Речемы публицистического стиля
В языке газеты широко используются публицистические речевые стереотипы (клише): имеют принципиальное значение, ветеран войны, оппозиционная партия, наладить взаимодействие, политическая воля, с места событий. В то же время публицистический стиль открыт для экспрессивных проявлений. Здесь широко применяется функциональное приспособление образной фразеологии, языковая игра, необычная сочетаемость слов: подлить масла в огонь кризиса, откосить от военной службы, день закрытых дверей, соглашаться со скрипом, девочка-муравей, экстравагантное преступление, взбунтовавшийся казначей. Идёт постоянный поиск нового и необычного, причём новое образное выражение способно быстро тиражироваться и превращаться в собственную противоположность - штамп. Как только штамп полностью осознаётся как таковой, он бракуется, и вновь начинается поиск экспрессивных средств, способных обеспечить эффект новизны и, следовательно, усиленного воздействия.
Клише (речевой стандарт) и штамп аналогичны в плане устойчивости, регулярной воспроизводимости, автоматизма использования, но противопоставлены в оценочном и эстетическом плане. Термин клише не содержит в себе оценки, он лишь указывает на частую повторяемость речевого выражения в определённых условиях, что приводит к его воспроизводимости. Использование клише - готовых блоков речевого общения -в любом стиле облегчает и ускоряет процесс информационного обмена. Термин штамп, напротив, оценочен. Так квалифицируют лишь те речевые стереотипы, которые откритикованы общественным языковым сознанием в качестве речевых единиц, потерявших свое изначальное свойство выразительности, неожиданности, свежести. На пути к штампу есть этап быстрого взлёта к популярности (тиражируется не любое, а удачное, точное выражение), затем этап широкого распространения - моды на данное выражение и, наконец, этап пресыщения образом, когда ему и присваивается отрицательная оценка. Состав штампов исторически изменчив. Так, уже ушли в прошлое многие "военные метафоры" (передний край борьбы, атака па бесхозяйственность, война с разгильдяйством), близки к штампам выражения вывести на орбиту, четвёртая власть (пресса), процесс пошёл, дать отмашку, обочина жизни, наболевший вопрос, любимое детище, уникальная возможность, стало доброй традицией. Неэкспрессивные нейтральные, разговорные, книжные речевые обороты выдерживают проверку временем и популярностью; образные выразительные обороты в тех же условиях становятся собственной противоположностью и постепенно изживаются. Лишь редкие экспрессивные стандарты нейтрализуются и входят в ряды стандартных единиц, обычно через профессиональную речь: фронт работ, знаменательная дата. Водораздел между стандартом и штампом задаётся изначальной претензией на особую выразительность речевого оборота. Претенциозность нередко ведёт к штампу.
Фигуры, наиболее характерные для публицистики, это инверсия (хорошо передаёт интонацию разговорности), риторический вопрос и риторическое восклицание (работают па создание экспрессии), антитеза, синтаксический параллелизм (служат как информационно-логическим, так и экспрессивным целям). Проявляется тяготение к гиперболизации: событие вселенского масштаба, шекспировские страсти, беспрецедентный случай, гениальное предложение.
Заметное место в публицистическом тексте занимает парцелляция. Генетически это явление непринуждённой разговорной речи - договаривание, присоединение упущенного в спонтанном высказывании непосредственно вслед за ним. Возникающая при этом прерывистость, нарушение плавного течения речи, видимо, важны в публицистике как средство достижения достоверности речи. Кроме того, парцелляция - это явление динамического аспекта предложения[1], она создаёт эффект высказывания, творимого на наших глазах. Некоторая негладкость речи, впечатление сиюминутной творимости создают нечто противоположное отработанной гладкости и правильности. Это живые проявления, свидетельства речевой подлинности, они, как соринки в родниковой воде, подчёркивают природную естественность речи, тем и привлекательны. Некоторые из публицистов даже возводят приём парцелляции в стилистический принцип:
Получается, что в стране немало хороших денег. А капиталиста гонят на выход. За импортными.
Туда он и идёт. Особенно крупный. Раньше брал всё что давали. Теперь стал привередливым. Имеет основания . Поскольку богатый покупатель. С солидным рейтингом. Расхаживает по мировому рынку. Ищет финансы высокого качества. Закупает оптом.
Казалось бы, ничего страшного. Занимает аккуратно. На хороших условиях. Вкладывает в производство. Вовремя расплачивается. Словом, всё благоухает. Дефолтом пока не пахнет. А берёт за рубежом или дома... Какая разница?
Большая. Что бы ни происходит в России, выигрывают не свои. Чужие (А. Лившиц).
Помимо названных, парцелляция в публицистическом тексте обрастает целым рядом других функций. С её помощью осуществляется перераспределение информативной нагрузки частей предложения, создание иронического подтекста, общая экспрессивизация высказывания[2].
Логически важное в публицистике синтаксическое явление, также связанное с расчленением высказывания, - это сегментация. Она также родом из разговорной речи, это обособление части высказывания, подчёркивающее её самостоятельную информационную значимость. Обособленная часть (сегмент) вводит актуальное для автора понятие или утверждение, а далее идёт то или иное высказывание о нём: - Аптека - это где, не знаете? Самой распространённой разновидностью сегментированной синтаксической конструкции является предложение с именительным (падежом) темы, или именительным представления. Имя темы оформляется в виде номинативного ввода, за которым следует высказывание, раскрывающее тему под заданным автором углом зрения. Дом № 9 в Мансуровском переулке. Неказистый, в пять окон, деревянный особнячок. В воспоминаниях драматурга С. А. Ермолинского есть описания его встреч с М. Булгаковым в этом доме. Конструкция с именительным темы широко востребована в роли заголовка публицистического текста: Золотой ус: от ацтеков до аптеки; Марсианские сенсации: продолжение следует; Кредит для бизнеса: сложно, но можно. С помощью данной конструкции оформляется также зачин целого текста или его части, т.е. налицо композиционная роль данного приёма.
Отдельного внимания заслуживает применение конструкций с чужой речью. Публицистика издавна стремится передавать многоголосие мира, представлять спектр мнений, а для этого нет ничего лучше, как дать слово другим людям. Прямая речь не только составляет основу жанра интервью, но также легко и свободно включается в тексты монологических жанров публицистики. Делается это в соответствии с грамматическими правилами (правда, кавычкам предпочитается тире); вводится прямая речь с помощью глаголов говорения, и особым разнообразием ряд таких глаголов не отличается, журналист действует в рамках русского речевого стандарта. Наиболее распространены вводящие глаголы сказать, рассказать, заметить, отметить, заявить. Стандартно подаётся и сама прямая речь, она до какой-то степени имитируется, а не воспроизводится дословно. Журналиста больше заботит точность передачи содержания, нежели индивидуальность чужого высказывания, поэтому авторская речь и прямая речь персонажа обычно мало различаются в стилистическом отношении.
Весьма типично для публицистики "разрастание ремарки" (М. К. Милых), связанное с тем, что зачастую журналисту в авторской речи мало назвать имя персонажа, требуется обозначить и его статус, а также указать на место действия: - На прошлой неделе было подписано соглашение.., - заявил на встрече президент Союза малого и среднего бизнеса Тамбовской области Андрей Филиппов.
Конструкции с прямой речью используются даже в малых жанрах публицистики, занимая подчас преобладающую площадь текста, например, в жанре заметки:
Для оперативного реагирования на события, происходящие в регионе, губернатор Курганской области Олег Богомолов имеет личный аккаунт в социальной сети.
- В последнее время много говорится о "живых журналах", личных страничках губернаторов в социальных сетях. Я прекрасно понимаю необходимость такого вида коммуникации, - рассказал Олег Богомолов. - Поэтому был создан личный аккаунт... (далее до конца заметки продолжение прямой речи персонажа).
Активно используется приём контаминации именительного темы и конструкции с прямой речью, например, в заголовках газетных материалов: Академик Толстой: "Надо уметь отказываться"; Роман Шишкин: "Изучаю Агасси. Пеле в запасе"; Мишарин: "Любой каприз за ваши деньги". Видная роль прямого высказывания персонажа подчёркивается тем, что оно нередко становится самостоятельным заглавием газетного материала (даётся в кавычках), авторство же проясняется в подзаголовке: "Молюсь, чтобы мои критики долго жили" 2 Зураб Церетели готов установить новый памятник.
В то же время в публицистическом тексте-монологе достаточно редко воспроизводится диалог собеседников или совокупность реплик разных персонажей. Исключение составляет абсолютное начало текста. В этой позиции подборка прямых высказываний достоверно создаёт фон к цели высказывания, демонстрирует массовое восприятие того явления, о котором пойдёт речь впоследствии.
В целом использование прямой речи подчёркивает фактографичность высказывания, разнообразит речевую структуру текста и тем самым способствует его выразительности.
Конструкции с косвенной речью менее выразительны, но и они позволяют публицисту использовать параллельное авторство. Для этого применяется сложноподчинённое предложение с моделью "Ы сказал, что..." или бессоюзная конструкция "ЛГ считает: <...>". Порядок частей в данных конструкциях может быть изменён: Родители, имеющие детей от полутора лет, имеют право получить целевой сертификат, поясняет депутат. Кроме того, для обозначения источника информации широко используются вводные обороты: по словам Л7, как считает Ы, по мнению / рекомендации / совету № По словам Владимира Машкова, принцип получения средств из бюджета...
При передаче чужого мнения способом косвенной речи автор не прибегает ни к собственной модальной интерпретации, ни к передаче субъективных особенностей речи персонажа. Напротив, используя несобственно-прямую речь, автор сохраняет "живой голос персонажа", частично переходя на его лексикон и интонацию в собственном высказывании: Но нет, считает доктор геолого-минералогических наук И. А. Резанов, никаких характерных для морского дна осадков в этом месте просто нет! А ближайшие моря, Каспийское и Чёрное, хоть и повышали свой уровень, по не более чем па 75 метров. Ещё раньше, миллион лет назад, вода затопила весь Кавказ, но опять до вершины Большого Арарата не достала. Использовать несобственно-прямую речь намного сложнее, чем приблизительно передать ОГЛАВЛЕНИЕ речи персонажа в авторском изложении, недаром данный приём используется достаточно редко.
Цитата - дословное извлечение из какого-либо письменного источника, включённое автором в свой текст, привлекается в публицистике либо как документальный аргумент, либо как выделяющаяся своим своеобразием, стилистически необычная речевая формула. В публицистике свои традиции указания на источник цитирования. Если в научном стиле речи точная ссылка па источник выносится за пределы основного корпуса текста, то в публицистических материалах точная паспортизация цитат не обязательна вообще, а приблизительная осуществляется непосредственно в тексте. При этом автор может быть более конкретен с текстовыми отсылками (В Свердловском областном архиве я нашёл документ под названием "Купчая о продаже Нижнє-Сергинских и Верхнє-Сергинских заводов Демидовыми московским купцам Губиным", где, в частности, говорится, что "бригадир Иван Иванов сын Демидов...") или же абсолютно приблизителен (Ещё раньше вавилонский, а затем и греческий историки писали, что в курдских горах Армении лежит "древний ковчег Ксисутроса" и с пего "люди отдирают смолу, чтобы использовать её как противоядие или амулет", - источники не названы, путь их поиска не указан). При встраивании в авторский текст цитата нередко дробится (см. выше). Стандартных вводов писал" публицистика избегает, а при редком использовании чередует со встроенными вариантами подачи. Применяется цитирование, по преимуществу, в интеллектуально сложных материалах проблемного и познавательного характера. Цитата создаёт открытый прецедент присутствия "текста в тексте".
Есть и скрытые способы внедрения "чужого голоса" в собственный текст, т.е использования прецедентных текстов. Неявное цитирование другого текста, представляющего собой национальную культурную ценность или, по крайней мере, заметное явление отечественной (мировой) культуры, внедрение его фрагмента в текст собственный чрезвычайно привлекательно для журналиста и давно стало характерной чертой публицистики. Последняя много способствует циркуляции текстов отечественной классики и разнообразных паремий (пословиц, поговорок, крылатых слов) в современном социуме, а значит и укреплению национального культурного фонда. Прецедентными источниками служат также известные кинофильмы, телепрограммы, речи политиков и др. Данное явление (интертекстуальность) ассоциативно и вербально связывает разные информационные сферы и создаёт особое культурное измерение публицистического речевого произведения. Прецедентный текст никогда не афишируется и не разъясняется автором, он вмонтирован в "главный текст" на общих основаниях и доступен лишь адресату соответствующего уровня культуры. Осознание прецедента не обязательно для адресата, но отсутствие этого осознания значительно обедняет восприятие.
Прецедентные тексты оформляются разными способами, среди которых использование собственного имени героя или автора литературного произведения, названия произведения; скрытое цитирование, перифразы, аллюзии, сюжетные параллели и др. При этом широко используются развивающие, полемические, комические преобразования. Журналистика изобретательно и энергично устанавливает интертекстуальные связи в сфере русской словесности. Вот, к примеру, заголовки газетных материалов, отсылающие нас к отечественному и мировому культурному фонду: И один в поле воин (статья об успешном фермере); Топор для старушки-процентщицы (обсуждение законопроекта "О потребительском кредите"); Гертруда, гуляющая сама по себе (интервью с Аллой Демидовой); Соловецкий Нострадамус (статья о монахе Соловецкого монастыря); Опустела без неё земля... (некролог о Татьяне Лиозновой); Чтобы не было мучительно больно... печени (рекламная статья о медицинских препаратах); Не нужен нам берег турецкий? (статья о проблемах туризма).
Все функционально-смысловые типы речи нужны публицистике и уравнены в данном стиле свойством фактографичное™. Насыщенность собственными именами, использование дат, обилие конкретно-предметных номинаций характерно как для описательных, так и для повествовательных фрагментов публицистического текста, и даже в рассуждении обобщение сочетается с конкретикой. При этом все ФСТР находятся в сложном совмещении, переплетении.
Валерия Ворожбаева из Боровска Калужской области не сомневалась: ЕГЭ открыл ей и другим выпускникам 2011 года невиданные возможности для поступления в лучшие вузы страны. А потому взяла и отправила свои документы в Московский государственный лингвистический университет. И стала надеяться на лучшее. (1)
Правда, уверенности в зачислении у абитуриентки не было. Баллы, хоть и неплохие - 85 по обществознанию, 79 по английскому и 65 по русскому - победы не гарантировали. Но шанс давали, и Валерия решит использовать его до конца. Так что итогов зачисления ждала, что называется, с замирающим сердцем. И дождалась. (2)
- В первую волну зачисления мой рейтинг был ниже 400 баллов. В приёмке мне сказали, что шансов у меня нет, но, если я вдруг пройду, мне сообщат. И не сообщили. Когда же я сама приехала в вуз ознакомиться с приказом о зачислении, то неожиданно выяснилось: меня в списке нет, а вот ребята с меньшими баллами, чем у меня, есть. Как оказалось, возможность поступить у меня была. (3)
Потрясённая абитуриентка попыталась выяснить, как получилось, что вначале ей дали понять, что шансов нет, а в итоге взяли тех, у кого шансов, казалось бы, ещё меньше. (4) (День закрытых дверей)
В общую канву повествовательного развития текста (выделена жирным шрифтом) вписаны краткие микротексты-рассуждения (1), (2), а в рассуждении (2) аргумент "баллы победы не гарантировали" конкретизируется описательным способом на базе числительных. Кроме того, вся структура осложнена включением прямой речи, в которой тоже сочетаются элементы описания и повествования.
Как правило, целый текст основывается на описательной или на повествовательной (событийной) схеме, другие же ФСТР дополнительны по отношению к ней и служат для организации развивающих фрагментов. Информативный подстиль публицистики (например, в жанрах заметки, корреспонденции) больше опирается на структуру описания, жанры информативно-воздействующего плана (например, репортаж, очерк) - на повествование. Возможны и нетипичные решения. Для аналитической публицистики (жанр статьи) наиболее важно рассуждение, однако данный ФСТР далеко не всегда становится логической опорой целого текста, а кроме того, рассуждение часто переводится здесь в эмоциональный план, насыщается фактическими аргументами, разбавляется описаниями, прямой речью, вопросительными вставками, дискуссионными замечаниями, т.е. размывается в своей логико-лингвистической определённости. Преимущественно выбирается индуктивный способ рассуждения (от фактов и аргументов к тезису), более доходчивый. Органично и приближённо к научному рассуждение в публицистических статьях научной тематики.
Композиционная предрасположенность характерна для описания. Этот ФСТР прекрасно подходит для зачина репортажа, корреспонденции, очерка, статьи. Свойственная описанию детализация явления, характеризующая лексика, часть которой носит оценочный характер, задают ведущую тональность текста и готовят читателя к его восприятию. Сравним два описательных ввода, в портретном очерке (1) и специальном репортаже (2). В нервом из них сформирована тональность позитивного отношения, во втором передана энергия напряжения (лексические средства выделены шрифтовым способом).
(1) Б школьные годы мне не раз доводилось проводить летние каникулы в Михайловском заводе, ныне город Михайловск. Край тот полюбился мне своими тихими задумчивыми лесами, быстро текущими речками и пологими лобастыми горами.
Старый завод у плотины беспрерывно, днём и ночью, монотонно гудел многочисленными прокатными станами, вызывая у нас, мальчишек, неподдельное уважение.
И теперь, давно живя в большом городе, я вспоминаю большой пруд, по которому медленно двигались огромные барки с железом, транспортируемые юркими моторками, увлекательную рыбалку в "спусках" под плотиной возле водяных турбин, где с шумом обрушивается искрящийся на солнце водопад, и благодарю мысленно человека, который построил завод в такой колдовской местности. Он всегда вызывал у меня уважение (М. Петров).
(2) Я сжимаю автомат, в прорезь чёрного платка - никаба -мне хорошо видно трибуну. На горе с вышки с пуленепробиваемыми стёклами за нами наблюдают президент Дмитрий Медведев, министр обороны Анатолий Сердюков, начальник Генштаба Николай Макаров.
Нашему диверсионному подразделению на заключительном этапе международных стратегических учений "Центр-2011" предстоит испытать на себе всю мощь и тактическую изощрённость крупной группировки. Против нас будет действовать спецназ внутренних войск, артиллерия, танковая часть, авиация и МЧС (С. Самоделова).
Своеобразным функционально-смысловым типом речи, характерным для публицистики, является, по Солганику, краткое сообщение о факте. Предельно лаконичное, оно информирует лишь о том, что, где и когда произошло (по умолчанию, отсутствие даты указывает на день выхода газеты или другого вида СМИ). Данный тип речи, оформляемый нейтральными и книжными средствами лексики и синтаксиса, сформирован в жанре хроникальной заметки. Он идеально отвечает нацеленности публицистики на компактную и объективную подачу информации (попутно заметим, что экспрессивный эффект всё же подразумевается, он зависит от качества самих фактов - позитивных или негативных, но всегда новых и социально значимых, а также, желательно, эмоционально воздействующих). Краткое сообщение очень похоже на вводную часть описания, обособленную и выведенную на самостоятельную роль. Следует заметить, что при распространении хроникальной заметки развитие темы идёт по линии детализации, и тогда становится ясно, что данный жанр строится по законам описания:
ДТП. На 65-м километре Московского тракта произошло ДТП со смертельным исходом. (За этим сообщением о происшествии следует его детализация.) Водитель автомобиля ВАЗ-2110 в районе пешеходного перехода наехал па 43-летнего мужчину. Автомобиль при этом улетел в кювет, а пешеход упал на проезжую часть. Мужчина получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался до приезда медиков.
Таким образом, описание является хорошо развитым и приспособленным к требованиям публицистического стиля ФСТР. Впрочем, то же можно сказать и о повествовании. Многообразное и гибкое сочетание функционально-смысловых типов речи является нормой публицистической речи.