Лекция 3. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ В РОССИИ
После изучения данной главы студент должен:
знать
• базовые исторические понятия и концепции, связанные с переходом к индустриальному обществу:
• основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей эпохи реформ XIX в.;
• особенности процесса капиталистической модернизации России;
уметь
• выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
владеть
• методологическими приемами анализа социально-экономических и политических процессов.
Отмена крепостного права
К середине XIX в. в России сложились условия, приведшие к падению крепостного права и реформам 60–70-х гг. В рамках феодального строя развивался новый буржуазный способ производства, который стал во второй половине XIX в. господствующим. Существовавшая в России социально-политическая система существенно замедляла темпы экономического развития и мешала модернизации хозяйства. Крепостной труд и отжившие методы хозяйствования не могли обеспечить тех же темпов роста производительности труда и технического прогресса, что и в передовых странах Западной Европы. Наступивший во второй четверти XIX в. кризис феодальной системы в России определялся тем, что возможности развития помещичьего хозяйства на крепостной основе были практически исчерпаны.
Особенно остро отставание России проявилось в армии, что с такой беспощадностью продемонстрировала всему миру Крымская война (1853–1856): устарело техническое оснащение, не хватало инициативы и самостоятельности. Дефицит государственного бюджета за три года войны увеличился почти в шесть раз. Потеря престижа великой державы как нельзя лучше доказывала, что крепостная Россия не может соперничать с буржуазными странами и что необходимы кардинальные преобразования.
Эпоху Александра II справедливо называют эпохой "великих реформ". Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в. стали в полном смысле слова поворотным пунктом отечественной истории. Они были вызваны настоятельной необходимостью приспособить к требованиям современности юридические и административные институты страны. Новый император вступил на престол 19 февраля 1855 г. В своей речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Александр впервые официально заявил о необходимости приступить к подготовке освобождения крестьян.
Князь Е. П. Оболенский, характеризуя наступивший 1856 г., писал: "Он, однако, отличается от предшествовавших годов, как перед наступлением весны бывают дни, хотя еще холодные, но с весенним запахом, предшественником наступающей оттепели". Были сняты многие запреты предшествующей эпохи: отменены прежние уставы университетов, уничтожены военные поселения, разрешена свободная выдача заграничных паспортов, облегчена торговля с Европой, объявлена амнистия политическим заключенным, в том числе декабристам.
Политическая оттепель сопровождалась гласностью, которая хотя и не стала еще проявлением норм буржуазного правопорядка, но превратилась в общественную силу и была использована самодержавием как инструмент в проведении крестьянской реформы. В Россию из-за границы хлынул поток вольной политической литературы, обличающей режим. Издаваемые А. И. Герценом альманах "Полярная звезда", сборники "Голоса из России", газета "Колокол" формировали общественное мнение в пользу освобождения крестьянства.
Александр II (1855–1881) получил разностороннее образование, владел пятью языками. Главным наставником его был знаменитый поэт В. А. Жуковский, внушивший своему подопечному, что "святейшее из званий – человек", учителями – выдающиеся люди своего времени, в их числе преподавателем экономики и финансов был Е. В. Канкрин, законоведения – Μ. М. Сперанский.