Регистрация документов в организации
Регистрационный номер является обязательным реквизитом любого организационно-распорядительного документа. Регистрация документов осуществляется путем проставления на документе даты и регистрационного номера (индекса) с записью необходимых сведений о документе в регистрационной форме.
• Регистрация документа – запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения.
Цель регистрации – придание документу юридической силы, подтверждение факта получения или отправки документа, обеспечение его учета, контроля и поиска.
Поступившие документы регистрируются в день поступления, создаваемые – в день подписания или утверждения либо на следующий рабочий день. При передаче документа из одного подразделения в другое новый регистрационный номер на документе, как правило, не проставляется.
Регистрация документов производится в зависимости от названия вида документа, автора и содержания в пределах групп документов. Отдельно регистрируются документы, поступившие из вышестоящей организации, приказы по основной деятельности и по личному составу, служебная переписка, обращения граждан.
Документы, полученные из вышестоящих организаций, поступающие на рассмотрение руководителя организации и его заместителей, распорядительные документы и переписка за подписью руководителя, протоколы и решения коллегиальных органов регистрируются в службе ДОУ. Регистрация поступающих, внутренних и отправляемых документов производится в местах исполнения и создания документов.
Наиболее распространенным способом регистрации документов являются регистрационно-контрольные карточки (традиционные и электронные), используемые для всех видов документов. Такие карточки имеют ряд очевидных преимуществ: они легко подвергаются механизированной обработке, их можно группировать в картотеки, что ускоряет поиск необходимой информации, особенно при больших объемах документооборота.
Для создания поисковых систем и достижения информационной совместимости регистрационных данных устанавливается следующий состав основных реквизитов регистрации:
• наименование организации (автора или корреспондента);
• наименование вида документа;
• дата и регистрационный номер документа;
• дата и индекс поступления;
• заголовок к тексту (краткое ОГЛАВЛЕНИЕ документа);
• резолюция (исполнитель, ОГЛАВЛЕНИЕ поручения, автор, дата);
• срок исполнения документа;
• отметка об исполнении документа и направлении его в дело.
В зависимости от характера документа и задач использования информации состав основных реквизитов регистрации может дополняться следующими реквизитами:
• гриф (отметка) ограничения доступа к документу;
• внутренняя переадресация документов по исполнителям;
• код по тематическому классификатору;
• ключевые слова;
• количество листов документа;
• наличие приложений;
• должностное лицо, поставившее документ на контроль;
• промежуточные сроки исполнения;
• перенос сроков исполнения;
• срок хранения документа;
• статус документа (проект, версия);
• вид передачи документа (почтой, факсом) и др.
При регистрации обращений граждан вводятся их фамилии, имена, отчества, адреса, в том числе электронные (e-mail), телефоны, актуальные при электронных обращениях граждан. В соответствии со ст. 4 Закона о порядке обращений граждан обращения могут регистрироваться как в письменной форме, так и в форме электронного документа.
При регистрации отправляемых документов записывается название организации и структурного подразделения должностного лица – автора документа.
При регистрации ответов на обращения граждан вводятся их персональные данные. Допускается применение сокращенного наименования организации.
В графе "Дата документа" в регистрационно-контрольную карточку переносится дата, присвоенная документу организацией – автором документа.
В графе "Регистрационный номер документа" в регистрационно-контрольную карточку переносится регистрационный номер документа, присвоенный организацией – автором документа. На входящих документах эти же данные заносятся в регистрационный штамп.
В графе "Заголовок к тексту" указывается заголовок к тексту документа, а при его отсутствии составляется аннотация, содержащая ключевые слова.
Графа "Резолюция" заполняется после просмотра документа руководителем. В ней указываются ОГЛАВЛЕНИЕ поручения, фамилии исполнителя, автора поручения и дата резолюции.
В графе "Срок исполнения" проставляется индивидуальный срок, содержащийся в резолюции, а при его отсутствии – типовой срок. При регистрации отправляемого документа может записываться дата ожидаемого ответа.
Графа "Отметка об исполнении" содержит краткую запись о решении вопроса по существу, в нее переносятся регистрационный номер и дата исполнения созданного документа, ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа.
Входящие, исходящие и внутренние документы регистрируются отдельно. Регистрационный номер входящего и отправляемого документа состоит из порядкового номера, который исходя из информационных потребностей организации может дополняться буквенным или цифровым индексом структурного подразделения, индексом дела по номенклатуре дел, кодом документа по классификатору корреспондентов, исполнителей и др. Составные части регистрационного номера отделяются друг от друга косой чертой. Например, 95/06-12, где 95 – порядковый регистрационный номер, а 06-12 – номер дела, в которое будет подшит документ (или его копия) после исполнения.
Внутренние документы регистрируются отдельно по видам документов: например, приказы по основной деятельности, протоколы заседаний коллегии и т.д. В пределах регистрируемой группы соблюдается свой порядок номеров, например приказ № 14, протокол № 10.
В практике организаций используются не только контрольно-регистрационные карточки, но и журнальная, электронная формы регистрации. Журнальную форму регистрации используют в организациях, документооборот которых составляет менее 600 документов в год. Журналы регистрации ведутся отдельно для входящих, исходящих и внутренних документов.
Листы журнала, начиная со второго, нумеруются в правом верхнем углу. Все листы прошиваются прочными нитками, их концы выводятся на последний пронумерованный лист с обратной стороны и склеиваются бумажным квадратом, в середине которого ставится печать организации. Правильность оформления заверяется надписью: "В данном журнале пронумеровано, прошнуровано и скреплено круглой печатью ... листов", которая размещается на оборотной стороне последнего пронумерованного листа. Надпись подписывает делопроизводитель или секретарь.
После последней регистрационной записи в журнале делается, например, Вперед надпись: "В данном журнале зарегистрировано 120 документов с вх. № 1 по 120. Случайно пропущены номера 5 и 80", указываются название должности, подпись и расшифровка подписи делопроизводителя (секретаря).
Все регистрационные журналы имеют номер по номенклатуре дел. Оформление обложки журнала включает название журнала, наименование организации, регистрационный номер по номенклатуре дел, который размещается в верхнем нравом углу обложки. В правом нижнем углу указываются даты начала и окончания журнала в соответствии с числами первого и последнего зарегистрированных в журнале документов в пределах календарного года.
Подлежащие регистрации документы должны быть перечислены в инструкции по делопроизводству организации с указанием места их регистрации.
Обязательность ведения журнальной формы регистрации трудовых книжек и вкладышей к ним нормативно закреплена Постановлением о трудовых книжках. Форма журнала "Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним" утверждена постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек".
Для регистрации кадровых документов организациям также рекомендуется вести:
• книгу учета договоров, изменений и дополнений к ним;
• книгу приказов по личному составу;
• книгу регистрации и контроля за поступающими и отправляемыми документами;
• книгу регистрации распорядительных и нормативных документов организации;
• журнал учета отпусков;
• другие журналы, определяемые потребностями организации.
Общие требования к оформлению журналов регистрации документов.
1. Твердая обложка (для соблюдения сроков хранения).
2. Клеевой переплет (во избежание добавления или удаления листов в журнале).
3. Сквозная нумерация листов журнала.
4. Прошивка журнала.
5. Наличие заверительной записи (с указанием названия журнала, количества прошитых, пронумерованных листов (цифрами и прописью), должности, подписи и расшифровки подписи руководителя организации и даты оформления журнала).