 32 Закона); страхование в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков в соответствии с законодательством РФ (ст. 18 Закона);
– проведение в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности обязательной или добровольной экологической сертификации, т.е. подтверждения соответствия объектов (готовой продукции) требованиям технических регламентов, положениям стандартов, условиям договоров (ст. 31 Закона об охране окружающей среды);
– обращение с отходами – их сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, захоронение (ст. 51 Закона); участие в мониторинге, т.е. системе наблюдений за состоянием земель и окружающей среды, оценка и прогноз изменений состояния земель и окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ст. 67 ЗК и ст. 63 Закона об охране окружающей среды);
– участие в научных исследованиях, проводимых в целях социального, экономического и экологического развития Российской Федерации, создания научной основы охраны земель, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению земель, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию земель и воспроизводству других природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и другими федеральными законами (ст. 70 Закона об охране окружающей среды);
– оценка прошлого экологического ущерба, причиненного хозяйственной и иной деятельностью при изменении организационно-правовых форм управления предприятием и организацией на основании Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и других актов законодательства.