Речь как источник информации
Речь в ее устном бытовом варианте может многое рассказать о человеке: что человек хочет, чего он опасается, что для него важно, его мотивы и т.д. и т.п., поэтому очень важно быть внимательным в процессе коммуникации. Информативно буквально все: ОГЛАВЛЕНИЕ речи, ее скорость, такие показатели, как многословность, сдержанность, лингвистические характеристики речи и то, как человек произносит слова. Кроме этого, очень показательно такое качество собеседника: умеет ли человек слушать, внимателен ли он к сообщению. Речь людей с богатыми интонационными характеристиками, выразительными паузами, ударениями свидетельствует об их стремлении произвести хорошее впечатление, завоевать расположение. Этим они осознанно или неосознанно стараются дать вам понять, что выделяют вас среди окружающих, отдают предпочтение. Обилие намеков с их стороны несомненный признак того, что вас считают умным и тонким человеком. Поэтому в процессе коммуникации нужно фиксировать изменение речевого поведения собеседника и обращать внимание па этот фактор. Например, человек, который говорил быстро, вдруг стал делать длительные паузы - на это следует обратить самое пристальное внимание. Пауза - это возможность обдумать то, что человек собирается сказать. Естественно, не каждая пауза говорит о том, что вас хотят обмануть, но это повод задуматься о том, почему они вдруг появились.
Чтобы точно разобраться в человеке, правильно сформировать представления о нем, его надо обязательно понять. В психологии понимание рассматривается, прежде всего, как способность постичь смысл или значение чего-либо, а также как достигнуть благодаря этому необходимого результата. Понимание характеризуется ощущением ясной внутренней взаимосвязи рассматриваемых явлений и отношений. Оно начинается с узнавания, т.е. отнесения какого-либо явления или отношения к той или иной категории, группе. Понимание также связано с выявлением причины, т.е. мотивов того или иного поступка, поведения, понимания того, что именно побуждает человека к активности и к данной деятельности. Именно поэтому одним из главных моментов в познании человека человеком является выяснение мотивов поведения человека, причин тех или иных его поступков. Именно таким образом и устанавливаются причинно-следственные связи. В процессе коммуникации как бы выстраивается возможная модель ситуации. И то, насколько верной будет построенная модель, насколько точно она будет соответствовать действительности, настолько точны будут и прогнозы возможных последствий. Для понимания причинно-следственных связей в поведении людей большое значение имеет понимание смысла (т.е. отношение человека к реальности) и значения (т.е. индивидуальное усвоение исторического опыта) их поступков [8].
ОГЛАВЛЕНИЕ смысловых конструкций. Искажение информации можно выявить и но речи собеседника -потому что он не позаботился заранее тщательно продумать стратегию и тактику искажения информации. В итоге то, что он говорит, либо внутренне непоследовательно, либо не согласуется с другими фактами, известными к этому времени или установленными позже. При повторах обнаруживаются различного рода неточности и противоречия. Это все является следствием "неподготовленного" искажения информации. Подобные противоречия появляются, когда начинается конкретное обсуждение тех деталей, которые человек, если он говорит правду, неизбежно должен был знать.
ОГЛАВЛЕНИЕ заранее подготовленного выступления фальсифицировать гораздо легче, поэтому оно и является менее информативным для диагностики истинности либо неистинности передаваемой информации. Но и в этом случае возможны исключения: если для подготовки сообщения было мало времени, то его ОГЛАВЛЕНИЕ включает некоторые индикаторы. Это могут быть определенные информационные "пустоты", которые образуются в результате сокрытия ряда фактов. Возможно наличие большого количества не относящейся к теме информации, с помощью которой человек стремится эти пустоты заполнить. Поэтому нужно сначала внимательно выслушать человека, дать ему сказать все, что он хочет, не мешая и не перебивая его. И чем больше он будет выдавать информации, тем лучше, потому что если он лжет, то где-то обязательно собьется, что-то в его речи может насторожить. Выслушивание также позволяет лучше узнать потребности человека; тем не менее, оно не может быть достаточным само по себе. За ним должен следовать другой этап. Этап анализа.
Анализ информации с целью выявления неистинных сообщений может проводиться двумя способами: вертикальным, когда сопоставляются сведения, поступившие в разное время от одного и того же источника, и горизонтальным, когда сравнительной проверке подвергается информация, полученная от различных источников.
Логика речи. Еще древние обратили внимание на то, что с помощью логических построений можно как приходить к новым выводам, так и вводить людей в заблуждение. Легенда гласит, что Демосфен, пользуясь законами логики, говорил настолько убедительно, что ему без видимых противоречий удалось доказать, что живой и мертвый - тождественные понятия. Посудите сами: полумертвый - это то же самое, что и полуживой. Если равны половины, то равны и целые части. Следовательно, живой человек равняется мертвому. Подобным образом, при помощи различных логических приемов, некоторые люди вам легко докажут, что черное - это белое.
Иногда противоречие находится уже в вопросе, но оно так хорошо замаскировано, что человек сразу же начинает думать в неверном направлении. Например, сколько пирожков можно съесть натощак? Начали считать? Но уже второй пирожок будет не натощак!
Сильные эмоции, особенно страх, не дают человеку логически выстроить свою речь. Психологи и философы были озадачены, когда обнаружили, что при решении одних задач люди пользуются законами логики, при решении же других о логике начисто забывают. Иногда законы логики противоречат ситуации, последствиям и общепринятым правилам вывода заключений. В реальной жизни люди не так часто рассуждают логически. Зачастую они добавляют к фактам свое собственное мнение и знания.
Конгруэнтность слов и поведения. Ложь часто выдает несоответствие между вербальным и невербальным поведением. Происходит рассогласование того, что человек говорит и тем, какую информацию выдает голос, тело, лицо. Дело в том, что подсознание человека работает автоматически и независимо от него. Именно поэтому бессознательные жесты и телодвижения обманщика не сочетаются с тем, что он говорит. Более подробно об особенностях невербального поведения можно прочитать в соответствующем разделе.
Речевые ошибки включают междометия (такие, как "ах", "а-а-а", "э-э-э"), повторы (типа "я-я-я" хочу сказать, "я действительно..."), обрывки слов ("мне лей-действительно понравилось").
Оговорки. Даже осторожного человека может выдать то, что Зигмунд Фрейд первым определил, как оговорку. Обмолвки, забывание знакомых имен, ошибочные действия, ошибки при чтении и в письме не случайны, а значимы и говорят о внутренних психологических конфликтах. Определяя, что именно выдает оговорка, обращайте внимание на контекст, в котором она произошла.
Паузы между словами формируют ритмический рисунок речи. В ситуациях искажения информации паузы собеседника могут быть слишком продолжительными или слишком частыми. Колебание перед началом реплики, особенно если это происходит при ответе на вопрос, должно вызвать подозрение. Точно так же, как и более короткие паузы в процессе речи, если они достаточно часты. Необходимость обдумывать каждое слово прежде, чем его произнести - взвешивать альтернативы, подыскивать слова или мысли может проявиться в паузах. При ответах на неожиданные вопросы очень важна реакция человека: если он не владеет истинной информацией, то, как правило, делает паузу, собираясь с мыслями и выбирая наиболее удачный ответ. Такая пауза сама по себе уже является сигналом удвоить бдительность.
Паузы часто используются и для ситуативных переключений: оценки реакции партнера, передачи инициативы в разговоре. Использование пауз можно эффективно использовать для манипулирования собеседником: неожиданная и определенно предоставленная инициатива способна сильно напрячь, заставить внутренне суетиться. Поэтому те, кто чувствует себя очень тревожно и боится "повиснуть в пустоте" или спровоцировать опасный поворот беседы, иногда избегают пауз.
Тирады. Это еще один способ, которым человек в ситуациях искажения информации может себя выдать. Тирада отличается от оговорки. Информация в этом случае льется потоком, а не ограничивается одним или двумя словами. Если человек обманывает, он вдруг становится многословным и дает гораздо больше информации, чем нужно, либо же наоборот, уклоняется от прямых ответов. Также фиксируйте ваше внимание и на уклончивых ответах.