Региональная организация непроизводственной сферы экономики
К непроизводственной сфере относятся виды экономической деятельности, которые обслуживают население (сфера услуг) или обеспечивают существование общества в целом (государственное и муниципальное управление, наука, профессиональное образование, армия и органы правопорядка). Эти две области тесно связаны друг с другом. Например, территориальные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации и осуществляют борьбу с преступностью (эта деятельность финансируется из государственного бюджета), и оказывают платные услуги отдельным гражданам (охрана имущества, оформление документов и др.). Особую часть непроизводственной сферы представляют собой производственные услуги (оптовая торговля, консалтинг и т.п.), которые оказываются не населению, а предприятиям.
Социально-экономическое развитие ведет к росту значения непроизводственной сферы – увеличивается ее доля в ВВП и численности занятых. Например, в 1913 г. в непроизводственной сфере было занято всего около 5% работников Российской Империи. В настоящее время в непроизводственной сфере России занято около 60% работников, а ее доля в ВВП превышает 50%. Но это все еще заметно ниже уровня наиболее развитых стран мира – в США на непроизводственную сферу приходится более 3/4 занятых и ВВП.
Деятельность сферы услуг направлена на удовлетворение потребностей конкретного человека – индивидуального потребителя. Услуги могут быть платные (когда потребитель сам платит за услугу как за рыночный товар) или бесплатные (финансируются из государственного бюджета). Спрос на платные услуги в основном определяется уровнем доходов потребителей. Бесплатные услуги по утвержденным нормативам должны предоставляться всем нуждающимся. Но так как средства государственного бюджета, выделяемые на эти цели, очень часто ограничены, качество бесплатных услуг оказывается низким. Поэтому потребители, имеющие финансовые возможности, предпочитают пользоваться аналогичными услугами па платной основе.
В сфере услуг выделяются следующие основные виды деятельности:
– розничная торговля и общественное питание (магазины, рынки, кафе и т.п.);
– бытовое обслуживание (ремонт и пошив одежды, обуви и др., парикмахерские, химчистки, пункты проката и т.д.);
– жилищно-коммунальное хозяйство (предоставление жилья с обеспечением его благоустройства);
– кредитно-финансовое обслуживание (банки, страховые организации);
– рекреационное обслуживание (туристические и экскурсионные организации, дома отдыха, гостиницы);
– здравоохранение (поликлиники, больницы, медпункты, санатории, учреждения физкультуры и спорта);
– социальное обеспечение (детские дома, дома для престарелых и инвалидов, организации пенсионного обеспечения);
– услуги связи (почта, телеграф, телефонные переговорные пункты);
– культурное обслуживание (театры и кинотеатры, музеи, библиотеки, клубы и дома культуры, радио и телевидение, издательства);
– образование и воспитание детей (детские сады и ясли, общеобразовательные и дополнительные учебные учреждения).
Основной объем услуг (по вкладу в ВВП) приходится на розничную торговлю и общественное питание, жилищно- коммунальное хозяйство.
Основной принцип размещения учреждений сферы услуг, независимо от платности или бесплатности – удобство для потребителей. При этом учреждения располагаются не только вблизи мест жительства, но и вблизи мест работы, а также на маршрутах ежедневных поездок людей, особенно в пунктах пересадок с одного вида транспорта на другой. Но для некоторых учреждений – санаториев, домов отдыха, туристических гостиниц – более важно наличие соответствующих ресурсов (рекреационных или лечебно-оздоровительных).
В итоге размещение учреждений сферы услуг определяется частотой спроса на те или иные услуги. При этом выделяются услуги:
• повседневные, которые нужны каждый день или почти каждый день (покупка продуктов в продовольственных магазинах, пользование детскими садами и яслями, школами, услугами жилищно-коммунального хозяйства);
• периодические, которые нужны несколько раз в месяц (парикмахерские, химчистки, кинотеатры и др.);
• эпизодические, которые нужны несколько раз в год (покупка и ремонт предметов длительного пользования, туристические поездки, театры, музеи).
Наиболее рассредоточенно и близко к потребителю (в зоне пешеходной доступности) располагаются учреждения, оказывающие повседневные услуги. В городах они обязательно находятся в каждом микрорайоне, часто по несколько штук (несколько продовольственных магазинов, детских садов и т.д.).
Учреждения, оказывающие периодические услуги, иногда имеются и в отдельных микрорайонах, но обычно концентрируются в центрах городских районов (в крупных городах) или в центре города (в небольших городах). Территория и численность обслуживаемого населения больше, чем у предыдущей группы учреждений – соответственно, больше и их мощность.
Для потребителей эпизодических услуг наиболее важно качество услуг, а не территориальная близость учреждений. Поэтому учреждения по оказанию эпизодических услуг, как правило, наиболее крупные, обслуживают значительные территории и располагаются в центре крупных городов или около них на главных транспортных магистралях. В малых городских поселениях в составе агломераций учреждения некоторых отраслей сферы обслуживания данного уровня отсутствуют. Жители таких поселений пользуются эпизодическими услугами в соседних крупных городах – центрах агломераций.
Значительные особенности имеет территориальная система услуг в сельской местности. Большинство сельских населенных пунктов не имеет вообще никаких учреждений сферы услуг, так как отличается малой численностью населения. Учреждения по оказанию повседневных услуг располагаются в сравнительно крупных поселениях, имеющих выгодное транспортное положение или являющихся административными центрами сельских поселений. Учреждения по оказанию периодических услуг располагаются в самых крупных селах, часто являющихся районными центрами. Большинство эпизодических услуг сельские жители получают в соседних городах.
В регионах образуются территориальные системы обслуживания, объединяющие учреждения разных видов и размеров. При этом можно выделить центры услуг и тяготеющие к ним территории – зоны обслуживания. Центр услуг – это населенный пункт (или часть города), имеющий неместное значение, т.е. притягивающий к себе потребителей из других поселений (или других частей города). В некоторых видах экономической деятельности центры услуг образуют четкую иерархию. Так, в подчинении областной больницы, оказывающей высококвалифицированную специализированную помощь, находятся районные больницы данного региона. В подчинении каждой районной больницы находится несколько участковых больниц и поликлиник, оказывающих первичную врачебную помощь. В подчинении участковой больницы находятся медицинские (фельдшерские) пункты, оказывающие первую вневрачебную помощь и проводящие ежедневные процедуры. Зона обслуживания учреждений вышележащего уровня полностью включает в себя зоны обслуживания всех учреждений нижележащего уровня иерархии.
В России выделяется Вперед иерархия центров оказания услуг:
1) столица – Москва;
2) административные центры федеральных округов (Санкт-Петербург, Екатеринбург и т.д.);
3) административные центры субъектов Российской Федерации (Курск и т.д.);
4) межрайонные центры, обслуживающие население нескольких городских округов и муниципальных районов внутри субъекта Российской Федерации (Новомосковск в Тульской области и др.);
5) центры муниципальных районов и городских округов;
6) кустовые центры, обслуживающие население нескольких сельских или городских поселений внутри муниципального района;
7) центры сельских и городских поселений;
8) сельские населенные пункты, имеющие какие-то учреждения сферы услуг, обслуживающие жителей других населенных пунктов.
Особенности размещения имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения. При этом важным оказывается не только близость к потребителю услуг, но и наличие соответствующих природных и социально-экономических ресурсов. Два рекреационно-курортных района сформировалось па юге европейской части России – наиболее благоприятной для отдыха по природным условиям части страны, располагающей большими запасами минеральных вод и другими лечебными факторами. Это район Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае (города Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и др.) и черноморское побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик). Многочисленные курортные учреждения располагаются также на побережье Балтийского моря в Калининградской области. Большую вместимость имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения Московского и Санкт-Петербургского регионов. Их развитие было обусловлено не благоприятными природными условиями, а близостью многочисленных потребителей. Рассчитаны они, в основном, на краткосрочные отдых и лечение. Важнейшие центры туризма России расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербург с пригородами, Новгород, Псков) и Центральном федеральных округах (города "Золотого кольца" – Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад).
Размещение организаций, обеспечивающих функционирование общества в целом, как правило, также коррелирует с размещением населения. При этом повышенной концентрацией отличаются административные центры – столица России Москва, центры административных округов и субъектов Российской Федерации. В этих городах наблюдается сосредоточение органов государственного управления, обеспечения правопорядка, начального и среднего профессионального образования.
При этом не соответствует размещению населения в России территориальное распределение организаций науки и высшего профессионального образования, а также подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. Последние объединены в настоящее время в 4 военных округа – Западный, Южный, Центральный и Восточный. Наибольшей территориальной концентрацией воинских частей отличается Южный округ (Южный и Северо-Кавказский федеральные округа), так как сейчас именно южное направление является наиболее опасным для страны в военно-стратегическом отношении.
Разработка и внедрение в экономику инноваций – основное направление современного социально-экономического развития, определяющее важную роль науки в любой стране. К сфере науки (НИОКР – научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) относится большое количество учреждений, которые делятся на непосредственно научные организации и подразделения (в основном это научно-исследовательские институты – НИИ), проектноконструкторские организации (конструкторские бюро – КБ), а также экспериментальные предприятия и испытательные полигоны.
Сфера НИОКР требует больших финансовых и материальных затрат, а также очень высокой квалификации работников. При этом результат деятельности не очевиден – даже при больших затратах не обязательно будут получены новые знания и, тем более, произойдет их внедрение в экономику. Поэтому в значительных масштабах наука представлена лишь в наиболее развитых странах мира, и основная часть финансирования фундаментальных научных исследований осуществляется государствами. Частные инвестиции подключаются, как правило, на стадиях конструкторских работ, разработки и испытания опытных образцов. Но и они считаются высокорисковыми из-за невозможности предсказания их более-менее точного финансового результата.
В советский период развития страны науке уделялось большое внимание государства. К 1990-м гг. в НИОКР на территории современной России было занято около 1 млн научных работников. Исследования и разработки велись практически по всем направлениям, но приоритетными были разработки военного назначения, которые позволяли поддерживать паритет с США в производстве новейших вооружений (ядерное оружие, ракетная техника), и фундаментальные исследования в соответствующих естественных науках – физике, математике, химии. Общественные и гуманитарные науки очень сильно отставали от мирового уровня. Имевшиеся достижения военной науки медленно внедрялись в гражданские отрасли экономики, так как были окружены секретностью. В итоге при значительном количестве важных открытий их практические результаты мало ощущались населением страны – большинство сложных технических потребительских товаров значительно отставало от мировых стандартов.
Отечественная наука, как и во многих странах мира, состояла из трех секторов – академического, вузовского и отраслевого. Наиболее развит был отраслевой сектор, в котором в основном были представлены НИИ и КБ, занимавшиеся военными разработками. Они были сконцентрированы в Москве и Московской области, поскольку здесь располагались соответствующие ведомства и находились наиболее квалифицированные кадры, но имелись и во многих других регионах страны. Крупные научные учреждения размещались в "закрытых" городах – центр по разработке ядерного оружия в Сарове Нижегородской области и др.
В академическом секторе в основном были сосредоточены исследования фундаментального характера, в том числе по общественным и гуманитарным дисциплинам. Академические НИИ концентрировались в Москве и Санкт-Петербурге, но во многих крупных городах были созданы отделения и научные центры Академии наук (Новосибирск, Екатеринбург, Казань и др.).
Вузовская наука занималась и фундаментальными, и прикладными исследованиями, но они в основном имели вспомогательный характер, обеспечивая учебный процесс. Крупные исследования велись лишь в ведущих вузах страны, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге. В целом это был наименее значимый сектор НИОКР.
В условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. государственное финансирование НИОКР в стране резко сократилось, что вызвало значительное падение объема выполняемых исследований и разработок. Во многих учреждениях, особенно отраслевого и вузовского секторов, исследования фактически прекратились. Количество научных сотрудников сократилось к 2010 г. до 369 тыс. человек, т.е. почти в 3 раза по сравнению с 1990 г. Из-за отсутствия условий для исследований и низких зарплат работники научной сферы массово стали переходить на работу в новые "коммерческие" отрасли – торговлю, кредитно-финансовую деятельность и т.п. Многие квалифицированные специалисты уехали работать в другие страны мира.
В наиболее кризисном положении оказались региональные организации сферы НИОКР, отличавшиеся сравнительно низким качеством исследований. Они оказались неспособными конкурировать с ведущими столичными организациями в выполнении государственных научных программ. Одновременно платежеспособный частный спрос на результаты исследований и разработок в регионах практически отсутствует.
В итоге к началу XXI в. территориальная концентрация научных исследований и разработок резко усилилась. Появились субъекты Российской Федерации, где НИОКР практически не ведутся – ими занимается менее 100 человек (Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область и др.). Во многих регионах страны численность персонала, занимающегося НИОКР, за последние 20 лет сократилась в 4–5 раз (Брянская, Ивановская, Костромская области и др.)• Одновременно почти 50% объема исследований и разработок в России приходится в настоящее время (2010 г.) на Москву и Московскую область, а еще примерно 11% – на Санкт-Петербург, т.е. на 3 субъекта Российской Федерации приходится около 60% всех НИОКР страны и соответствующая доля персонала, занятого исследованиями и разработками. В Московской области находится также большинство наукоградов России – городов, где НИОКР являются главным видом экономической деятельности: Дубна, Протвино, Пущино и др.
Изменилась за последние годы и секторальная структура российской науки. Наибольшее сокращение испытал отраслевой сектор, так как государственное финансирование военных исследований уменьшилось в десятки раз. Многие организации закрылись, особенно располагавшиеся в регионах страны. Основным стал академический сектор НИОКР, где количество организаций за последние 20 лет практически не изменилось, хотя они и сократили объемы исследований и численность работников. Вузовский сектор науки постепенно увеличивает свое значение, пользуясь поддержкой государства. Программа реформирования российской науки предполагает, что основная часть исследований в перспективе будет сосредоточена именно в вузах, прежде всего научно-исследовательских университетах, которые будут относительно равномерно распределены по территории страны. Такая система, способствующая быстрому внедрению научных достижений в экономику, действует во многих развитых странах мира – США, Великобритании и др.
Система высшего профессионального образования России, в противоположность сфере НИОКР, в последние десятилетия пережила бурный рост, по крайней мере, по основным количественным показателям (табл. 4.17). По общему уровню развития этой системы Россия сравнима с ведущими государствами мира. В 2010 г. в России было 68 студентов на 1000 жителей – примерно как в США, но больше, чем в европейских странах. Достаточно высоким остается качество российского высшего образования. Об этом свидетельствует то, что в высших учебных заведениях страны обучается около 100 тыс. иностранных студентов, в том числе свыше 30 тыс. – из стран СНГ и около 60 тыс. – из стран дальнего зарубежья.
Таблица 4.17
Основные показатели системы высшего профессионального образования России за период 1990–2010 гг.[1]
Показатель |
1990 г. |
2000 г. |
2010 г. |
Количество образовательных учреждений всего |
514 |
965 |
1115 |
в том числе негосударственных учреждений |
0 |
358 |
462 |
Численность студентов всего, тыс. человек |
2825 |
4741 |
7050 |
Численность студентов негосударственных вузов, тыс. человек |
0 |
471 |
1201 |
За период с 1990 по 2010 г. в России образован 601 новый вуз, в том числе 139 – государственные и 462 – негосударственные. Вместе с ростом количества вузов в 2,5 раза выросло и число студентов в них. Быстро развивались не только негосударственные вузы, которых в советское время не было, но и государственные – число студентов в них увеличилось более, чем в 2 раза. По в перспективе систему высшего профессионального образования страны ждет существенное сокращение как по количеству вузов, так и по числу студентов. В настоящее время практически все выпускники учреждений общего и среднего образования поступают в вузы, что является ненормальным для экономики, которой требуются работники не только с высшим образованием. Территориальная концентрация системы высшего профессионального образования, также в отличие от науки, за последние десятилетия сократилась. Собственные вузы сейчас действуют почти во всех субъектах Российской Федерации, тогда как в советский период в некоторых регионах работали только филиалы столичных вузов. Главным центром высшего профессионального образования в России остается Москва. На Москву и Московскую область приходится около 20% всех студентов (1,3 млн человек в 2010 г.) и 35% студентов негосударственных вузов страны, что значительно превышает долю населения Московского региона в общероссийской численности населения (13% в 2010 г.). Вторым по важности центром высшего образования в России остается Санкт-Петербург, по в нем обучается студентов в 3 раза меньше, чем в Москве, а студентов негосударственных вузов – в 7 раз меньше. Третьим по значению центром высшего образования в России в настоящее время является Казань.