Региональная политика (региональная экономическая политика)

Региональная политика как часть экономической политики государства возникла в начале XX в. Так, согласно X. Армстронгу и Дж . Тейлору[1], правительство Великобритании уже в 1920-х гг. обратило внимание на то, что устойчивые различия между регионами оказывают негативное влияние на состояние национальной экономики, и стало проводить мероприятия, направленные на развитие проблемных регионов.

Региональная экономическая политика как дополнительная функция центральной власти присуща и унитарным, и федеративным государствам. Ее необходимость объясняется следующими обстоятельствами:

– экономическими кризисами, сопровождаемыми ростом безработицы, неравномерно распространяющимися но территории страны;

– неравномерным размещением промышленности и других видов экономической деятельности по территории страны;

– распространением идеологии "государства всеобщего благосостояния", заставляющей власть ставить цель создания равных условий жизни и предпринимательства для населения всей страны, независимо от места жительства;

– межгосударственной интеграцией – появлением союзов государств (например, ЕС); процессами формирования единого экономического пространства, оказывающими разное влияние на экономику отдельных стран – членов союза; тем, что для укрепления интеграции наднациональные органы власти вынуждены проводить политику выравнивания условий предпринимательства в разных странах (регионах) союза;

– глобализацией мировой экономики, меняющей, порой радикально, традиционные схемы движения факторов производства, обостряющей международную конкуренцию стран (регионов).

Термин "региональная политика" ассоциируется с тремя аспектами:

а) отношения между разными пространственными уровнями власти;

б) вмешательство центральных властей в развитие отдельных территорий (региональная политика в узком смысле);

в) собственная политика регионов (субъектов федерации).

Следует различать региональную экономическую политику как региональный разрез центральной экономической политики, проводимой центральными органами и их агентствами па местах, и экономическую политику регионов как самостоятельную экономическую политику региональных властей.

В российской практике термин "экономическая политика региона" часто подменяется термином "региональная экономическая политика". Это до известной степени оправданно, поскольку региональная экономическая политика центра и экономическая политика региона, как правило, согласованы между собой и в идеале интегрируются в единую региональную экономическую политику. В случаях, когда речь идет именно о региональной политике центра, целесообразно использовать термин "региональный разрез центральной экономической политики".

При рассмотрении проблем региональной экономической политики регион практически отождествляется с субъектом Федерации, в то время как обычно принято называть регионом любое исследуемое территориальное образование, обладающее хозяйственной, политической или другой целостностью (в зависимости от характера исследования). Основание такого отождествления заключается в сложившейся за многие годы привязке большинства выделяемых территориальных образований к административно-территориальному делению страны. Экономическая политика региона, по определению, не возможна без своего основного субъекта – региональных властей. Поэтому в этом параграфе речь идет только о "конституированных" регионах, имеющих законные органы управления и, следовательно, возможности для собственной региональной экономической политики, которая представляет собой сознательное регулирующее воздействие на экономику со стороны региональных властей, проводимое в рамках определенной концепции для достижения сформулированных целей, отражающих интересы населения региона.

Воздействие региональных органов управления на процесс комплексного развития территории связано в первую очередь с формированием пространственной стратегии и региональной политики путем разработки стратегий социально-экономического развития и схем территориального планирования с выделением основных направлений развития отдельных территориально-административных образований.

Экономическая политика может формироваться и реализовываться и на муниципальном уровне. В результате в границах низовых территориальных ячеек общества накладываются друг на друга центральная экономическая политика (включая ее региональный разрез), экономическая политика региональных властей (включая ее территориальный разрез), местная экономическая политика местных властей. В странах ЕС к этому может добавляться и региональная политика ЕС. Таким образом, на деятельности определенного предприятия или реализации конкретного локального проекта будет сказываться экономическая политика всех этих уровней (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Наложение влияния центральной, региональной и местной экономической политики