Региональная политика
Анализ показывает, что Германия экономически - крайне неравномерно развитая страна. Если отсталость восточных земель имеет свое объяснение (скорее субъективно-идеологическое), сложнее обстоит дело с региональными противоречиями в целом ряде западных земель (Бранденбург, Померания, Рейнланд-Пфальц, Мекленбург - Передняя Померания, Бавария).
Объем ВВП, создаваемый в "новых" федеральных землях, даже с учетом Берлина (337,5 млрд евро) уступает показателю в "старых" землях (1,907 трлн евро) и вносит лишь от 11,5 до 15% в совокупный объем ВВП объединенной Германии. Кроме того, в период с 1993 по 2007 г. темп роста ВВП восточных земель без учета Берлина (0,1% в 2007 г.) был ниже соответствующих показателей западных федеральных земель (СФЗ) и объединенной Германии (1,3% - 2010 г.). Уровень ВВП на душу населения в восточных землях составляет 66,2% от уровня земель западной Германии и 71,2% от уровня объединенной Германии.
Согласно прогнозам экономистов Рейнско-Вестфальского института экономических исследований (г. Эссен), даже если исходить из предположения, что темпы роста ВВП в расчете на одного человека в восточных землях будут в среднем на 2% в год выше, чем в западных землях, то потребуется еще 35 лет, прежде чем доходы населения на востоке и западе страны выйдут на сопоставимый уровень.
Особое беспокойство в правящих кругах страны вызывает деформированная структура экономики восточных земель, которая заключается в непропорционально высокой доле строительства и "старых" отраслей, по сравнению с инновационными, что, в свою очередь, влияет на разрыв в уровне экспортоемкости: 24,5% против 39,4% в землях собственно ФРГ и 38,1% в целом по ФРГ. До кризиса 2005-2008 гг. уровень безработицы в среднем по Германии составил около 9,5%, а в западных землях - 8,4%, при этом самый высокий уровень безработицы в западных землях был отмечен в Северном Рейне-Вестфалии - свыше 15%, а самый низкий - 6% в Баден-Вюртемберге и Баварии - 4,2%. В новых (восточных) федеральных землях в целом безработица в 2007-2009 гг. составила 18,5%; при этом самый высокий ее уровень наблюдался в Бранденбурге и Мекленбурге-Передней Померании - почти 25%, Саксонии-Ангальт - 21%; самый низкий уровень - в Тюрингии, около 14%. Таким образом, уровень безработицы на востоке страны в два раза выше, чем на западе Германии. В 2010 г. она несколько снизилась, но осталась на высоком уровне (в среднем порядка 10%). В то же время заметные региональные диспропорции характерны для таких западных земель, как Бранденбург, Мекленбург - Передняя Померания и Рейланд-Пфальц. Одновременно по ряду показателей новые земли существенно опережают старые, в частности по социальным выплатам (170%) и затратам на науку и образование на душу населения (110%), по среднему размеру пенсий (118%) за период 2005-2009 гг.
Восточная Германия, как отмечают исследователи, представляет собой трансфертную экономику, которая ежегодно потребляет около 90 млрд евро, т.е. приблизительно 4,2% всего западногерманского или 32% восточногерманского ВВП. Очевидно, государство будет вынуждено осуществлять и в дальнейшем крупные финансовые вливания в экономику восточных земель. Согласно уже принятым государственным программам ("Пакт солидарности-1" до 2004 г. и "Пакт солидарности - 2" на 2005-2009 гг.) объем средств, направленных на цели повышения конкурентоспособности экономики восточных земель, составил 200 млрд евро. Аналитики предполагают, что высокий уровень финансирования восточных земель растянется как минимум на 30 лет. Тем не менее кардинальных сдвигов, которые существенно сблизили бы уровни экономического развития земель "старой" и "новой" Германий, якобы не произошло. Но на деле это не так - позитивные сдвиги с точки зрения экономического и социального развития произошли, причем существенные. Например, на одного жителя бывшей ГДР государство тратило в предшествующие два десятилетия в среднем на 23% больше, чем в "старых землях", в то время как налоговых платежей поступало на 26% меньше. По данным Мюнхенского Института экономических исследований (2009-2010 гг.) отмечено, что "в истории человечества еще не было ни одного региона, в таком объеме зависящего от притока ресурсов из другого". Основной причиной сохранившейся низкой конкурентоспособности восточных земель является недостаточная гибкость экономических механизмов. Это требует изменения подходов к проведению структурной политики и выбора новых инструментов экономического стимулирования с целью обеспечения самоподдерживающегося роста. Но такого "самоподдерживающего роста" здесь не может быть - это иллюзия, порожденная верой во всесилие рынка. От этих иллюзий германская экономическая политика не может избавиться даже после крупнейших кризисных потрясений.