Реформы в экономической, социальной и государственно-административной сферах общества
Усиленному проведению реформ в армии и военным достижениям России способствовал рост экономики страны. В первой четверти XVIII в. произошел резкий скачок в развитии мануфактурной промышленности. Тульский оружейный завод снабжал оружием многочисленную русскую армию. На берегу Онежского озера в 1703 г. начали работать и железоделательные заводы. В 1692 г. на Урале, в Верхогуровском уезде Петр построил металлургическую мануфактуру, а в 1702 г. сдал ее бывшему тульскому кузнецу Никите Демидову. К концу царствования Петра I в Екатеринбургском округе было девять казенных и 12 частных заводов.
Кроме металлургических заводов при Петре возникло много различных фабрик: полотняных, парусных, суконных, которые работали на обеспечение армии. Было также немало мануфактур, производящих товары для потребления гражданским населением.
За 1695-1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур разного профиля, т.е. в 10 раз больше, чем их было в конце XVII в., при огромном росте объемов производства. Иными словами, в государстве была проведена индустриализация "по-петровски".
Особенность экономического бума в этот период заключалась в определяющей роли государства в экономике, его участии во всех сферах хозяйственной деятельности. При этом Петр активно проводил политику меркантилизма и протекционизма, направленную на поощрение промышленности, производящей товары в первую очередь для внешнего рынка.
В экономических реформах Петра доминировали идеи "насильственного прогресса". Характер, темпы и специфику промышленного рывка предопределило участие России в Северной войне, поэтому акцент был сделан на мануфактуры, выпускающие продукцию стратегического и оборонного назначения.
Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли. С этой целью вводилась монополия на заготовку и сбыт определенных товаров. Одной из первых (с 1 января 1705 г.) была введена монополия на соль и табак. К товарам, взятым в казенную торговлю, относились также лен, хлеб, смола, икра, сало, воск, парусное полотно, железо и др.
Участие казны в торговле принимает при Петре I огромный размах. Оно неизбежно вело к ограничению и регламентации деятельности русских купцов и соответственно к удушению свобод, основанных на рыночной конъюнктуре предпринимателей.
Петровская эпоха была вообще сложным временем для отечественного купечества. Монополии, службы, повинности, принудительные переселения, искусственные ограничения торговой деятельности – все это не прошло даром. Исторические материалы свидетельствуют о значительном разорении наиболее состоятельной группы купечества. По данным Н.И. Павленко, к 1715 г. из 226 наиболее состоятельных фамилий XVII в. только 104 сохранили торги и промыслы, причем 17 представителей верхушки торгового мира изменили социальную принадлежность. Одни оказались в денщиках, другие – в подьячих, пятеро угодили в солдаты, а шесть человек обрели пристанище в монастырских кельях. Приведенные данные говорят о непростом положении данного сословия, а иногда встречающиеся утверждения о расцвете торговли и поддержке купечества в период петровских реформ не совсем корректны.
Основанные в начале петровской эпохи мануфактуры обеспечивались рабочей силой по-разному. Были и наемные работники: гулящие, беглые, бездомные, неимущие, выбывшие из привычной среды люди.
Немалую долю среди них составляли и отходники из крепостных крестьян (помещики отпускали своих подданных, чтобы получить с них оброчные платежи и нередко в повышенном размере). Это были и "приписные крестьяне", которые, проживая в близлежащих районах, должны были отработать на мануфактуре возложенную на них государством подать (схема 108).
18 января 1721 г. Петр I подписал указ о "посессионных" (купленных) крестьянах, согласно которому владельцам мануфактур разрешалось к своим заводам покупать крепостных крестьян. Это имело очень серьезные последствия для экономики России, так как происходило превращение промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнической экономики, которые становились разновидностью феодальной собственности.
Схема 108
Подневольный труд в промышленности в немалой степени обусловил экономическое отставание России от развитых европейских держав.
Крепостническая политика в промышленности деформировала и процесс образования русской буржуазии. Владельцы мануфактур сохраняли крепостнические устои и поддерживали абсолютизм, а не отстаивали свои права и не стремились воздействовать на государственную политику (как это было в Англии и Нидерландах). У российских предпринимателей было другое стремление: превратиться в аристократов (о чем свидетельствуют примеры Строгановых и Демидовых).
Реформаторство Петра I коснулось и социальной структуры общества. Российское дворянство на польский манер стали называть шляхетство. Оно было главным объектом забот и пожалований монарха. Громадную роль в изменении положения сословия служилых людей сыграло введение нового критерия службы. Принцип происхождения был заменен принципом личной служебной выслуги. Вместо старого деления дворян на думные и провинциальные чины была введена новая иерархия, окончательно зафиксированная в "Табели о рангах" и обнародованная 24 января 1722 г.
Все чины делились на военные (в том числе армейские и флотские), гражданские и придворные, они были разбиты на 14 классов. Получив чин 8-го класса по гражданской, а с 12-го класса и по линии военной службы, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Чины 14–9-го классов тоже давали дворянство, но только личное, а не потомственное. Вместе с тем эта структура давала возможность делать карьеру и представителям других сословий.
Еще раньше в соответствии с петровским указом о единонаследии (1714) был введен запрет на дробление поместий при наследовании (майорат). Важной привилегией дворянства стало уравнивание в правовом отношении поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения государственной службы), и вотчин (безусловных наследственных владений). Поэтому с большой долей определенности можно констатировать, что петровские преобразования завершили процесс формирования дворянского сословия (схема 109).
В 1723-1724 гг. было образовано новое сословие – государственные крестьяне, куда вошли однодворцы Юга (бывшие служилые люди по прибору), черносошные крестьяне Севера, так называемые ясашные крестьяне Поволжья и Сибири и др. (схема 110). Объединялись они по тягловому принципу и составляли 20% податного населения. Эта акция Петра носила типично фискально-полицейский характер. Все названные мелкие сословные группы не находились в крепостной зависимости, поэтому государство решило унифицировать пеструю совокупность свободных людей, превратив их в единое, контролируемое сверху сословие.
Схема 109
Схема 110
Всю тяжесть войн и петровских реформ вынесло на своих плечах российское крестьянство. В первой четверти XVIII в. получила дальнейшее развитие система крепостного права. Это выразилось во введении новой системы учета населения и налогообложения. В 1718-1724 гг. была введена подушная подать, смысл которой заключался в том, что вместо десятка различных мелких налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, идущий непосредственно на нужды армии. Этот подушный налог собирался со всех душ "мужска полу", записанных в "сказки" (так назывались специальные книги, где были переписаны налогоплательщики). Согласно идее царя-реформатора, взятой из шведской практики обеспечения армии в мирный период, полки размещались непосредственно среди тех же самых крестьян, с которых взимались налоги на ОГЛАВЛЕНИЕ солдат и офицеров. Это позволяло значительно упростить путь движения денег от налогоплательщиков до полковых касс, так как сокращался ряд промежуточных звеньев.
Одновременно Петр ликвидировал институт холопства, существовавший на Руси с незапамятных времен. Произошло слияние в единое сословие крепостных крестьян и холопов, что было связано с введением подушной подати, которую они также стали платить.
Унифицировал Петр и социальную структуру города, использовав западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии и т.д. (схема 111).
Реформы Петра I в силу преобразований в различных сферах жизнедеятельности общества не могли не затронуть и государственно-административные отношения. Идею создания совершенного государственного аппарата царь вынашивал давно, но только когда сомнений в победе над Швецией уже не осталось, он решил приступить к ее реализации.
Схема 111
Образцом для задуманной государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство. Шведская государственная система была построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении, получившем распространение в Европе в XVII– XVIII вв. Его характерными чертами были создание учреждений, специализирующихся на управлении в какой-либо сфере (например, финансовой, военной и т.д.), устройство учреждений на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, а также установление единообразных штатов и жалований.
До этого в России все еще существовал средневековый аппарат управления – приказы. В них отсутствовали специализация и четкое разделение функций, был разнобой в обязанностях чиновников.
Ключевое положение в петровской государственной системе занимал Сенат, утвержденный весной 1711 г. (схема 112). По мере усиления самодержавия Боярская дума утрачивала свое значение. Никакого указа о ликвидации ее не сохранилось, по-видимому, его и не было. Петр просто прекратил пожалования в думские чины. Сведения о заседаниях Думы обрываются около 1704 г., хотя уже с 1702 г. ее функции как высшего правительственного органа стала выполнять так называемая Консилия министров – совет начальников важнейших государственных ведомств. Впоследствии Петр решил учредить Сенат как высший орган управления, который должен был выполнять судебные, административные и законодательные функции.
Следующим звеном в реформировании системы государственного управления были старые управленческие приказные структуры, на смену которым пришли коллегии. Сразу выделилась группа коллегий военного и внешнеполитического ведомства. Коллегия иностранных дел занималась вопросами внешних связей с другими государствами и заняла место посольского приказа. Военная коллегия заменила множество приказов (стрелецкий, пушкарский, рейтарский и др.), имевших касательство к вооруженным силам. Теперь комплектование и вооружение армии сосредоточивалось в руках одного учреждения.
Абсолютно новым учреждением, стала адмиралтейская коллегия. Ее возникновение связано с превращением России в морскую державу и созданием военно-морского флота.
Ведущей в финансовом блоке была камер-коллегия. Она занималась сбором прямых и косвенных налогов. К прямым налогам относилась подушная подать. Под косвенными налогами подразумевались поступления от продажи товаров, торговля которыми находилась в монопольном владении государства. Только казна могла продавать соль, вино, табак, поэтому в ведении камер-коллегии состояли питейные заведения, а также магазины по продаже соли и табака.
Большое значение в структуре центральных учреждений имели торгово-промышленные коллегии. Управление черной и цветной металлургией осуществляла берг-коллегия. Мануфактур-коллегия руководила деятельностью предприятий легкой промышленности: парусно-полотняными, суконными, шелковыми и другими производствами.
Схема 112
Вместо поместного приказа, ведавшего в XVII в. земельными делами, была организована вотчинная коллегия, но занималась она уже не раздачей земель за службу, а земельными спорами, делами о наследовании земли и т.д.
В 1720 г. появляется еще одно центральное учреждение – главный магистрат, основная обязанность которого заключалось в управлении городами. На правах коллегии существовал также Святейший синод – орган, управлявший делами церкви. Еще в октябре 1700 г. умер патриарх Русской православной церкви Адриан. Выборы нового не производились, а пост местоблюстителя патриаршего престола по решению царя занял митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский, не имевший никакой реальной власти. В 1701 г. был восстановлен монастырский приказ, который все и решал в церковных делах. Петр, занятый формированием коллегий, с января 1720 г. учредил духовную коллегию, позже переименованную в Святейший синод. Это означало полное подчинение религиозной власти царю. Особое место занимали Преображенский приказ и сменившая его тайная канцелярия. Это был карательный орган политического сыска, занимающийся расследованиями разного рода государственных преступлений (от неодобрительных отзывов о царе до участия в вооруженных выступлениях против существующих порядков).
Коллегии стали основой центральной системы управления. Их практическая деятельность осуществлялась на основании специально разработанных при участии царя регламентов. Был даже создан Генеральный регламент (1719-1724), содержащий общие принципы деятельности бюрократического аппарата всех государственных учреждений. Идеология государственного реформаторства Петра I базировалась на стремлении перенести военные принципы в сферу гражданской жизни и государственного управления. Царь относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к воинскому уставу, а к чиновникам – как к военнослужащим.
Деятельность коллегий контролировалась прокуратурой во главе с генерал-прокурором. Одновременно этот институт явного контроля был продублирован системой тайного надзора – фискальством, весьма поощряемым при Петре. Институты прокуратуры и фискальства были прочно связаны, так как фискалы доносили о делах прокурорам и генерал-фискалу, который подчинялся генерал-прокурору.
В 1707-1715 гг. наряду с проведением реформ центральных органов управления Петром была осуществлена реформа местного управления. 17 декабря 1707 г. был издан указ об образовании губерний.
Суть новой губернской системы управления состояла в передаче части функций центральных учреждений губернаторам, сосредоточении у них информации о населении, финансах и т.д. (схема 113).
Одним из завершающих элементов реформирования российского общества были провозглашение России империей и окончательное утверждение абсолютной монархии (самодержавия). Царь получил возможность всецело управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха законодательно была закреплена в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте, где отмечалось, что "Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен..."
Схема 113
22 октября 1721 г. Петербург торжественно праздновал заключение Ништадского мира, который подвел черту под Северной войной и дал России долгожданный выход к Балтийскому морю. В Троицком соборе в присутствии высшего дворянства, чиновничества и генералитета Сенат объявил о присвоении Петру I титулов "Император", "Отец Отечества" и "Великий".
Апофеозом абсолютизма стал указ Петра о престолонаследии от 5 февраля 1722 г., разрушивший традицию, согласно которой престол переходил по мужской линии от отца к сыну и далее внуку. Теперь же преемник назначался по собственному желанию императора, что впоследствии, после смерти Петра в 1725 г., стало основой дворцовых переворотов.
В целом петровские реформы первой четверти XVIII в., проводимые сознательно и направляемые царем-реформатором, способствовали определенному прогрессу в России и приближению ее к европейским стандартам, хотя в итоге привели к закреплению и упрочению крепостничества и производных от его системы политических структур.