Референдум в Российской Федерации
Референдум – это голосование избирателей по вопросам публичного значения, по итогам которого принимается, отклоняется или выбирается один из нескольких вынесенных на голосование вариантов его решения.
Процедура проведения референдума (и мероприятия по его подготовке) аналогична выборам – это то же голосование. Поэтому нормы, посвященные этим видам голосования, объединены в Законе о гарантиях избирательных прав.
Однако по целям, задачам, периодичности проведения это – различные формы непосредственной демократии. Референдум – это голосование по проектам нормативных актов (решению вопросов), а не по кандидатурам. Он не связан с избранием лиц, не является периодичным и обязательным (зависит, за редким исключением, от субъектов инициативы проведения референдума).
Референдумы в Российской Федерации проводятся на разных территориальных уровнях – федеральном, региональном (субъекты Федерации) и местном.
Порядок проведения федерального референдума (всенародного голосования граждан Российской Федерации по вопросам государственного значения) устанавливается в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"; иные виды референдумов – в Законе о гарантиях избирательных нрав и в нормативных правовых актах субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Предмет референдума относится к компетенции органов публичной власти соответствующего территориального уровня. Существует ряд вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум. Например, вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта выносится на референдум в заинтересованных субъектах. Международный договор, заключенный РФ, может предусматривать обязательное вынесение но нему проекта нормативного акта или вопроса на всенародный референдум. В целом в рамках компетенции публичной власти на соответствующий референдум может быть вынесен фактически любой вопрос вплоть до принятия новой Конституции РФ[1].
Если народ является источником власти, его право непосредственно разрешать любой вопрос не может быть ограничено. Однако на практике законодатель закрепил перечень вопросов и обстоятельств, по которым проведение референдума невозможно. Гарантией демократии в данном случае является закрытый и обусловленный соображениями общей пользы перечень таких вопросов и обстоятельств.
В частности, на всенародный референдум не могут быть вынесены вопросы, связанные с избранием, досрочным прекращением или продлением срока полномочий Президента РФ, депутатов Государственной Думы, лиц, замещающих государственные должности РФ, органов, образованных в соответствии с международными договорами РФ.
Федеральный референдум не проводится и по вопросам об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ; о персональном составе федеральных государственных органов; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
На референдум субъекта РФ, местный референдум также не могут быть вынесены указанные вопросы с поправкой на региональный (местный) уровень власти. Не выносятся на региональный и местный референдум и вопросы о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования. Регионы не ограничены в праве вынести па референдум вопрос об изменении статуса субъекта РФ.
Обстоятельства, при которых не проводится референдум:
– в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ или в ее отдельных местностях, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения (для всех видов референдумов);
– в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории страны. Данное положение не распространяется на референдум, проводимый по новой конституции или вследствие международных обязательств (для федерального референдума).
Проведение повторного федерального референдума (по одному и тому же (по смыслу или содержанию) вопросу) возможно по прошествии двух лет со дня официального опубликования его результатов. Для региональных и местных повторных референдумов указанный срок не может превышать двух лет.
Проведение федерального референдума может быть инициировано:
– не менее чем 2 млн граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них);
– Конституционным Собранием – в случае разработки проекта новой Конституции РФ (ч. 3 ст. 135 Конституции РФ);
– федеральными органами государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Инициатива проведения иных видов референдумов принадлежит лицам, имеющим право на участие в соответствующем референдуме. Гражданам необходимо образовать инициативную группу но проведению референдума в количестве не менее 20 человек для референдума субъекта РФ (например, для проведения референдума в г. Москве – не менее 300 жителей) и не менее 10 человек – для местного референдума (от 50 до 100 человек в зависимости от количества участников референдума, зарегистрированных в муниципальном образовании г. Москвы).
Референдум должен быть не только инициирован, но и назначен. Общегосударственный референдум назначает Президент РФ. Предварительно глава государства обращается к Конституционному Суду РФ с запросом о соответствии инициативы проведения референдума по предложенному вопросу Конституции РФ. Положительное решение Конституционного Суда РФ является обязательным условием для назначения референдума.
Референдум субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего региона. Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или нарушения им срока принятия решения – судом. Соответствие вопроса, выносимого на региональный или местный референдум, законодательству проверяют органы, назначающие референдум.
После того, как референдум назначен, процедура его проведения в целом соответствует порядку проведения выборов и основывается на тех же принципах.
Для признания референдума состоявшимся, а результатов – действительными устанавливаются требования к количеству принявших участие в голосовании избирателей.
Федеральный референдум признается состоявшимся, если проголосовало больше половины граждан, внесенных в списки участников референдума. Решение признается принятым, если за него отдано более половины голосов граждан, пришедших на референдум.
Решение референдума действует непосредственно, является общеобязательным (на всей территории РФ или в отдельной местности в зависимости от уровня референдума) и нс требует утверждения органами публичной власти.
Необходимо отметить, что институт референдума не получил развития в Российской Федерации. Региональные референдумы, проводимые по вопросу объединения субъектов Федерации, больше связаны с законодательно предусмотренной процедурой, чем с народной инициативой. После принятия Конституции РФ 1993 г. не было проведено ни одного референдума на федеральном уровне. Они проводились в 1991 и 1993 гг„ в кризисные моменты развития государства. В связи с чем можно утверждать, что этот институт в России используется, когда представительная власть не справляется со своими задачами. В моменты же стабильного властвования он не находит применения.