Региональная политика
Региональная экономическая политика является самостоятельным и чрезвычайно важным направлением хозяйственной деятельности в рамках крупных и неоднородных территориальных образований, каким является ЕС. В региональной политике ЕС выработаны следующие подходы: принцип соподчиненности, эффект мультипликатора, или возможный отход от рыночных принципов при подтягивании слаборазвитых регионов, принцип субсидиарности (взаимодополняемость) основных видов экономической политики, согласование региональной политики с макроэкономической и социально-экономической политикой с каждой из стран – членов Союза, прямое взаимодействие между государствами, субъектами федерации при реализации ими национальной региональной политики[1].
Внешнеэкономическая политика и внешнеторговая политика
Внешнеэкономическая политика является одним из важнейших инструментов воздействия на состояние и динамику промышленности. Она основывается на разумном сочетании мероприятий, устраняющих препятствия для свободного обмена товарами, услугами и факторами производства, и мер по защите внутренних производителей ЕС[2].
Правовое регулирование внешнеэкономических отношений, в частности, схватывает экспорт и импорт промышленных товаров, защиту против демпинга и необоснованных экспортных субсидий, а также предусматривает введение других "защитных мероприятий". Полномочия органов ЕС на издание норм, регулирующих внешнеэкономические связи, основываются на ст. 111–116 Договора о создании ЕЭС, а также ст. 2–5 и 71–75 Договора о создании ЕОУС. Кроме того, ст. 108 и 109 Римского договора позволяли государствам – членам ЕС вводить в одностороннем порядке защитные меры в случае резкого нарушения равновесия платежного баланса, которые в дальнейшем могли быть одобрены или отменены органами ЕС.
При разработке внешнеэкономической политики органы ЕС жестко учитывают два условия: степень открытости торговых партнеров и возможности собственной промышленности приспосабливаться к внешним изменениям.
Европейские сообщества представляют собой Таможенный союз, поэтому единая торговая политика здесь реальная необходимость в отличие от зоны свободной торговли, для которой торговая политика остается на усмотрение каждой страны-члена.
В статье 113 Устава ЕС говорится, что по завершении переходного периода (конец 1969 г.) вводится по единым принципам общая внешнеторговая политика. В связи с этим Устав предусматривает изменение пошлин и тарифов, заключение торговых соглашений с третьими странами, проведение либерализации экспорта и импорта, а также осуществление таких мероприятий по защите внутренней экономики, как предоставление субсидий и борьба с демпингом.
Импортная политика Европейского союза регулируется постановлением Европейского совета от 5 февраля 1982 г. № 288/82. Существуют особые правила импорта товаров из стран с государственной монополией внешней торговли. Импортная политика ЕС достаточно либеральна, а пошлины ниже, чем во многих других странах, но, в то же время, Комиссия Европейского союза констатировала, что в последнее время она вынуждена все чаще прибегать к подобным антидемпинговым мерам как средству защиты от сомнительной конкуренции.