Реформирование системы государственного регулирования и программирования экономики
Оптимальное сочетание свободы рынка с государственным регулированием экономики - это аксиома экономического процветания. Нерегулируемый государством рынок является монетаристской утопией, не существующей ни в одной стране мира. Рыночная стихия, ориентированная на прибыль, особенно опасна для России, стоящей перед необходимостью структурной перестройки хозяйства. Например, при недоразвитости потребительского сектора экономики возникает угроза перепрофилирования магазинов, торгующих продовольствием и промтоварами массового спроса, в автосалоны, казино, ночные клубы и т.п. В итоге основная масса народа лишается самого необходимого для существования, а экономика структурно перестраивается на удовлетворение спроса наиболее богатой прослойки населения.
Государственное регулирование и программирование при целевой установке на экономическое процветание должно исходить из трезвой оценки ресурсов страны, осознания богатства и бедности России (ее ресурсов и антиресурсов).
Экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ понятия богатства меняется на протяжении истории. В период индустриализации при избытке свободных земель основу богатства составляют машины и оборудование, служащие десятки лет. В условиях уже осуществившейся индустриализации при отсутствии в мире свободных земель, быстром моральном старении машин и оборудования (за 5-10 лет они превращаются в металлолом) меняется иерархия ценностей в системе богатства. В настоящее время основу богатства составляют:
1. Творцы новых идей, осуществляющие прорыв за уже освоенные горизонты, а также накопленный информационный массив во всех областях деятельности.
2. Высококвалифицированные кадры, образовательный потенциал страны.
3. Земля, водные артерии, озера и моря, природные ресурсы.
4. Накопленные материальные ценности, созданные человеком, начиная от зданий, машин и оборудования и кончая произведениями искусства.
5. Система организации общественного воспроизводства (производства, обмена, распределения, потребления).
По первой и третьей позициям Россия превосходит любую страну мира, однако с двумя минусами: холодным климатом и большой протяженностью транспортных коммуникаций. Глобальное потепление климата благоприятно для России: это резко поднимет мировую цену ее земли при обесценивании земли во многих странах, на которых потепление поверхности земли скажется отрицательно,
Повышенные энергетические затраты на транспорт могут быть компенсированы при реализации проекта, существовавшего еще в начале XX в. и предусматривающего соединение речных артерий, имеющих меридиональное направление, каналами с одновременной постройкой гидроэлектростанций. С учетом того, что себестоимость перевозок по рекам в пять раз дешевле транспортировки по железной дороге, принимая во внимание дешевизну электроэнергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях, весьма дорогостоящий проект в долгосрочном плане принесет большую выгоду. Возможно, будут найдены и другие проекты, решающие проблему на принципиально новой основе. Пока при отсутствии достаточных инвестиционных ресурсов нужно отметить ее принципиальную решаемость.
По второй позиции Россия входит в число ведущих стран мира.
Четвертая позиция характеризуется вопиющими контрастами: с самыми передовыми технологиями оборонных предприятий соседствуют отрасли с оборудованием, устаревшим не только морально, но и физически. Тем не менее по совокупности четырех видов ценностей Россия является богатейшей страной мира.
Однако по пятой позиции Россия отягощена антибогатством, антиресурсом.
Духовные, интеллектуальные и материальные ресурсы, которыми обладает Россия, позволяют ей развиваться с опорой на собственные силы, но при условии построения высокоэффективной системы организации и управления общественным воспроизводством на всех уровнях хозяйствования (при замене антиресурса на ресурс), что также можно сделать только на основе использования собственного интеллектуального, организационного и управленческого потенциалов, без иллюзий насчет иностранных советников. Нелишне еще раз напомнить о необходимости преодоления внедренной в общественное сознание России утопии о ее вхождении в мировой рынок сразу, одним махом, при отсутствии государственной поддержки и защиты национальной экономики. Это привело бы не к процветанию страны, а к уничтожению большей части экономического потенциала.
В то же время участие в международном разделении труда сулит России многие выгоды, что обуславливает необходимость подключения страны к мировому рынку.
Выход видится в формировании двухуровневой экономики:
а) первый, базовый уровень экономики охватывает отрасли, обеспечивающие существование основной массы населения на достойном человека уровне, но без немедленных претензий на западные стандарты потребления; экономика этого уровня развивается под государственным протекционизмом, защищающим ее от акул мирового рынка;
б) второй уровень экономики должен быть представлен крупными фирмами, использующими самые передовые технологии и выходящими на мировой рынок при опоре на всю мощь российского государства; предприятия этого уровня призваны служить генераторами развития российской экономики; львиная доля валютной выручки должна не растрачиваться на предметы роскоши, а инвестироваться в науку, производство;
в) по мере развития экономики разница между двумя ее уровнями будет сглаживаться, и тогда Россия сможет в полной мере подключиться к мировому рынку.
При этом нужно четко определить этапы оздоровления экономики:
1 этап. Демонтируется механизм дезорганизации экономики, восстанавливаются жизнеспособные элементы разрушенного в 90-е гг. механизма хозяйствования, внедряются новые рычаги и формы воздействия на хозяйство.
2 этап. Формируется двухуровневая экономика.
На первом уровне, как уже было сказано, под протекцией государства обеспечивается функционирование народно-хозяйственного комплекса жизнеобеспечивающих отраслей. На втором уровне создаются высокотехнологичные хозяйственные комплексы (крупные и сверхкрупные корпорации), способные прорваться на мировой рынок.
3 этап. Он характеризуется подтягиванием первого уровня ко второму, созданием экологически ориентированной экономики, причем качественно более эффективной, чем современная экономика стран Запада.
Отдельные мероприятия второго и даже третьего этапов можно осуществлять уже на первом этапе.
В процессе государственного регулирования экономики, ориентированного на формирование новой социально-экономической системы - ЭКОГУМАНИЗМА, с эффективным использованием всех ресурсов страны, необходимо применять в зависимости от конкретных обстоятельств весь спектр методов и механизмов государственного регулирования, хорошо известный всем, кто изучал экономическую науку. В тоже время нужно вырабатывать и нестандартные подходы к воздействию государства на экономику с учетом уникальности ситуации, в которой пребывает страна.
Нестандартный подход необходим прежде всего к производственным и научным предприятиям ВПК, где сконцентрирован основной научно-технический потенциал страны. Если этот потенциал разумно использовать, проведя целесообразную, но ни в коем случае не тотальную, конверсию, весь мир станет свидетелем российского экономического чуда. При этом представляется необходимым проведение следующих мероприятий:
1) при сохранении всех исследований (и развитии новых) и изготовлении опытных образцов в сфере военной техники и технологии на пять лет замораживается производство вооружений с целью экономии дорогостоящих ресурсов, за исключением запасных частей и изделий на экспорт, а также небольших партий продукции с целью сохранения технологической готовности на будущее;
2) заработная плата персоналу оборонных предприятий выплачивается в полном размере даже за ничегонеделание, причем на уровне, обеспечивающем достойное существование квалифицированного специалиста. Кроме того, персонал оборонки получает возможность иметь вторую зарплату за счет эффекта конверсии. Такая неординарная мера необходима для сохранения коллективов наиболее квалифицированных специалистов страны - ее надежды на будущее;
3) на предприятиях ВПК формируются и осуществляются программы внедрения новейших технологий на основе накопленных невостребованных научно-технических разработок. В этом отношении Россия накопила просто фантастический потенциал, но "пятая колонна" совместно с научной бюрократией препятствуют его использованию, проводя политику внедрения только зарубежной техники и нелегальной продажи российских изобретений другим странам, где они вылеживаются до поры модернизации оборудования, не ранее, чем оно себя окупит, после чего применяются сначала за рубежом, а уже потом, ряд лет спустя, ввозятся в нашу страну в качестве новейших зарубежных достижений;
4) пятилетнее (но не более) замораживание производства новых вооружений для российской армии. Это не ослабит обороноспособность страны, так как сейчас она упирается не в технику (ее сверхдостаточно), а в человеческий фактор. При этом необходимо существенно повысить материальное обеспечение военнослужащих. Всем увольняемым в запас офицерам должно быть предоставлено право перейти на работу в систему правоохранительных органов. Не менее половины конфискованных у преступного мира ценностей должно передаваться тем, кто ведет против него борьбу.
Нестандартные методы государственного регулирования необходимы не только в сфере ВПК, его конверсии, но и в не меньшей мере в сферах регулирования отношений собственности, в том числе приватизации, денежного обращения, финансов и кредита. Однако здесь мы не останавливаемся на этих методах по той причине, что они уже освещены в предыдущих разделах.
Необходимо значительное усиление государственного регулирования экспортно-импортной деятельности при обеспечении кардинального улучшения его качества и повышения эффективности под углом зрения соблюдения государственного интереса, а не удовлетворения притязаний отдельных ведомств, монополий, явных и скрытых финансовых групп. При этом помимо прочего, на наш взгляд, нужно срочно осуществить следующие меры:
1) ввести государственную монополию на экспорт топливно-энергетических ресурсов и сырья (необходимость чего нами уже отмечалась). Частные предпринимательские структуры целесообразно привлекать к обслуживанию этого экспорта для оказания маркетинговых и посреднических услуг за вознаграждение, оговоренное по взаимному соглашению, обычно в пределах 1% от суммы сделки;
2) утвердить перечень жизненно важной для государства и общества продукции обрабатывающих отраслей, по которому вводится лицензирование;
3) создать условия для свободного экспорта других товаров с уплатой дифференцированной таможенной пошлины с обязательным возвращением в Россию вырученной валюты или импортированием соответствующего товарного эквивалента. Необходимо поощрять экспорт продукции высокой технологической обработки, стимулировать производственную кооперацию с предприятиями других стран;
4) товары массового спроса, дефицитные в стране, импортировать беспошлинно. Ввоз товаров, в особенности оборудования, аналоги которых производятся в стране, облагать повышенными пошлинами. На импорт предметов роскоши установить сверхпошлины (на время до полного оздоровления экономики страны). При этом добротные предметы потребления (одежда, обувь, электронная техника и т. п. не должны относиться к предметам роскоши);
5) за нарушение правил экспортно-импортных операций установить особо жесткие экономические санкции с выплатой значительного вознаграждения тому, кто вскрыл злоупотребление.
России необходимо отказаться от всяких зарубежных кредитов, увеличивающих государственный долг, сопровождаемых условиями проведения экономической политики, определяемой в других странах. При этом приветствуется приток в страну частных иностранных инвестиций производительного характера, связанных лишь с совместным делением приносимой ими прибыли, но не увеличивающих государственный долг.
Одновременно России нужно немедленно перейти на торговлю с бывшими союзными республиками по мировым ценам, прекратив поставлять в долг, часто не возвращаемый, топливно-энергетические ресурсы.
Ни в одной стране с развитой рыночной экономикой государство не бросает сельское хозяйство на произвол рыночной стихии, хотя применяемые при этом методы варьируются по странам. Например, если в США государство экономическими рычагами сдерживает перепроизводство сельхозпродукции, одновременно оказывая фермерам финансовую поддержку и инвестируя большие средства в развитие сельскохозяйственных наук, генерируя программу роботизации фермерских хозяйств, то в Японии сельское хозяйство развивается под усиленным государственным протекционизмом, результатом чего является пятикратное превышение цен на ряд продуктов питания, но зато при этом сохраняется национальное сельское хозяйство, пусть и неконкурентоспособное на мировом рынке, отказаться от которого не может позволить себе ни одна страна, проявляющая заботу о своей экономической безопасности.
Следует предостеречь от попыток наскоком разрушить крупные хозяйства под предлогом образования на их месте фермерских хозяйств. Создание фермерских хозяйств, способных накормить всю страну, потребует многих лет. Ведь для этого нужна соответствующая техника, приспособленная к фермерству, а ее нет. Нужны финансовые ресурсы исходя из расчета нескольких сотен миллионов рублей на одно хозяйство. Такие возможности отсутствуют. Насильно разрушить колхозы и совхозы и сделать ставку на фермерство - значит бросить страну в пучину голода. Единственно возможный конструктивный вариант - преобразование колхозов и совхозов в высокоэффективные хозяйства, несущие ответственность перед рынком. Фермерство нужно поддерживать, но как дополнение к системе крупных хозяйств. Центр тяжести инвестиций в решении продовольственной проблемы должен приходиться на переработку, хранение, транспортировку сельхозпродукции. При этом необходимо установление на приемлемом, достаточно низком уровне государственных фиксированных цен на топливо, горючее, сельхозтехнику, транспортные услуги с выплатой в необходимых случаях дотаций производителям из бюджета.
В числе приоритетных государственных программ возрождение и развитие агропромышленного комплекса должны быть поставлены на первое место, так как без обеспечения себя продовольствием народ долго выжить не сможет.
Далее по приоритетности должны следовать: программа социальной защиты населения (нельзя развивать перспективные отрасли за счет вымирания части населения); программы обеспечения внутренних потребностей страны продукцией топливно-энергетического комплекса и услугами транспорта, прежде всего железнодорожного (при этом в приоритеты не должно входить наращивание топливно-энергетических ресурсов для экспорта, а в более дальней перспективе России следует свести его к минимуму, сохраняя для себя с учетом интересов будущих поколений невосполняемые природные ресурсы).
Следующими по важности реализации являются программы:
- сохранения потенциала ВПК и его целесообразной конверсии;
- развития науки, образования, культуры;
- экологическая программа;
- жилищного строительства;
- развития производства промышленных товаров народного потребления;
- содействия развитию отсталых отраслей и регионов.
Потребуется разработка и других народно-хозяйственных
перспектив. Что касается программ типа поддержки малого и среднего предпринимательства, развития банковской системы и т.п., то они относятся к программам другого типа, связанным с преобразованием хозяйственного механизма страны. Все программы этого типа должны приниматься в качестве разделов (подпрограмм) общей программы реформирования хозяйственного механизма страны.
Особый тип программ призван сформировать несколько сот крупных корпораций, как правило, на межотраслевой основе, но с целью выпуска определенной продукции или предоставления услуг, требующих использования сложной техники и высокоразвитых технологий.
Еще одна, также исключительно важная разновидность программ - это программы, каждая из которых ориентирована на разработку и внедрение в производство новейших технологий, качественно лучшей техники. Предприятия и организации, задействованные в их осуществлении, должны сотрудничать на взаимовыгодных договорных началах.
К осуществлению государственных программ всех типов необходимо привлекать частные фирмы, в особенности венчурного (внедренческого) типа, с их предварительным лицензированием. В таких фирмах, создаваемых по личной инициативе при содействии государства, должны работать ученые, конструкторы и инженеры, опытные управленцы и экономисты, другие специалисты, а также предприниматели.
Этим фирмам должно предоставляться право на осуществление государственных программ или их разделов (на федеральном и региональном уровнях) с использованием государственного финансирования и льготных кредитов, государственных ресурсов. При этом фирма не становится собственником объектов, созданных за счет государственных средств. В качестве вознаграждения фирма получает долю от реального эффекта, приносимого реализованной программой. Государственные чиновники, контролирующие ее, также должны получать крупные премии в доле от этого эффекта, если он достигнут.
В государственное программирование необходимо возможно шире внедрять систему конкурсного отбора, в частности, по такой схеме:
а) власти (федеральные и местные) объявляют конкурсы на лучшие экономические проекты, связанные со структурной перестройкой экономики, в особенности с внедрением в производство самых передовых научно-технических разработок; к участию в конкурсах допускаются не только научно-производственные, но и организационно-экономические проекты, в частности связанные с формированием крупных межотраслевых фирм, холдинговых компаний и т.д.;
б) проекты, выигравшие конкурс, выставляются, в свою очередь, на конкурс претендентов из числа предпринимательских структур, предлагающих способы и условия реализации проектов;
в) фирмы, выигравшие конкурс, осуществляют проекты, получающие статус государственных программ, прибыль от реализации которых делится между государством и исполнителями в пропорции, заранее оговариваемой в процессе конкурса;
г) с целью предотвращения разворовывания государственных ресурсов и принятия корыстных решений коррумпированными чиновниками внедряется система денежных поощрений и санкций с таким расчетом, чтобы честное исполнение чиновником своего долга стало материально более выгодным и безопасным, чем участие в круговой поруке взяточников.
В экономику при поддержке государства и при использовании частнопредпринимательских инициатив необходимо возможно шире внедрять корпоративный механизм хозяйствования. Его основная идея: под перспективное ноу-хау, конкурентоспособное на мировом рынке, подбирается группа заинтересованных хозяйственных субъектов, участвующих в проекте по мере своих возможностей и заинтересованности (капиталом, производственными мощностями, выполнением работ и услуг и т. п.); каждый участник получает свою долю в реализации конечного продукта пропорционально доле участия.
Вмешательство государства в экономику (суммарное, на уровне федеральной и местных властей в процессе осуществления государственного программирования) нужно ограничить законодательно зафиксированной долей в национальном доходе. При этом основными объектами государственного финансирования должны быть: правопорядок и оборона; фундаментальная наука и образование; культура; здравоохранение; социальные выплаты; производственная инфраструктура; агропромышленный комплекс; отдельные наиболее перспективные научно-технические программы.
Во многих случаях целесообразна замена прямого бюджетного финансирования и государственного администрирования формированием льготных условий для предпринимательских структур, взявших на себя реализацию приоритетных государственных программ.
Рассмотренный комплекс мер государственного регулирования и программирования далеко не решает всех экономических проблем России. Внимание было сконцентрировано на формировании пространства для хозяйственного развития в интересах народов России. Как будут вести себя хозяйствующие субъекты в этом общем пространстве, как будут распределены права в регулировании экономикой между федеральной и местными властями - все это может быть решено лишь в процессе относительно длительных переговоров.
Здесь можно обозначить лишь исходный принцип разделения функций государственного регулирования и программирования между федеральной и региональными властями.
Все программы, обеспечивающие внешнюю и внутреннюю безопасность государства, в том числе экономическую, сохранение духовного, культурного, научного, образовательного, производственного потенциала страны и ее природы, поддерживающие социальную защиту населения на уровне минимального прожиточного минимума (определяемого не физиологическим существованием, а уровнем жизни, соответствующим человеческому достоинству), должны обладать федеральным приоритетом. Регионам не должно быть позволено по своему произволу как изымать ресурсы из таких программ, так и отказываться от их финансирования. Одновременно недопустимо по произволу федеральных властей изымать ресурсы из регионов для финансирования искусственного подтягивания уровня отсталых регионов и отраслей до уровня более развитых. Все вопросы подобного перераспределения ресурсов, как и финансирования на межрегиональном уровне других программ, должны решаться сугубо на основе переговорного процесса.
Всякая экономическая программа государства будет иметь успех только в том случае, если она будет содержать в себе достаточно действенные социальные мероприятия, повышающие уровень жизни народа, дающие ему социальные гарантии, уверенность в будущем, надежду на процветание.
В числе социальных аспектов нашей программы нужно выделить следующее.
1. Учреждение впервые в мире общегражданской собственности на топливно-энергетические ресурсы, другие полезные ископаемые и лесные угодья (на федеральном уровне) и на земельные участки и недвижимость (на региональном уровне). Всем гражданам России открываются пожизненные индивидуальные счета в Сбербанке, на которые ежегодно начисляется рента за использование объектов общегосударственной собственности (ориентировочно 25% ренты распределяется между гражданами на федеральном уровне, 30% - на региональном). Такая акция позволит сделать каждого гражданина реальным собственником, даст ему стабильный источник существования, обеспечивающий достойную человека жизнь.
2. Выплата заработной платы неработающим матерям (с начислением трудового стажа для пенсии) на уровне, обеспечивающем средние потребительские стандарты, с дифференциацией оплаты в зависимости от количества детей. Условием получения зарплаты должно быть регулярное посещение женщинами (часто вместе с детьми) государственных или частных лицензированных центров воспитания и культуры по свободному выбору, где матерей обучали бы воспитанию детей, развивали бы их культурный и образовательный уровень. Задействованные в таком воспитании центры, даже частные, должны финансироваться государством, получать разнообразные льготы. Целесообразно также развитие подобных центров на платной основе, но исключительно для обеспеченных семей, с тем чтобы не лишать бесплатных услуг центров основную массу населения.
Источником финансирования этой дорогостоящей программы могло бы явиться элементарное мероприятие, связанное с высвобождением задействованной на производстве лишней рабочей силы. В течение многих лет, чтобы не переводить скрытую безработицу в явную, на одном рабочем месте, оформляемом в виде нескольких штатных единиц, держали и часто держат до сих пор от 2 до 5 работников, соответственно деля между ними зарплату, которая причиталась бы одному, работай он в полную силу.
О скрытых резервах рабочей силы свидетельствует всесоюзный эксперимент 60-х гг. на Щекинском химкомбинате. За пять лет эксперимента численность его персонала была сокращена с 6000 до 5000 человек, при этом объемы производства возросли, все показатели улучшились. Однако и после этого сокращения в одном из цехов, полностью укомплектованном голландским оборудованием, работало около 800 человек, в то время как по голландским стандартам такое оборудование обслуживают менее 300 работников.
Очевидно, что вместо того чтобы платить лишним людям зарплату на производстве, разлагая тем технологическую дисциплину, добрую половину людей из такого производства лучше высвободить, но продолжать платить им зарплату за воспитание детей.
Данное мероприятие будет способствовать повышению рождаемости, что необходимо для России с ее огромной территорией, эффективное освоение которой требует много большей численности населения.
3. Оказание всемерной государственной поддержки, включая бесплатное предоставление помещений и выделение бюджетного финансирования различным инициативным территориальным объединениям граждан в сфере организации досуга, культуры,, спорта, благотворительной деятельности. Данное мероприятие значительно улучшит психологический климат в обществе, снизит социальную напряженность, будет способствовать повышению культурного уровня народа и укреплению его здоровья, позволит занять не находящие применения в других сферах квалифицированные кадры, в том числе используя образовательно-культурный потенциал пенсионеров.
Тем самым в России начнет возрождаться связь различных поколений, что является непременным условием успеха не только экономических, но всех других преобразований государства, ориентируемых на длительную перспективу.