Регулирование деятельности ТНК
Национальные правительства всегда пытаются повлиять на поведение ТНК.
Основная проблема, стоящая перед отдельной страной заключается в том, что в каждой стране производится лишь часть операций ТНК, и это в любом случае – будь ТНК иностранной или отечественной. Таким образом, обособленные попытки регулирования поведения ТНК в большой степени ограничены территориальным несоответствием и несоразмерностью между принимающей страной и ТНК. В то же самое время для ТНК, и особенно для глобальной корпорации, довольно легко натравливать одно государство на другое, по мере того как конкуренция за дефицитные мобильные в международном масштабе инвестиции становится все интенсивнее. Поскольку ТНК обладают гибкостью в замещении одного месторасположения другим и выборе места для нового или расширенного вложения средств, часто очень трудно для отдельного правительства применять суровые меры по отношению к ТНК. Поступая таким образом, правительство может потерять потенциального инвестора, уступая его другой стране.
Понимание того факта, что отношения между ТНК и властными структурами государства являются неравными, привело к потребности в международном регулировании ТНК, особенно в случае развивающихся стран.
Сферами деятельности ТНК, которые привлекли наибольшее внимание в попытках введения международного регулирования, являются:
– раскрытие информации о ТНК;
– вопросы налогообложения, особенно те, которые имеют отношение к уклонению от уплаты налогов и политике образования трансфертных цен;
– защита занятости;
– отношения между администрацией ТНК и рабочими в промышленности;
– антитрестовские (имеющие отношения к конкуренции) вопросы.
Были сделаны следующие попытки разработать международные нормы поведения ТНК.
1. Ориентиры Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для многонациональных предприятий, вошедшие в силу в 1976 г. Они носят добровольный характер и отражают желание правительств "богатых" стран регулировать возможные эксцессы экономического (и социального) поведения ТНК, но в то же время подчеркивают благоприятное воздействие со стороны ТНК. Предписания ОЭСР затрагивают все вопросы, перечисленные выше.
2. Декларация Международной организации труда (МОТ) о принципах, касающихся многонациональных предприятий, и социальном поведении (1977). Особое внимание в ней уделено вопросам занятости и отношений между администрацией и рабочими в ТНК. Эта декларация также носит добровольный характер.
3. Нормы поведения для ТНК, разработанные ООН. Первоначальный проект норм был предложен в 1982 г., но до сих пор он находится в процессе обсуждений. Главный импульс исходил от развивающихся стран. В дополнение к вопросам, названным выше, нормы ООН затрагивают также вопросы передачи технологий, этических норм в сделках международного бизнеса, вопрос политического вмешательства ТНК во внутренние дела стран и вопрос об уважении к национальному суверенитету. Несмотря на то что правительства развивающихся стран и профсоюзы хотели, чтобы нормы ООН носили обязательный характер, они фактически являются добровольными.
4. Предписания ЕС по публикации отчетности для дочерних фирм ТНК. Подход со стороны Европейского союза к регулированию ТНК нацелен скорее на создание особых, связывающих мер, нежели всесторонних норм поведения. Национальные налоговые ведомства разработали процедуры, которые нацелены, в особенности, на уклонение от уплаты налогов корпорациями и практику трансфертного ценообразования.