Регистрация и контроль исполнения документов
Регистрация документов — фиксация факта создания или поступления документа путем проставления на нем индекса с последующей записью необходимых сведений о документе в регистрационных формах. При регистрации поступающих документов проставляется дата и индекс поступления в регистрационном штампе.
Индекс документа состоит из порядкового номера в пределах регистрируемого массива документов, который, исходя из задач поиска, дополняется индексами по номенклатуре дел, классификаторами корреспондентов, исполнителей и др.
В индексе документа соблюдается Вперед (или обратная) последовательность его составных частей: порядковый регистрационный номер, индекс по номенклатуре дел, индекс по используемому классификатору. Составные части индекса отделяются друг от друга косой чертой или тире.
Регистрации подлежат все документы, требующие учета, исполнения и использования в справочных целях (распорядительные, плановые, отчетные, учетно-статистические, бухгалтерские, финансовые и др.), как создаваемые и используемые внутри организации, так и направляемые в другие организации и поступающие из вышестоящих, подведомственных и других организаций и от частных лиц. Этот порядок распространяется как на традиционные бумажные документы, так и на создаваемые компьютерными средствами (электронные).
Документы регистрируются в организации один раз: поступающие — в день поступления, создаваемые — в день полписания или утверждения. При передаче зарегистрированного документа из одного подразделения в другое он повторно не регистрируется.
Регистрация документов производится в пределах групп, в зависимости от названия вида документа, автора и содержания документов. Например, отдельно регистрируются приказы руководителя по основной деятельности, приказы руководителя по кадрам, приказы руководителя вышестоящей организации по основной деятельности, решения коллегии вышестоящей организации, акты ревизии финансово-хозяйственной деятельности, планы работы подведомственных организаций и др. Порядковые регистрационные номера присваиваются документам в пределах каждой регистрируемой группы.
Регистрация поступающих и создаваемых документов проводится, как правило, децентрализовано: в местах создания и исполнения документов. Например, плановая документация — в плановом отделе, снабженческая — в отделе снабжения, бухгалтерская — в бухгалтерии. Место регистрации документа закрепляется в инструкции по делопроизводству или в приказе руководителя.
Документы регистрируются в регистрационных журналах или других регистрационных формах (например, карточках).
На выбор формы регистрации оказывают влияние:
- количество входящих, исходящих и внутренних документов;
- наличие документов, требующих строгого учета;
— принятая в организации система делопроизводства (централизованная или децентрализованная);
— возможность использования организацией компьютерных технологий обработки документов.
Журнальная форма регистрации используется, когда необходимо регистрировать документы строгого учета (например, конфиденциальные), документы об образовании (аттестаты, дипломы), документы, удостоверяющие что-либо, и т.п. Такая форма регистрации обеспечивает условия для лучшей защиты сведений о документах.
В современной управленческой практике журналы для регистрации документов целесообразно применять при небольшом объеме документооборота. Входящие, исходящие, внутренние документы, а также документы, имеющие гриф ограничения доступа, регистрируются в отдельных журналах.
Карточная форма регистрации позволяет сделать процесс регистрации документов более быстрым и удобным, поэтому она широко применяется в самых различных организациях. Сведения о регистрируемом документе заносятся в регистрационно-контрольную карточку. Форма карточки, ее размер, необходимые реквизиты и их расположение определяются организацией самостоятельно.
Регистрационная карточка имеет лицевую и оборотную стороны. Лицевая сторона предназначена для регистрации входящих документов, оборотная — для исходящих и внутренних. Так, при регистрации писем-ответов сведения о них заносятся на оборотную сторону карточки, которая уже использовалась для регистрации входящего письма.
Количество экземпляров регистрационной карточки определяется организацией самостоятельно в зависимости от централизации ведения делопроизводства, количества справочных картотек, исполнителей документа и т.д. Обычно требуется три экземпляра карточек: один помещается в контрольную картотеку, второй — в справочную, а третий передается исполнителю вместе с документом.
В последнее время все большее распространение получают автоматизированные системы регистрации, которые позволяют заполнять регистрационные формы на компьютере и создавать при этом базу данных по документам организации.
Для достижения информационной совместимости регистрационных данных и создания условий перехода к автоматизированной регистрации устанавливается следующий состав реквизитов регистрации:
— автор (корреспондент);
— название вида документа;
— дата документа;
— индекс документа (дата и индекс поступления документа) — для поступающих в организацию документов;
— заголовок документа или его краткое ОГЛАВЛЕНИЕ;
— резолюция (исполнитель, ОГЛАВЛЕНИЕ поручения, автор, дата);
— срок исполнения;
— отметка об исполнении (краткая запись решения вопроса но существу, дата фактического исполнения и индекс документа — ответа);
— номер дела.
В случае необходимости состав реквизитов может быть дополнен следующими данными: исполнители, расписка исполнителя в получении документа, ход исполнения, приложения и др.
Регистрацию документов можно рассматривать как начальный этап контроля их исполнения. Возможность проверки исполнения документов должна быть заложена в системе делопроизводства, принятой в организации.
Предположим, руководитель организации дает поручение секретарю поставить на контроль исполнение отдельных документов. Получив соответствующие указания, секретарь проставляет красным маркером букву "К" на левом поле документа напротив реквизита "Заголовок".
Затем в регистрационном журнале делается отметка о контроле, сроках исполнения и ответственном исполнителе. Эти данные берутся из резолюции руководителя на документе. В некоторых организациях на контролируемые документы дополнительно заполняются контрольные карточки, из которых формируется контрольная картотека.
Если документ предназначен для исполнения несколькими должностными лицами, секретарь делает необходимое количество копий и передает их всем исполнителям (оригинал — ответственному исполнителю).
Срок исполнения для большинства документов не должен превышать 10 дней. В течение этого периода секретарю надлежит отметить промежуточные сроки проверки исполнения документа. В результате предварительных проверок секретарь получает информацию о ходе исполнения документа.
В случае существенной задержки исполнения необходимо доложить об этом руководителю организации для принятия экстренных мер. Продление сроков исполнения может производиться только по указанию руководителя.
Для регистрации и контроля исполнения документов могут использоваться средства оргтехники.
Перечень типовых сроков исполнения документов представлен в приложении 9.