Региональная экономическая политика

При достаточно равномерном территориальном размещении производства на всей территории Америки и в целом приблизительно равных условиях жизни населения в США так же, как и в других развитых странах, существуют региональные диспропорции, "зоны отсталости" и "депрессий". Бедность и даже нищета части населения, проживающей на этих территориях, - реальность наших дней в Америке. Штаты с точки зрения уровня экономического развития дифференцированы: наряду с супердиндустриальными есть и такие, в которых имеется множество "зон застоя". Например, это район штата Теннесси - плато озера Озарк, район Аппалачей, Прибрежных равнин, территории, примыкающие к Великим Озерам, районы Новой Англии (первоначального заселения колониями). Хотя и наблюдается тенденция сокращения бедности, но ей свойственны значительные различия по штатам (и на территории штатов). Так, при общем показателе бедности в стране 13,3% в 1990-х гг. и в первом десятилетии XXI в. в штатах Колорадо и Висконсин он составлял 8,2%, а в Нью-Мексико - свыше 21%, федеральном округе Колумбия - 19%, в Арканзасе - 21% и т.д. Позитивные изменения происходили в 2003-2008 гг., когда показатель бедности снизился, составив менее 12%; но кризис, обрушившийся прежде всего на бедные слои населения, повысил этот показатель до почти 14%. Все это во многом отражает реальную ситуацию в области размещения факторов производства в территориальном аспекте. В системе стимулирования деловой активности в регионах обычно рассматривают долину реки Теннесси. Здесь в самый разгар Великой депрессии (18 марта 1933 г.) была создана Администрация долины Теннесси (ТВА) с наделением ее обширными полномочиями. Закон ставил перед ТВА задачи создания сплошной навигации по р. Теннесси, борьбы с паводками, рационального землепользования и обеспечил эту корпорацию необходимыми полномочиями, которые распространялись на 201 округ в семи штатах, в том числе на 125 округов в долине Теннесси. Уже в первый год существования ТВА работу получили 28 тыс. местных жителей, во второй год - 98 тыс., а в последующем - 200 тыс. человек. В 1930-с гг. ТВА построила шесть громадных плотин и множество мелких, а после Второй мировой войны она развернула широкое строительство ТЭС; в результате в 1955 г. они дали больше электроэнергии, чем частные ГЭС Америки.

Программа "Инвестируйте в США" была принята министерством торговли США в 1961 г. Она позволила значительно расширить сферы регионального развития и подготовила условия для принятия федерального Закона о новом развитии районов (1961 г.) и Закона об общественных работах и экономическом развитии (1965 г.). В соответствии с ними при Министерстве торговли была образована Администрация экономического развития (АЭР). Она занималась субсидированием и гарантированием займов, а также обеспечивала техническую помощь фирмам, вкладывающим капиталы в этих районах. В тот же период широкое распространение получила деятельность штатов по привлечению иностранного капитала в депрессивные территории. В отличие от федеральных программ, предоставляющих льготы как американским, так и иностранным инвесторам, правительства штатов стали разрабатывать специальные меры для привлечения в свои территории капитала. В настоящее время на уровне штатов и местных органов власти действуют более 6 тыс. программ стимулирования экономического развития, предусматривающих широкие финансовые и нефинансовые льготы для инвесторов, в том числе иностранных.

В целом все множество методов, используемых правительствами штатов с целью создания благоприятного инвестиционного климата для инвесторов, можно условно разделить на три группы: прямые финансовые стимулы (предоставление прямых ссуд, грантов, займов и кредитов правительствами штата); фискальные меры (введение различных налогов на предпринимательскую деятельность); льготы по налогообложению и специальные методы (налоговые изъятия, скидки, а также налоговые кредиты).

Кластерный подход. Американский опыт изучения генезиса региональных промышленных комплексов показывает, что динамичное развитие получают те регионы, где сформировались так называемые промышленные или инновационные кластеры. В 1990-е гг. и в первое десятилетие XXI в. в большинстве штатов страны началась новая активность в области региональной политики на кластерной основе. Прототипом стали выступать организационные структуры Силиконовой долины, особый акцент делается на современных информационных технологиях (Нью-Мексика, Висконсин, Калифорния, Аризона и др.).

Кластеры - это комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления, профсоюзов, общественных организаций и т.п. на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Эти комплексы выступают альтернативой секторальному (отраслевому) подходу, хотя и не заменяют его, а скорее развивают и обогащают; поэтому не следует их противопоставлять.

Территориальные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устойчивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции - так называемую технологическую сеть. Они опираются на совместную научную базу. Предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества благодаря возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. Важная особенность таких кластеров - наличие в их структуре гибких предпринимательских структур малого бизнеса, позволяющих формировать так называемые инновационные "точки роста".

Успех Силиконовой долины послужил примером для создания подобных кластеров в других американских штатах. Однако процесс "кластеризации" регионов длится в течение десятилетий. Концентрация образующих его элементов также неоднородна. Одним из примеров подобных кластеров является кластер автомобильной промышленности внутри и вокруг Детройта. Этот кластер состоит не только из трех автомобильных гигантов, но и из производителей и поставщиков деталей, многочисленных малых предприятий, работающих на авторитеты. Территориальные промышленные кластеры имеют чрезвычайно важное значение для развития предпринимательства в "зонах застоя" по нескольким причинам. Прежде всего они дают возможность фирмам иметь высокую степень специализации. Это позволяет предпринимателям создавать новые компании, обслуживающие конкретную промышленную пишу. При этом меньшая степень вертикальной интеграции структур внутри кластера облегчает вхождение в него новых фирм. В кластерных структурах облегчается доступ к капиталу, так как географическая концентрация фирм имеет серьезную притягательную силу для деловых кругов и особенно венчурных предпринимателей, многие из которых добились успеха в расположенных в этих кластерах отраслях промышленности. Близость большого количества компаний способствует обмену идеями и передаче знаний от специалистов входящих в кластер фирм, начинающих свое собственное дело.

При этом необходима благоприятная налоговая обстановка. Налоговое бремя штатов в 1990-е гг. было значительно ослаблено. Многие фирмы образованы как корпорации с ограниченной ответственностью, или корпорации "S". Эти корпорации (в отличие от корпорации типа "С") в большинстве штатов облагаются подоходным налогом с физических лиц. Многие штаты оказывают помощь предпринимателям и малому бизнесу в области налогообложения (постановка на налоговый учет, заполнение налоговых форм, проведение семинаров по налогообложению, бесплатные телефонные консультации, предоставление консультативной информации т.д.). Правительства штатов обеспечивают благоприятные условия для развития местного предпринимательства, вовлекая их в проблемные "территории". В качестве общих направлений политики штатов в этой области Национальная ассоциация губернаторов (National Governors Assertion - NGA) выделяет следующие:

o обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств;

o оказание технического содействия;

o совершенствование регулирования в области ценных бумаг;

o упрощение процедур регистрации и лицензирования;

o реформирование схем регулирования предпринимательства;

o формирование промышленных кластеров;

o создание благоприятной налоговой среды;

o совершенствование системы обучения собственных предпринимателей, их информационное обеспечение и др.

Один из успешных механизмов, который используется штатами для увеличения доступности инвестиций, - налоговый кредит. Например, в штате Канзас применяется налоговый кредит для налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в сертифицированные объединения компаний венчурного капитала и сертифицированные местные объединения компаний стартового капитала. При этом объем налогового кредита достигает 25% инвестиций. Неиспользованные кредиты могут пролонгироваться до их исчерпания. В штате Делавэр применяются налоговые кредиты на доходы частных лиц, инвестирующих в малый бизнес штата. Кредит предоставляется в сумме до 15% стоимости проекта, но не более 100 тыс. долл. на одного инвестора, вкладывающего средства в деятельность конкретной компании. Налоговый кредит действует в течение пяти лет. При этом инвестируемые компании должны иметь годовые продажи в объеме не более 5 млн долл. в течение последних 12 месяцев после произведенных инвестиций.

Примером одной из наиболее успешной деятельности в сфере создания высоких технологий в масштабах штата является исследовательский альянс штата Джорджия - государственно-частное партнерство правительства штата, шести государственных и частных университетов и делового общества. Для построения интеллектуальной базы штат Джорджия инвестировал более 20 млн долл. в Программу выдающихся ученых, в приобретение оборудования для проведения исследований и разработок в области биотехнологии, современных телекоммуникационных технологий и экологических технологий, в Партнерство технологического развития. В частности, Программа выдающихся ученых предусматривает привлечение для работы на кафедрах университетов штата признанных ученых в передовых областях науки.

Особый интерес представляет модель "штат-собственник", разработанная применительно к Аляске, благодаря прежде всего неустанной деятельности его губернатора У. Хикла. В основу модели была положена концепция переустройства малонаселенной и далекой Аляски на основе общественной собственности на землю и природные ресурсы. Согласно Конституции штата (1959 г.) значительная часть (почти треть - 103 млн акров) сто колоссальной территории была передана в собственность штата. Далее, договором о создании штата Аляска было предусмотрено, что доходы от добычи полезных ископаемых на федеральных землях, главным из которых является нефть (доля нефтяной промышленности в ВВП региона около 75%, а доля доходов от нефти в бюджете штата - 85%), распределяются между штатом и федеральным центром в соотношении 9:1. Доходы от собственности штат направляет на общественные потребности: создание инфраструктуры, здравоохранение, науку, образование, охрану окружающей среды и прочие общественные блага. За счет ежегодных отчислений от нефтяных доходов создан Постоянный фонд Аляски. Он предназначен выполнять страховочные функции на тот период, когда цены на нефть неизбежно снизятся на мировых рынках, а также от возможного снижения объема добычи нефти на Аляске. Значительная часть ежегодного прироста средств Фонда выплачивается жителям Аляски. В результате властям этого "холодного штата" удалось, при минимальном участии федеральных властей, оживить деловую жизнь, местную экономику и торговлю, наладить заброшенное рыбное хозяйство и в целом решить задачи восстановления природных ресурсов штата, создать первоклассную производственную и социальную инфраструктуры, обеспечить доступным, хорошего качества, жильем население, обеспечить достойный уровень жизни для аборигенных народов Аляски.

Местные органы власти все в большей степени осознают значимость возрождения промышленных зон и нахождения оптимальных механизмов их развития. Вместе с тем большинство муниципалитетов, в юрисдикции которых находятся такие объекты, встречают значительные трудности при разработке соответствующих программ. Во-первых, их возможности по оказанию технической и финансовой помощи для создания новых рабочих мест и содействия развитию бизнеса ограничены. Во-вторых, требуется четкая проработка правовых аспектов, поскольку в настоящее время инвесторы сталкиваются со слишком большим риском. В-третьих, нужны новые концептуальные подходы к развитию местных сообществ и их участию в принятии экономических и иных решений.

Общепризнанно, что развитие старых промышленных зон должно быть комплексным, экологически устойчивым (в противовес несбалансированному промышленному развитию городов, имевшему место ранее и оставившему такую зону практически около каждого предприятия) и социально справедливым.