Реформы Тэтчер

Консервативное правительство М. Тэтчер (1979-1999 гг.) проводило политику, основанную на экономической и политической философии нелиберального монетаризма. Как мы ранее рассмотрели, она основана на попытках возвращения идей XVIII-XIX вв. "о свободном предпринимательстве", минимальном воздействии государства на экономические процессы, полагаясь исключительно на силу рынка. Эта философия отклоняет кейнсианскую идею, заключающуюся в том, что государство должно быть движущей силой экономики. Основным объектом стабилизационной политики в течение этого периода была инфляция, а главным инструментом, который использовался против роста инфляции, выступала денежная политика. На начальном этапе задача решалась с помощью контроля денежной массы, впоследствии применялась политика процентных ставок и манипуляция валютными курсами, с акцентом на фискальной политике. Целью фискальной политики, как известно, является достижение баланса бюджета через снижение уровня государственных расходов.

Создание новых возможностей для предпринимательства через налоговые поощрения с целью его стимулирования явилось важным элементом экономической стратегии консервативного правительства, что существенно улучшило позитивную динамику экономики. Кроме снижения ставки подоходного налога для стимулирования труда, жесткие социальные реформы привели к уменьшению сдерживающего эффекта, обеспечили готовность многих категорий трудящихся принять низкооплачиваемую работу; законодательство ограничило деятельность профсоюзов в вопросах повышения реальной заработной платы. Эта деятельность, которую трудно совместить со свободой выбора, тем не менее, имела позитивный экономический итог на тот период, когда британская экономика "тихо угасала".

Другие меры в области приоритета предложения включали уменьшение налогов на коммерческую деятельность, либерализацию рынков посредством отмены контроля, сокращения субсидий для промышленных предприятий и, что особенно важно, тотальную приватизацию огромного по масштабам государственного сектора экономики. Этот сектор явно выходил за пределы оптимального функционирования, оказывал давление на механизм конкуренции и объективно нуждался в значительном сокращении, хотя и не ликвидации, которая была осуществлена. Когда государственный сектор экономики переходит границы оптимальности, он из фактора регулирования превращается в фактор торможения развития. Это, очевидно, и происходило в британской экономике во времена правления лейбористов. Поэтому приватизация значительной его части выступала в тот период экономически целесообразным мероприятием, она усиливала эффект конкуренции. В целом суть реформ правительства Тэтчер сводилась к трем крупным мероприятиям:

1) приватизация госсектора;

2) значительное уменьшение фонда заработной платы трудящихся в структуре ВВП;

3) уменьшение налогов на корпорации.

Все эти меры сопровождались жестким наступлением на уровень жизни населения, ухудшили его положение, но одновременно придали импульсы для быстрого роста экономики. Отметим и то, что вскоре заработные платы стали расти, восстановив потери в доходах разных категорий наемной рабочей силы. Великобритания отказалась от единой денежной единицы Евросоюза - евро, сохранив фунт стерлингов и вместе с ним - самостоятельность денежной (валютной) политики. Процентные ставки, инфляция, валютный курс и т.п. - все это на протяжении 1990-х гг. и в годы первого десятилетия XXI в. изменялось в небольших пределах, в то время как рост ВВП был более внушительным, по сравнению с другими крупными экономическими державами (Францией, Германией и Италией). Но все быстро изменилось с осени 2008 г., когда на Англию обрушился глобальный кризис. Одним из его последствий стал рост бюджетного дефицита, который появился еще в начале 1990-х гг., а ныне увеличился чуть ли не вдвое, как результат огромных антикризисных затрат правительства Гордона, составивших 900 млрд фунтов стерлингов.