Региональные организации

Современное международное право, будучи целостной системой права, осуществляет свое регулятивное воздействие на универсальном уровне и в едином режиме должного поведения всех государств мира. Соответственно, это исключает всякую возможность "партикулярного" (особого) международного права в зависимости от расовой, религиозной принадлежности отдельных народов. В этом смысле не представляется приемлемым говорить, например, об азиатском, африканском, европейском международном праве. Общим параметром здесь является верховенство права (Rule of Law) при обстоятельствах разрешения всех межгосударственных споров через обращение в Международный суд.

В этой глобальной системе миропорядка на основе права международное право предусматривает возможность функционирования универсальных и региональных международных организаций. На примере ООН мы имеем эффективно функционирующую универсальную систему упорядоченного действия международного права в институционном режиме. Но если есть примеры действенного решения проблемы упорядоченного функционирования международного права в институционном формате на универсальном уровне (а это, как мы обозначили, и есть система ООП), то вполне логично следует констатировать в пользу возможности таких систем упорядоченного функционирования международного права в институционном режиме и в конкретных регионах мира. Возникшие на этот счет региональные международные организации исключают всякие привходящие факторы религиозной или расовой принадлежности. Будучи созданы в рамках международного права, региональные международные организации ориентированы на достижение общих задач обеспечения международной законности и правопорядка. Мировое сообщество, осознавая значимость места и роли региональных международных организаций в поддержании международного мира и безопасности, создает реальную правовую основу для нормального функционирования региональных организаций. Такой основой выступают положения гл. VIII Устава ООН "Региональные соглашения", создавая собой возможность для учреждения региональных организаций.

Устав ООН устанавливает четкие параметры должного их поведения. Функционирование региональных международных организаций должно осуществляться во исполнение целей и задач Устава, а в его лице во исполнение общих требований современного международного нрава. Соответственно, Устав ООП предусматривает возможность создания региональных международных организаций но поддержанию международного мира и безопасности при условии, что их деятельность будет соответствовать целям и принципам ООН, т.е. они должны строиться на принципах уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от неправомерного применения силы, мирного разрешения споров.

В соответствии с Уставом ООН члены ООН, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности.

В параметрах обозначенных критериев направленности функционирования региональные организации не правомочны принимать какие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к нескольким регионам. В соответствии с зафиксированными в Уставе региональной организации целями и задачами участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются государств только одного географического района.

К региональным организациям относится, в частности, Африканский Союз (АС) — межгосударственная политическая региональная организация, созданная в мае 1963 г. Членами АС являются государства Африки. Цели АС заключаются в укреплении единства африканских стран, в координации и развитии всестороннего сотрудничества, защите суверенитета, территориальной целостности и независимости стран континента.

Главными принципами деятельности АС являются равноправие, невмешательство во внутренние дела, уважение территориальной целостности и независимости государств, мирное разрешение возникающих между государствами споров.

К главным органам АС относятся: Ассамблея глав государств и правительств (собирается один раз в год); Совет министров АС (собирается два раза в год); Генеральный секретариат — постоянный административный орган. При АС также имеются комиссии — по экономическим и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения; но вопросам обороны.

Лига арабских государств (ЛАГ) — региональная организация независимых арабских государств — была основана 22 марта 1945 г.

Целями ЛАГ являются укрепление отношений между государствами-членами, координация их политической деятельности, осуществление тесного всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, финансов, транспорта, в вопросах гражданства, защита независимости и суверенитета стран-участниц.

Высшим органом ЛАГ является Совет (конференция) Лиги, состоящий из глав государств и правительств (собирается на сессии два раза в год). В перерывах между сессиями деятельностью ЛАГ руководит Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемый на пять лет.

Организация американских государств (ОАГ) была создана в соответствии с Межамериканским договором о взаимной помощи 1947 г. Устав ОАГ был принят 30 апреля 1948 г. и вступил в силу 13 декабря 1951 г. Членами ОАГ являются более 30 государств Америки и Карибского бассейна.

В соответствии с Уставом целями ОАГ являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, развитие сотрудничества в экономической, политической, социальной, научно-технической и культурной областях, организация совместных действий против агрессии, сотрудничество в борьбе с преступностью.

ОАГ действует на принципах суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного разрешения споров, уважения территориальной целостности и существующих границ.

Высшим органом ОАГ является Генеральная Ассамблея (г. Вашингтон), в которой представлены все государства-члены. Очередные сессии проводятся раз в год. На них рассматриваются важные вопросы деятельности организации.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая была создана в 1967 г. Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г. на основе Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Целями АСЕАН являются организация сотрудничества в экономической, социальной и других областях, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Высшим органом АСЕАН является Конференция глав государств и правительств, которая должна собираться один раз в три года. Между конференциями действует постоянный комитет под председательством министра иностранных дел той страны, где проводилась конференция. Рабочие органы — секретариат и 11 отраслевых комитетов.

К региональным организациям относится и Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной на основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (Минск-. 8 декабря 1991 г.). Соглашение ратифицировано Российской Федерацией постановлением ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1.

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан выразили намерение присоединиться к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписав Протокол к Соглашению о создании СНГ в Алма-Ате 21 декабря 1991 г.

В соответствии с Соглашением к сфере совместной деятельности государств-участников, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

Устав Содружества Независимых Государств принят Решением Совета глав государств СНГ (Минск, 22 января 1993 г.). В соответствии с Уставом целями Содружества являются:

— осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

— всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

— обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

— сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

— содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

— взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

— мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Государствами — учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия настоящего Устава. Государствами — членами Содружества являются те государства-учредители, которые принимают на себя обязательства по настоящему Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств.

Для достижения целей Содружества государства-члены, исходя из общепризнанных норм международного права и Хельсинкского Заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с нижеследующими взаимосвязанными и равноценными принципами:

- уважение суверенитета государств-членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;

- нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных приобретений;

— территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;

- неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства-члена;

— разрешение споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

— верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

- невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга; обеспечение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений;

— добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая Устав;

— учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание па основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;

— объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств — членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;

— развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;

— духовное единение народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относятся: обеспечение нрав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства-члены, обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет глав правительств собирается на заседания четыре раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия — консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совместные заседания. Порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется правилами процедуры. Главы государств и главы правительств на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств — членов Содружества. Заседания Совета глав государств и Совета глав правительств проводятся, как правило, в городе Минске.

Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе (например, Исполнительный секретариат СНГ). Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями. К участию в их заседаниях могут привлекаться эксперты и консультанты. Для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для Совета глав государств и Совета глав правительств созываются совещания руководителей соответствующих государственных органов.

Совет министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и организует консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес. Совет министров иностранных дел осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым Советом глав государств.

Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества. Во исполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств Комитет:

— вырабатывает и вносит предложения по вопросам сотрудничества в рамках Содружества, развития социально-экономических связей;

— способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений;

— организует совещания представителей и экспертов для подготовки проектов документов, выносимых на заседания Совета глав государств и Совета глав правительств;

— обеспечивает проведение заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств;

— содействует работе других органов Содружества. Координационно-консультативный комитет состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства — члена Содружества, и координатора комитета, назначаемого Советом глав государств.

Для организационно-технического обеспечения работы Совета глав государств, Совета глав правительств и других органов Содружества при Координационно-консультативном комитете имеется Секретариат, возглавляемый координатором комитета — заместителем председателя Координационно-консультативного комитета. Комитет действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом глав государств. Местом пребывания Комитета является город Минск.

Совет министров обороны является органом Совета глав государств но вопросам военной политики и военного строительства государств-членов.

Главное командование Объединенных вооруженных сил осуществляет руководство Объединенными вооруженными силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве.

Совет министров обороны и Главное командование Объединенных вооруженных сил осуществляют свою деятельность на основе соответствующих положений, утверждаемых Советом глав государств.

Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них. Совет командующих Пограничными войсками осуществляет свою деятельность на основе соответствующего Положения, утверждаемого Советом глав государств.

Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем, утверждаемым Советом глав государств. Местом пребывания Экономического суда является город Минск.

Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Комиссия состоит из представителей государств — членов Содружества и действует на основе Положения, утверждаемого Советом глав государств. Местом пребывания Комиссии по правам человека является город Минск.

Международные конференции

Миропорядок на основе верховенства права создает реальные возможности для нормального функционирования любых ассоциаций, объединений государств при обстоятельствах соответствия их уставных целей и задач нормоустанавливающим требованиям современного международного права. В параметрах своего универсального регулятивного воздействия система современного международного права едина, целостна и закончена в части отсутствия в ней каких-либо пробелов. А поскольку это так, то международное право не приемлет но факту своего существа создание и функционирование каких-либо ассоциаций (в данном случае речь идет о международных конференциях), основанных па разъединяющих единое международное право расовых или (псевдо-) религиозных принципах. Ассоциации такого типа "страдают" экстремизмом и в конечном счете служат целям международного терроризма. И наоборот, различные ассоциации, объединения государств, основ;........е и действующие в соответствии с международным правом, мировое сообщество приветствует и поощряет к дальнейшей работе на общее благо мировой цивилизации.

Международные конференции, учрежденные в строгом уважении требований современного международного нрава, могут реально существовать и выполнять весь комплекс возложенных на них функций.

Постановочно международные конференции представляют собой упорядоченные на основе права временный коллективный орган государств-членов, определяющий свою функциональную деятельность через обсуждение в режиме конференции уставных целей ассоциации (какой в конечном итоге и является международная конференция) и установление (приемлемых с точки зрения права) направлений своего участия в общемировых процессах построения справедливого миропорядка.

С учетом своего институционного существа и уровня представительства государств-членов проводится различие международных конференций по линии конгресс, съезд, конференция, совещание, а также по линии уровня представительского участия: международные конференции с участием глав государств, правительств, министерств иностранных дел. Временные параметры работы международных конференций и конкретно весь порядок их проведения определяют сами международные конференции. Они созываются по инициативе одного или нескольких государств или международной организации в целом.

Порядок работы конференции определяется правилами процедуры, предусматривающими порядок утверждения повестки дня, выборы председателя и его полномочия, порядок голосования и принятия решения, языки конференции. Способы голосования могут быть открытыми или тайными. Режим принятия на конференции решения еще не означает, что оно является обязательным для государств, являющихся участниками конференции. Признание решения обязательным является внутренним актом государства.