Лекция 9. Редактирование текста служебного документа
В результате освоения данной главы студент должен:
знать
• ОГЛАВЛЕНИЕ понятий: редактирование документа, техника правки служебного документа, лексические, морфологические и синтаксические трудности языка документа, речевой этикет документа;
• основные виды и типы ошибок в документе;
• способы устранения типичных ошибок в деловых бумагах и документах;
уметь
• использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
• продуцировать деловые тексты разных жанров в письменной форме;
• обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка;
владеть
• навыками свободного, точного и правильного изложения мысли в документе, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
• способностью к эффективному деловому письменному общению, деловой переписке.
Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними.
В. А. Обручев
Методика редактирования и техника правки служебных документов
Слово "редактирование" происходит от лат. redactus – приведение в порядок.
• Редактирование – это сложный аналитический процесс, который включает в себя проверку достоверности представленных в нем сведений и достаточности фактического материала, улучшение стиля документа и проверку грамотности изложения.
В процессе редактирования устанавливается соответствие анализируемого материала экстралингвистическим и лингвистическим требованиям, предъявляемым к тексту документа.
Известно, что редактирование текстов, публикуемых в печати, осуществляется сотрудниками издательств, специалистами в редакторском деле, а тексты документов обычно редактируются самими составителями и их помощниками (референтами, секретарями). Поэтому навыками редактирования служебных документов должен обладать каждый служащий, который по роду своей деятельности оформляет и составляет самые различные деловые бумаги.
Обратите внимание
Любое редактирование – сложный творческий процесс, а редактирование служебных документов имеет ряд специфических особенностей.
Прежде всего, составитель, он же и редактор документа, должен:
• хорошо ориентироваться в той области знаний, с которой связано ОГЛАВЛЕНИЕ редактируемых материалов;
• уметь пользоваться справочной литературой общего и специального характера;
• владеть официально-деловым стилем речи;
• уметь пользоваться методикой редактирования и техникой литературной правки.
Методика редактирования документа
Методика редактирования служебного документа предполагает определенную последовательность в редакторской работе. Правильным направлением при редактировании служебного документа является поступательное движение от текста к слову:
• сначала редактор исправляет фактологические и логикосмысловые ошибки и недочеты в целостном тексте;
• затем переходит к исправлению нормативно-стилистических и собственно стилистических ошибок в построении сложных и простых предложений;
• в последнюю очередь осуществляется языковая работа над словосочетанием и отдельными словами.
Профессионалами-редакторами замечено, что соблюдение именно такой последовательности в процессе редактирования сводит к минимуму пропуск ошибок или недочетов в тексте, исключает двойную работу со словом.
Редактирование документа должно осуществляться поэтапно. Обычно эта работа состоит из трех основных этапов:
1) первичное знакомство с текстом документа и его логикосмысловой анализ;
2) проверка фактического материала документа;
3) собственно редактирование с исправлением всех видов языковых ошибок.
Рассмотрим последовательно этапы редактирования текста документа.