Лекция 9. Региональная социальная политика
Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.
К исключительному ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п. "е" ст. 71 Конституции РФ).
За федеральным уровнем закреплены:
— принятие парламентских актов, регулирующих общие принципы социальной политики;
- определение единых федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальных пособий, образования, культуры, медицинского обслуживания;
- формирование внебюджетных государственных социальных фондов;
— определение условий и порядка компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией;
— финансирование федеральных объектов социальной инфраструктуры.
Субъекты РФ самостоятельно за счет своих бюджетов осуществляют полномочия по решению социальных вопросов, разрабатывают концепции и программы социально-экономического развития.
Сегодня в социальной политике на первый план выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между федеральным центром и субъектами РФ. Отношения типа "центр— регион", "регион—регион" сложные и противоречивые. В них переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования. Как отмечается в учебнике "Социальная политика" под ред. Н. А. Волгина, "центр" возлагает на себя функций по формированию:
— целей и задач государственной социальной политики;
— норм поведения государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан;
— механизмов обеспечения социальных гарантий. Концепция государственной социальной политики
включает в себя позиции по:
— передаче все больших социальных функций в регионы (к сожалению, на практике не подкрепляемая передачей соответствующей доли бюджетных средств);
— перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбережения граждан;
— снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан;
— поддержанию оптимального уровня занятости. Формирование социальной политики на уровне региона
достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уроне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным "центром" правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.
Социальная политика на уровне региона может стать эффективной лишь при формировании на основе системного подхода, включающего в себя следующие этапы:
— формулировка целей;
— разработка понятийного аппарата;
— анализ причин и следствий;
— выработка путей и средств достижения целей;
— определение критериев оценки и механизмов принятия решений;
— разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов;
— составление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий;
— разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами;
— разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.
В региональной социальной политике можно выделить следующие аспекты, по которым происходит управление социальными процессами в регионе:
- политика в области повышения денежных доходов и уровня жизни населения;
- бюджетные и налоговые основы социальной политики;
— политика в сфере занятости и функционирования рынка труда;
- политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.
Субъекты РФ развивают и реализуют целевые программы, предоставляют адресную социальную помощь, обеспечивают работу и финансирование учреждений социальной инфраструктуры, решают комплекс проблем в области труда, занятости, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения и т.д.
Таким образом, региональная социальная политика и система мер по управлению функционированием социальной сферы направлены па устойчивое социальное развитие региона.
Региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласования социально-экономической политики Российского государства и субъекта РФ. Конкретные направления социально политики в регионе (приоритеты, механизмы реализации, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния специфики территории.
Одним из направлений региональной социальной политики является политика социальной защиты.
Социальная защита-политика и целенаправленные действия государства, обеспечивающие различным категориям населения комплексное решение различных задач, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере сто прав, свобод, законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия.
Основными формами социальной защиты являются:
— законодательно определенные социальные гарантии и их удолетворении на основе базовых стандартов и нормативов;
— регулирование доходов и расходов малообеспеченным категориям населения;
— формирование мер социальной поддержки;
— развитие социальных услуг;
— формирование социальных программ. Рассмотрим в следующих параграфах опыт реализации
политики социальной защиты населения на примере крупного мегаполиса — города Москвы.