Реформирование системы образования
Образовательная система находится в процессе постоянной модернизации и реформирования. Реформы осуществляются непрерывно, многие из них не завершены и не доведены до конца, поэтому и не заметно улучшение результатов, что служит основанием для резкой критики системы. Со страниц российских СМИ не сходят материалы о "кризисе", "катастрофе", "деградации" отечественной системы образования. Например, в материале, который так и назван "Образовательная система России деградирует" приводятся данные опроса россиян, из которых следует, что 90% знаний, полученных в вузах, не востребованы в жизни. Слабая практическая направленность обучения, излишняя теоретизация мешают пониманию причинно-следственных связей, без которых любое образование теряет свой смысл. Приводятся и другие данные социологических исследований, где нынешняя школьная и вузовская системы оцениваются негативно.
Да, проблем накопилось много, можно смело утверждать, что система образования не успевает реагировать на вызовы современной жизни, обросла бюрократическими звеньями, которые тормозят се развитие. Под давлением лоббирующих групп принимаются непродуманные решения. Зачем так скоропалительно нужно было ломать хорошо отлаженную систему советского образования? Зачем было, к примеру, переходить на подготовку бакалавра, который слабо увязывается с нашим пониманием высшего образования и с которым работодатели не знают, что делать? Зачем отказались от проверенной системы подготовки специалистов, равных которым не было во всем мире? Сила специалиста в том и заключалась, что половину предвыпускного и половину выпускного курса он находился на производственной практике, где постигал реальное производство и готовил выпускную квалификационную работу, а потом добавлял теоретические знания.
Раз уж мы оказались в Болонском процессе, то нужно выполнять его требования до конца. Любая система действует по своей внутренней логике и любое внедрение в ее работу элементов других систем только ухудшает функционирование. Бакалавр приспособлен к условиям западной жизни. У нас реалии другие.
О "кризисе" сказано чересчур преувеличенно. Никакого кризиса нет. Просто система образования, как любая инерционная система, не способна очень быстро перестраиваться и поэтому, может быть, не всегда успевает за возросшими требованиями. Выше мы обсуждали этот вопрос и выяснили, что некоторое запаздывание системы, ее инерция имеют скорее положительное, чем отрицательное значение. Что было бы со школой, например, если бы мы, сломя голову, тотчас отозвались на модные призывы, внедряли в жизнь сумасбродные и незрелые мысли, которые часто возникают в головах у наших творческих и инициативных граждан. Достаточно вспомнить, с какой настойчивостью несколько лет назад пытались упразднить классно-урочную форму обучения. Сколько раз уже гак было: загорелись, пошли, а потом чешем за ухом, сокрушаемся: "Надо же, хотели, как лучше, а вышло, как всегда".
Образовательная система общества, как и само общество, изменяются очень медленно, с многочисленными ошибками, заблуждениями, такими, после которых нередко приходится возвращаться к проверенным моделям. Реформировать эдукационную систему нужно крайне осторожно: не семь, а 77 раз отмерить, а потом уже пытаться что-то менять. Это нужно запомнить тем, кто сегодня сидит за школьной или вузовской партой, а завтра станет у руля народного образования.
Главными причинами снижения эффективности образовательной системы России член-корреспондент Российской академии образования А. Абрамов считает следующие: квалификация учителей; ОГЛАВЛЕНИЕ образования; средства обучения; образовательная среда. Это действительно самые уязвимые звенья системы, где нужны комплексные реформы.
О сущности самих реформ мнения участников дискуссии расходятся. Каждый находит главное, по его мнению, слабое звено и предлагает его совершенствовать. Однако улучшение отдельных звеньев никогда не приводит к общему преобразованию системы. Только системные, комплексные реформы могут привести к радикальным изменениям. Что дала бы нам, к примеру, формальная прибавка еще одного года обучения в средней школе? Без изменения всей системы среднего образования ровным счетом ничего. Обратите внимание на блок учебника "Какая школа нужна в России?", где сквозит ностальгия по старой доброй качественной 10-летней школе. Природосообразная педагогика объясняет, почему школьное образование нельзя затягивать на длительный срок.
В одном из многочисленных проектов главными направлениями реформы системы образования должен стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук. В частности, предлагается:
– повернуться к человеку;
– бороться с технократическим снобизмом;
– интегрировать частные науки;
– создавать необходимые условия;
– возрождать престижность образования;
– бороться за активное восприятие наук о человеке и обществе;
– расширять демократизацию, демилитаризацию, деидеологизацию;
– ориентироваться на технологии постиндустриального развития;
– отстаивать основные федеральные интересы;
– обеспечивать гармоничное и свободное развитие членов общества;
– обогащать нравственное и интеллектуальное повышение потенциала нации;
– обеспечивать рыночную экономику профессионалами высокого уровня; и т.д.
Слов нет, звучат эти призывы правильно и заманчиво, но для их реализации должны быть не только желания, но и возможности. Проект 12-летней школы, который уже долгие годы горячо обсуждается, не реализуется именно по причине недостаточной обоснованности и отсутствия возможностей. Попытки ставить телегу впереди лошади не всегда находят одобрение у россиян.
Многие критики отечественной образовательной системы предлагают совсем отказаться от наследия социалистической педагогики. Да, некоторые принципы, действовавшие в социалистической системе, устарели, но главные не изменились и продолжают выполнять свои системообразующие функции. Возрождение ключевых идей педагогики А. С. Макаренко, которую некогда гак огульно критиковали, показывает, что с кардинальной реконструкцией системы спешить не полагается.
От "воинствующего атеизма" следует отказаться как можно скорее. Что нас действительно сегодня беспокоит – это проблемы духовного, нравственного воспитания. Приоритетностью этих принципов нужно усиливать образовательно-воспитательную систему. Нужно вспомнить о церкви, приблизить ее к школе, втянуть в систему воспитания. Десятилетия обструкции, отделения церкви от школы сыграли отрицательную роль. И сегодня мы это понимаем. Церковь в воспитании нравственности всегда играла ведущую роль. Нравственное поведение не может быть результатом только школьного или иного обучения. Мало выучить правила нравственного повеления, нужно жить по этим правилам, чтобы постепенно превратить знание в привычку, в естественную норму жизни. Церковь – надо отдать ей должное – отработала действенный механизм не только декларирования нравственности, но и практического воспитания и поддержания ее. В пашей сегодняшней жизни почти нет подобных механизмов воспитания и поддержания нравственности.