Речь (речевые процессы)
Мышление и речь – взаимосвязанные процессы. Слово выражает понятие, его обобщение, т.е. является формой существования мысли. Между мышлением и речью существуют и различия, которые не позволяют их отождествлять. С. Л. Рубинштейн писал, что "мышление – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношении, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности"[1]. Мышление возникает на основе практической деятельности, через ощущения и восприятия непосредственно связано с внешним миром и является как процессом, так и продуктом социального отражения. Речь же, будучи тоже связана с психическими процессами, выполняет в отношении их интегративную функцию, выходя за пределы мышления.
Речевые процессы подобно процессам памяти, внимания и воображения тоже являются сквозными, т.е. выходят за пределы собственно познания, относясь также и к эмоционально- волевой сфере, и к личности в целом, однако с существенной оговоркой: речь принадлежит лишь человеческой психике. По в пределах человеческого сознания ситуация, повторяем, здесь такая же, как и с памятью и вниманием. Поскольку основные классификации видов речи основаны на учете ее социально-психологической природы, ее роли как средства общения, поэтому в итоговых обобщениях экспериментальных исследований речевых процессов нет прямого аналога соответствующей классификации видов памяти.
Речь-повествование, речь-описание, словесный портрет, словесный пейзаж – достаточно явно выражают связь речи со сферой образов и обозначается как образная память.
Связь речи с мышлением не нуждается в обоснованиях хотя бы потому, что язык речевых символов является компонентом мыслительных процессов, необходимым языком мышления. В этом плане виды речи выражают по своей природе связь с мышлением. Это речь-вопрос, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация и т.д.[2]
В сопоставлении с эмоциональными процессами обнаруживается речь-экспрессия с ее интонационно-мелодическими и мимико-пантомимическими компонентами.
Если же рассматривать речевые виды в регулятивно-волевой области, то и здесь имеются аналогии, представленные в форме речи-инструкции, речи-команды, речи-приказа (самоинструкция, самокоманда, самоприказ).
Продолжая это сопоставление дальше, можно обнаружить включенность речи не только в психические процессы, по и в сознание и в целостную структуру личности как субъекта – носителя высших психических явлений. Об этом свидетельствует нс только экспериментальная и теоретическая, но и прикладная, клиническая психология, нейропсихология и патопсихология, которые ясно показывают, какой интимный характер носит связь различных форм афазий с многосторонними нарушениями целостной структуры личности[3].
Таким образом, процессы памяти, воображения, внимания и речи носят сквозной характер, занимая специфическое место в системе психических процессов. Их включенность в когнитивные, эмоциональные и регуляционно-волевые структуры предполагает и особый подход к исследованию. Этот универсальный характер сквозных психических процессов, определяя их содержательную специфичность и обусловленную ею модификацию задач и стратегии их исследования, тем самым предопределяет огромное многообразие существующих подходов к исследованию памяти, воображения, внимания и речи.
Экспериментальные исследования речи значительно продвинулись, когда произошло объединение средств экспериментальной психологии и психодиагностики со средствами психолингвистики. Взаимосвязь мышления и речи обусловлена здесь тем, что речь является процессом выражения определенного мыслительного содержания средствами языка. Особое значение имеет выявление связей между значением слов и их смысловым ОГЛАВЛЕНИЕм при использовании методики "Свободный ассоциативный эксперимент" (Приложение 26).
Общим для ассоциативных тестов является то, что в качестве критериев диагностики используется время и смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ ассоциативной реакции, которые позволяют выявлять динамические особенности речемыслительных процессов. Время ассоциативной реакции отражает скорость протекания нервных процессов, что является индикатором эмоционального состояния человека, позволяя выявить значимость того или иного стимула, а также интенсивность ассоциативных реакций у испытуемого. В экспериментах А. Н. Леонтьева выявлена важнейшая составляющая семантики речи – их аффективная (эмоциональная) окраска, которая проявляется в содержательных характеристиках речи, в ее интонационных и мелодических составляющих. Именно поэтому одно и то же высказывание может быть по-разному оценено в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии оно произнесено субъектом.