Региональная стандартизация
Работа по стандартизации осуществляется и на региональном уровне. Назовем несколько наиболее известных региональных организаций по стандартизации.
Общеевропейские организации по стандартизации:
- СЕН (CEN - European Committee for Standardization);
- СЕНЕЛЕК (CENELEC - European Committee for Electrotechnical Standardization);
- ETC И (ETSI - European Telecommunications Standards Institute);
- Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА);
- Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ);
- Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ).
Основной целью общеевропейской системы стандартизации является устранение технических барьеров в торговле путем создания механизма саморегулирования единого европейского рынка на основе обеспечения конкурентоспособности европейской промышленности на внутреннем и внешнем рынках.
Общеевропейская система стандартизации строится на основе следующих принципов:
1) прозрачность;
2) открытость;
3) консенсус;
4) согласованность.
Деятельность ЕС в области стандартизации направлена на выполнение положений Римского договора 1957 г. о создании единого европейского рынка. Договор предписывает сближение законодательных, распорядительных и административных решений стран-членов. Для начала работ по сближению национальных стандартов в рамках устранения технических барьеров в торговле была характерна попытка их гармонизации. Однако вскоре стала очевидной невозможность решения проблемы таким путем, вследствие чего осуществляется переход на создание единых европейских стандартов (евронорм). Но главным направлением, реально устраняющим технические барьеры в торговле, признано принятие Директив ЕС прямого действия, т.е. содержащих законодательные положения и требования к параметрам конкретных видов товаров или процессов (процедур). Если в них имеются ссылки на евронорму или технический регламент, это переводит указанные нормативные документы в ранг обязательных для исполнения.
Директивы - документы, в которых содержатся существенные требования к обеспечению безопасности жизни, здоровья и окружающей среды. Директивы носят обязательный характер для применения в странах - членах ЕС.
Различают "старый" и "новый" подходы к разработке Директив ЕС (Европейских директив). "Старый подход" основывается на положении, согласно которому технические характеристики продукции должны быть включены в приложения к директиве. "Новый подход" предполагает включение в приложения только существенных требований по безопасности для жизни, здоровья и окружающей среды.
Директивы, разработанные на основе "нового подхода", применяются к продукции, которая поступает на рынки ЕС впервые (новая или значительно модифицированная продукция, изготовленная странами ЕС, а также продукция, импортируемая из стран - не членов ЕС), и не применяются к продукции, предназначенной для военных целей.
Таким образом, был сделан переход от гармонизации отдельных национальных стандартов и технических регламентов к гармонизации законодательных положений (технического законодательства). Совет ЕС определил основной принцип гармонизации стандартов и сертификации: гармонизация законоположений ограничивается установлением требований безопасности в рамках директив. Это значит, что для данной продукции должны быть обеспечены условия свободной торговли в рамках ЕС; на органы, ответственные за стандартизацию промышленных товаров, возлагается задача но разработке таких технических регламентов, которые заставляют изготовителей выпускать продукцию, соответствующую общим требованиям директив. Примечательно, что сами по себе технические регламенты и евронормы не обязывают производителей четко выполнять их требования. Однако на администрацию предприятий возложена обязанность подтверждать соответствие продукта общим требованиям директив. Поэтому если предприятие не соблюдает требования евронормы (технического регламента) и не может декларировать соответствие продукции их требованиям, на него ложится бремя доказательств соответствия изделия общим требованиям директив через сертификацию.
В странах ЕС в соответствии с Директивой ЕС "Методы и процессы информирования в области стандартов и технических регламентов" реализуется процедура взаимного информирования, включающая следующие позиции:
- каждая страна - участница ЕС обязана информировать соответствующую инстанцию о программах подготовки проектов нормативных документов. При этом по вопросам регламентов следует обращаться в Комиссию Европейского Союза, по стандартам - в центральные секретариаты СЕН и СЕНЕЛЕК;
- каждая из указанных центральных инстанций накапливает и обрабатывает информацию и доводит се до национальных органов по стандартизации стран-членов и региональных органов по стандартизации;
- каждая страна - член ЕС обязана сообщать полученную информацию заинтересованным кругам.
Основные практические задачи по региональной стандартизации возложены на СЕН и СЕНЕЛЕК, которые в своей практике информационного обеспечения руководствуются данной Директивой.
Европейский Комитет по стандартизации (СЕН) был создан в 1961 г. (до 1970 г. - Европейский комитет по координации стандартов). Учредителями СЕН стали ЕЭС (Европейское экономическое сообщество) и ЕАСТ (Европейская Ассоциация свободной торговли). Постоянными членами СЕН являются национальные организации по стандартизации 33 европейских стран. Кроме постоянных членов, в СЕН существуют ассоциированные члены, аффилированные члены, а также организации по стандартизации - партнеры (PSB) - новый вид членства, учрежденный в 2003 г. СЕН работает в тесном сотрудничестве с Европейской комиссией и секретариатом ЕАСТ, которые выполняют консультативную функцию, их представители участвуют в работе Генеральной ассамблеи и принятии решений, касающихся политического курса СЕН.
Ассоциированные члены - это европейские организации, представляющие отдельные секторы промышленности, потребители, заинтересованные лица, деятельность которых связана с проблемами окружающей среды, малые и средние предприятия. Они участвуют в работе Генеральной ассамблеи (без права голосования), Административного и Технического бюро, получают всю соответствующую документацию, включая проекты стандартов. Статус ассоциированных членов СЕН имеют: Европейская ассоциация но координации участия потребителей в стандартизации (ANEC), Европейский совет химической промышленности (CEFIC), Европейская конфедерация ассоциаций по производству медицинских приборов (EUCOMED), Европейская федерация предприятий строительной промышленности (FIEC), Европейский центр по стандартизации в интересах ремесел, торговли, малых и средних предприятий (NORMАРМЕ), Техническое бюро по здравоохранению и безопасности европейских профсоюзов (TUTB).
Аффилированные члены, чей статус предполагает участие стран в качестве наблюдателей, без права голосования. Аффилированными членами являются национальные организации по стандартизации стран Центральной и Восточной Европы, которые потенциально могли бы стать членами ЕС или ЕАСТ, а следовательно, и полноправными членами СЕН при их соответствии определенным критериям. Основным условием остается принятие европейских стандартов в качестве национальных и отмена стандартов, которые находятся с ними в противоречии. Аффилированными членами СЕН являются Албания (DPS), Болгария (BDS), Турция (TSE), Хорватия (HZN), Македония (ISRM) и др. (всего 19 стран).
Организации по стандартизации - партнеры СЕН (PSB). Этот статус предусмотрен для национальных организаций по стандартизации стран - членов ИСО, которые не могут стать членами СЕН по политическим или географическим соображениям. Чтобы получить этот статус, национальный орган но стандартизации страны должен отвечать определенным критериям. Самое важное требование - взять на себя обязанность применять в качестве национального стандарта стандарт, разработанный в техническом комитете СЕН, членом которого партнер является, и аннулировать национальные стандарты, противоречащие стандартам СЕН. Партнеры имеют право участвовать в работе СЁН, они могут присутствовать на Генеральной ассамблее, участвовать в заседаниях ТК. Партнеры получают проекты EN (европейский стандарт), представленные на голосование, а также утвержденные EN каталог СЕН и другие документы. Партнерами СЕН являются Египет, Россия, Сербия и Черногория, Украина, Тунис. Этот статус позволяет странам, не входящим в ЕС, по их выбору принять участие в качестве наблюдателя в работе отдельных комитетов СЕН.
На современном этапе СЕН стремится распространить принципы европейской стандартизации на глобальном рынке. Так, в 2005 г. опробована новая форма отношений с торговыми партнерами - учреждение "консульства стандартизации" в Китае.
К основным документам по стандартизации СЕН относятся следующие:
Европейские стандарты (EN) - вид нормативных документов разрабатываемых европейскими организациями по стандартизации и носящих добровольный характер для применения в странах - членах ЕС.
Фонд европейских стандартов составляет окаю 14 000 стандартов, в стадии разработки находится более 5000 стандартов. В 2012 г. СЕН разработал 1148 стандартов. В деятельность по разработке стандартов вовлечено более 60 000 экспертов. Пересмотр стандартов проводится каждые пять лет. Европейские стандарты, которые перестали отвечать потребностям рынка, устарели или не соответствуют техническому развитию, аннулируются. Так, например, в 2004 г. было аннулировано 225 EN1.
Технические условия (Technical Specification) (CEN/TS). Документ разрабатывается в том случае, когда не удается в короткие сроки достигнуть консенсуса или когда уровень развития технологии недостаточно устойчив. При необходимости CEN/TS могут получить статус стандарта (EN), для этого может быть использована одноступенчатая процедура принятия.
Технический отчет (Technical Report) CEN/TR - не содержит каких-либо нормативных требований, издается для ознакомления и обмена информацией.
Соглашение экспертов СЕН (Workshop Agreement) CWA - не является нормативным документом. В его подготовке могут принять участие все заинтересованные стороны, не только представители Европы, для этого не требуется быть членом национальной делегации.
Высший орган СЕН - Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы стран-членов, ЕС и ЕАСТ, а также ассоциированные организации.
Генеральная ассамблея избирает Административный совет, выполняющий следующие функции:
- установление правил и способов применения национальных стандартов стран-участниц и международных стандартов при разработке европейских стандартов;
- определение возможности прямого использования национального или международного нормативного документа в качестве европейского стандарта и контроль за его соблюдением;
- координация работ но национальной стандартизации в рамках региона.
При Административном совете существуют два консультативных комитета - по внешней политике и финансам. В работе Ассамблеи могут принимать участие ассоциированные организации, аффилированные члены и партнеру)! (без права голоса). Генеральная ассамблея рассматривает вопросы бюджета, членства, назначения официальных лиц.
Ведение программы стандартизации осуществляет техническое бюро СЕН, которое контролирует, координирует деятельность технических комитетов и осуществляет надзор за их работой.
Технические комитеты занимаются разработкой стандартов и выполняют техническую работу по стандартизации. Деятельность CEН/TK охватывает практически все области промышленности, такие как химия, строительство, гражданское строительство, домашнее хозяйство, спорт и развлечения, окружающая среда, пищевая промышленность, общие вопросы стандартизации, здравоохранение и безопасность, информационные технологии, материалы, машиностроение, измерения, услуги, транспорт, энергетика. В настоящее время в СЕН работает 307 ТК, включая технический комитет СЕН/СЕНЕЛЕК, и более 26 ТК Европейского комитета по стандартизации в области чугуна и стали (ECISS).
Процедура принятия стандарта включает одобрение проекта рабочей группой технического комитета, рассылку проекта техническим бюро всем странам - членам СЕН в лице национальных организаций по стандартизации для голосования в установленный срок. Европейский стандарт считается принятым, если против проекта подано не более 20% голосов. Принятый стандарт вводится в национальную систему стандартизации всех стран-членов, в том числе и голосовавших против. Далее Административный совет рассматривает степень важности этого стандарта для стран - членов ЕС. В случае положительного решения на него делается ссылка в соответствующей директиве ЕС, и стандарт приобретает статус обязательного для выполнения в странах - членах ЕС.
Один из принципов работы СЕН - обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки европейских стандартов. Выбор приоритетного направления должен быть обоснован экономической необходимостью, диктуемой степенью влияния будущего стандарта на развитие взаимовыгодных связей, невозможностью применения международного или другого стандарта для данной цели, предложением стран - участниц СЕН или рекомендациями органов ЕС и ЕАСТ.
Между ИСО и СЕН заключено соглашение о взаимном техническом сотрудничестве - Венское соглашение, которое предусматривает обмен информацией, а также совместную разработку стандартов. Существует процедура проведения совместной разработки стандарта и параллельное голосование по его принятию. Стандарт впоследствии становится одновременно стандартом ИСО и СЕН (ISO/EN), а следовательно, в соответствии с правилами СЕН утверждается на национальном уровне всеми странами - членами СЕН.
Единый европейский рынок заинтересован в интеграции в глобальный рынок, совместная разработка стандартов позволяет учесть мнения и замечания неевропейских стран. В настоящее время около 30% европейских стандартов являются идентичными международным стандартам. Кроме того, достаточно большое число стандартов ЕМ разработано на основе стандартов ИСО. Практически все страны - члены СЕП являются одновременно членами ИСО. Технические комитеты СЕН имеют зеркальные комитеты ИСО.
Существует множество примеров, когда в основу европейских стандартов положены стандарты ИСО или когда проходит параллельная разработка стандартов НО/ЕМ. Но существует практика, когда, наоборот, ИСО берет за основу стандарты ЕМ. Примером может служить ИСО/ ТК 156, который занимается разработкой стандартов в области защиты металлов и сплавов от коррозии, в том числе использованием метода катодной защиты. В ИСО/ ТК 156 существует РГ 10 "Катодная защита подводных и подземных сооружений", которая занимается решением таких задач, как коррозионная защита нефте- и газопроводов, нефтяных платформ и вышек в открытом море, судов, различных строительных конструкций. ИСО/ТК 156/РГ 10 сотрудничает с аналогичным СЕН/ТК 219 "Катодная защита".
Деятельность СЕН связана с Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике (СЕНЕЛЕК), созданным в 1972 г. Членами СЕНЕЛЕК являются национальные комитеты 31 европейского государства.
Совместными усилиями СЕН и СЕНЕЛЕК разработаны основополагающие европейские стандарты - стандарты СЕН/СЕНЕЛЕК серии 45000, касающиеся испытаний, сертификации и аккредитации. Широкое использование этих стандартов стало основополагающим условием развития сертификации, и в особенности взаимного признания результатов испытаний продукции.
В настоящее время осуществляется сотрудничество между ИСО и СЕН, а также МЭК и СЕНЕЛЕК.
Среди европейских организаций по качеству, также занимающихся вопросами стандартизации, - Европейская экономическая комиссия ООП (ЕЭК ООП) и Европейская организация по качеству.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) - орган экономического в социального совета ООН. Создана в 1947 г. как временная организация для оказания помощи странам, пострадавшим во Второй мировой войне. В 1951 г. продлены полномочия ЕЭК на неопределенное время с направлением ее деятельности в области развития экономического сотрудничества государств в рамках ООН. В состав ЕЭК ООН входят 56 стран (в качестве наблюдателей или консультантов могут участвовать любые страны - члены ООН). Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлений политики по стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области.
ЕЭК ООН рекомендует меры по координации деятельности в области стандартизации:
1) на национальном уровне:
а) назначение органа или лица, ответственного за координацию правительственной политики по стандартизации,
б) правительственное содействие стандартизации в приоритетных направлениях, согласно "Перечню ЕЭК ООН" (издается совместно с ИСО, МЭК и др.),
в) правительственная поддержка государственных закупок, осуществляемых по международным (региональным) стандартам или гармонизированным с ними национальным нормативным документам;
2) на международном уровне правительствам стран предлагается соблюдение определенных принципов международной стандартизации:
а) до начала работ осуществить сбор и анализ информации о стандартах,
б) при разработке новых стандартов идти от международного уровня к региональному.
Европейская организация по качеству (ЕОК) основана в 1956 г. (до 1987 г. Европейская организация по контролю качества (ЕОКК)). ЕОК - некоммерческая организация, целями которой являются совершенствование и распространение теоретических принципов и практических методов менеджмента качества, ориентированных на повышение качества и надежности продукции и услуг.
ЕОК содействует укреплению партнерства на межгосударственном уровне, установлению взаимодействия между предприятиями и ассоциациями на основе сотрудничества как между членами ЕОК, так и между ЕОК и другими европейскими организациями.
KOK - региональная организация, имеющая международный статус, в работе которой участвуют 40 европейских стран. Административные органы ЕОК - Генеральная ассамблея, Исполком, Генеральный секретариат и управляющие комитеты, рабочие органы в виде технических комитетов и секций.
Основные формы деятельности ЕОК: ежегодные конгрессы, семинары, курсы, разработка руководящих документов, пособий, справочников и других методических документов. В ЕОК постоянно действуют 14 технических комитетов (ТК) и 8 отраслевых секций (ОС), охватывающих практически все аспекты проблемы качества как межотраслевого, так и отраслевого характера. Если это необходимо, ТК и ОС могут образовывать подкомитеты и подсекции, рабочие и исследовательские группы. ЕОК издает научно-технический журнал "Европейское качество" (выходит шесть раз в год на английском языке).
Членство России в ЕОК дает возможность активно участвовать в деятельности этой организации и оказывать влияние на формирование мировой политики в области качества, а также открывает оперативный доступ к передовому зарубежному опыту в этой области. Работа российских представителей в рамках технических и специализированных органов, ежегодных конференций ЕОК позволяет устанавливать прямые контакты с ведущими иностранными специалистами, обеспечивая доступ к информации о технологии качества ведущих европейских фирм, и тем самым создает возможность использования на отечественных предприятиях их достижений в области качества продукции.
С 1988 г. в ЕОК действует секция по качеству в сфере обслуживания, при которой работают следующие группы:
- группа сектора здравоохранения (вопросы управления качеством в больницах, клиниках, медицинских службах);
- группа сектора финансовых услуг (вопросы управления качеством в банках, страховых компаниях);
- группа сектора транспортных услуг (вопросы управления качеством в авиа-, морских и наземных транспортных организациях, включая обслуживание клиентов, техническое обслуживание оборудования и соблюдение графиков);
- группа сектора общественного питания и досуга (вопросы управления качеством в отелях, ресторанах и предприятиях досуга).
В 1988 г. на основе соглашения президентов 14 крупнейших европейских компаний ("Philips", "Fiat", "Bull", "Renault", "Olivetti" и др.) в рамках ЕОК создан Европейский фонд управления качеством (EFQM) для финансовой поддержки работ в области качества.
ETSI (European Telecommunications Standards Institute) европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций, образованный в 1988 г. Основная задача этой организации - разработка стандартов в области сетевой инфраструктуру)! (кабельные сети; беспроводные и мобильные сети, радио и телевизионные спутниковые сети; прикладные телекоммуникационные сервисы Глобальной информационной инфраструктуры; архитектура сетей и управление сетями и др.).
ETSI осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с CEN и CENELEC. С целью максимальной координации усилий в стандартизации информационных технологий систем связи этими тремя организациями стандартизации образован Совет по стандартам информационных и коммуникационных технологий (The Information and Communication Technologies Standardization Board, ICTSB), осуществляющий совместные проекту>у по разработке наиболее актуальных стандартов.
Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА) создана в 1952 г. В ее состав входят Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция, которые представлены в этой организации своими национальными организациями по стандартизации, а также десятью другими организациями, занимающиеся вопросами стандартизации в этих странах.
Главная особенность деятельности ИНСТА, отличающая ее от других ууодо6ууьух организаций, состоит в том, что она не разрабатывает региональных скандинавских стандартов. Во многом это связано со значительной долей внешней торговли в экономике стран, что обусловило переход на весьма широкое применение международных стандартов. Например, Дания еще в начале 1970-х гг. полностью отказалась от разработки национальных стандартов и перешла на международные и региональную нормативные документы. Свои основные задачи ИНСТА видит:
- в содействии создано согласованных национальных стандартов скандинавских государств, унификации технических требований нормативных документов;
- организации обмена информацией о работах по стандартизации для избежания дублирования;
- распространении опыта по созданию стандартов и в определении согласованной позиции стран-членов в ИСО, МЭК, СЕН и других организациях.
Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ) существует с 1961 г. и объединяет национальные организации Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Эквадора, Доминиканской Республики, Мексики, Панамы, Парагвая, Перу, Тринидад-Тобаго, Уругвая, Венесуэлы, а также региональные организации пяти стран: Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса и Никарагуа.
Главная цель организации - устранение технических барьеров в региональной торговле на основе развития сотрудничества между странами-членами но разработке и широкому применению региональных стандартов, пропаганде стандартизации как средства реализации достижений научно-технического прогресса. Организация оказывает содействие выбору проблематики в направлениях национальной стандартизации; активизации участия латиноамериканских стран в работах ИСО и МЭК и содействии максимально возможной гармонизации региональных нормативных документов с требованиями международных организаций. В этом направлении КОПАНТ считает необходимым применять региональную стандартизацию в тех областях, которые не охвачены международными стандартами либо связаны со спецификой, требующей установления особых региональных норм и правил.
Деятельность КОПАНТ направлена также и на совершенствование работы национальных организаций стран-членов, в частности па обучение и повышение квалификации специалистов, работающих в национальных органах по стандартизации. Наиболее весомой заслугой КОПАНТ считаются организация принятия государствами региона метрической системы измерений и содействие переходу на нее.
Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ) осуществляются в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, которое является межправительственным и действует с 1992 г. Создан Межгосударственный совет стран - участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты. В 1995 г. Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации в странах СНГ.
Работа но стандартизации ведется в соответствии с программами, которые МГС составляет на основе обобщения предложений, поступающих от национальных органов по стандартизации.
В области сертификации принят Перечень межгосударственных нормативных документов, устанавливающих единые порядки сертификации приоритетных групп продукции и услуг. В рамках СНГ действует Соглашение о взаимном признании результатов сертификации. Но в этой области существует проблема, связанная с расхождением в правилах достаточно многочисленных ведомственных систем сертификации. Актуализация проблемы обусловлена еще и тем, что в России намечено заменить хождение сертификатов соответствия маркировкой товаров знаком соответствия.
В области метрологии реализуются программы совместных работ в нескольких направлениях: передача размеров единиц физических величии; разработка и пересмотр основополагающих межгосударственных нормативных документов по метрологии; создание и применение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; методы неразрушающего контроля.