Речемы научного стиля
Важным строительным материалом научного текста и стилевым маркером научной речи является словосочетание как структурированная номинативная единица и функциональная целостность. На этой основе образуются различные синтагмы, см. хотя бы в предыдущем текстовом примере: стилистическое единство, автор произведения искусства, творцы стиля эпохи, более внимательное изучение стилей, большинство высокохудожественных произведений, один из признаков их художественного богатства. Фактически позицию члена предложения здесь занимает не отдельное слово, а словесная структура, характеризующаяся логико-понятийной цельностью значения. Часть таких структур - это составные термины (атмосферное давление, культ предков, коэффициент полезного действия), другая часть - свободные словосочетания (перепады давления, изучение начертательной геометрии, следовать культу предков). В стилистическом отношении научна;] речь настроена на стандартную сочетаемость, что полностью согласуется с информативной доминантой языка науки. Используются все разновидности стандартных сочетаний книжных и межстилевых (нейтральных) лексических единиц. В структурном отношении наиболее распространены именные словосочетания, субстантивные и атрибутивные. Они встречаются как в области терминологии, так и за её пределами. Атрибутивные словосочетания полностью отвечают основной функции данных синтаксических единиц: они служат номинативному уточнению родового понятия: славянское язычество, шаманский ритуал, дифференциальное уравнение. Парадигмы таких речем одновременно организуют видовую дифференциацию понятия (материальная культура и духовная культура; знаменательные и служебные части речи; металлические, керамические, деревянные украшения).
Наиболее употребительны в научной речи субстантивные именные словосочетания с зависимым существительным в родительном падеже (эволюция мировоззрения, роспись пещер, необратимость процесса, средства производства, способ нагревания, теория множеств, атомы углерода, значение слова). Это грамматическое клише может распространяться путем последовательного приращения форм родительного падежа, а также подключения согласованных определений на той или иной ступени распространения. Комбинации субстантивных и атрибутивных именных словосочетаний являются повсеместным стандартом научного изложения: физика твёрдого тела, особенности композиции художественных произведений; материальные признаки социального превосходства, изменение форм погребального обряда, объективные критерии определения границ процесса, потребности светского общественного строя Древней Руси.
Примененный родительный падеж имени существительного -одна из самых частотных лингвем научного текста. Возможно, высокая частотность данной формы и всей формулы данного субстантивного словосочетания связана с той ролью, которой они наделены в тексте. В научной речи употребителен родительный падеж со значением целого, тогда как формально управляющее им главное слово словосочетания указывает на аспект, часть целого, действие с целым и др.: композиция (аспект) произведения (целого), форма слова, редактирование текста, часть речи, спряжение глагола, запуск космических станций, отработка аппаратуры. Подобные структуры удобны для последовательного логического деления содержания текста, что чрезвычайно важно в сфере науки.
Речема [сущ. + сущ.р,,] характерна для всех книжных стилей. Научной, деловой или другой более конкретной её делает лексическое наполнение, ср.: синтез белка, смещение линий спектра, кривая изменения блеска затемнённых переменных (научный стиль) и выполнение плана, охрана труда, снижение трудозатрат, выплата компенсаций, развитие пенсионного обеспечения (официально-деловой стиль).
Глагольно-именные словосочетания в научной речи устойчиво воспроизводимы. Это связано и с формально-грамматической ролью глагола, и с фразеологизацией стандартов: вести поиски, придерживаться взглядов, отвечать принципу (чего, какому), входить в состав (чего), выражаться отношением (каким).
Причастия и деепричастия широко применяются в научной речи - как в одиночном, так и в распространённом виде: Используя лучистую энергию Солнца, посредством механизма, суть которого нам до сих пор непонятна, именно живое вещество при обычных температурах и давлении производит химические изменения, которые в областях нашей планеты, лишённых жизни, достигаются только при огромных давлениях и повышенных температурах. Построенные на специфически научной лексике или более нейтральные по лексическому составу, книжные по грамматико-стилистической отмеченности, причастные и деепричастные обороты (обособленные определения и обстоятельства) - это типичнейшая черта научного стиля. Отметим её также в качестве важного средства логического деления информации на более и менее важную. Обособление указывает на неглавную роль заключённой в нём информации, последняя дополнительна по отношению к той, что выражена в основном корпусе высказывания.
Таким образом, сочетаемость слов в научном стиле практически полностью стандартна. Тяжеловатые для неподготовленного восприятия двучленные и многочленные именные сочетания книжных лексических единиц, разбавленные более короткими книжными и нейтрально-книжными, составляют основную массу текста. По внутренним требованиям логики и текстового ритма иногда они перемежаются контрастирующим явлением: отсутствием или малым количеством словосочетаний. Короткие фразы такого типа обычно выделяют логически значимое суждение или композиционно важный отрезок текста. Например: Ситуация эта существует около тысячи лет. Эта начальная фраза из исторического труда открывает абзац в 17 строк, в котором за нею следует разъяснение причин данного коротко сформулированного положения. При этом используются преимущественно обширные (до 29 слов) предложения, включающие в себя типичные именные словосочетания (какая-то часть накольчатых (лендельских) племён, славянский этногенетический процесс, инородные племена со стороны Северного моря и Балтики, один из центров развития этой мегалитической культуры и др.), причём предложения ещё и осложнены однородностью, обособленными оборотами.
Из числа закреплённых приёмов выразительности научная речь отбирает немногие. В этой сфере особенно ярко проявляется ориентация па информативность и открытую логичность стиля. Все фигуры, нацеленные на усиление интенсивности, эмоциональной насыщенности, образной силы впечатления, создающие эффект неожиданности, парадоксальности, - отвергаются. В академической речи практически не применяются такие фигуры, как амплификация, зевгма, оксюморон, анадиплосис (стык), градация, эллипсис, фигура умолчания и ми. др. С осторожностью отбираются для использования только те приёмы, которые отражают логические соположения, да и они заполняются особым лексическим материалом (обычно книжным по стилистической окраске). Такие фигуры, как антитеза, анафора, асиндетон, полисиндетон, синтаксический параллелизм, выступают в функции организатора логического деления текста, помогают установлению логической связи содержательных фрагментов текста, в том числе крупных. Так, например, группы однородных членов предложения, образующие перечислительные ряды с союзами (полисиндетон) или без союзов (асиндетон), на логических основаниях разделяют и в то же время связывают между собой однопорядковые объекты, в авторской речи чаще всего умозрительные, в иллюстрациях - конкретно-предметные: Для стиля эпохи характерны и излюбленные темы, мотивы, подходы, и повторяющиеся элементы внешней организации произведений - перечислительный ряд фиксирует признаки стиля, причём с их внутренней группировкой; Многие конструктивные приёмы в готической архитектуре были открыты в английской готике раньше, чем в континентальной: например, стрельчатая арка (собор в Чичестере, восточный трансепт собора в Линкольне), нервюрный свод (собор в Дареме) - двойной перечислительный ряд.
Применение фигур речи не играет заметной роли в научном тексте, но при их использовании возрастает чёткость сопоставлений, формируется представление о полноте раскрытия проблемы, адресату легче воспринимать взаимосвязь явлений, о которых идёт речь, так что данные модели входят в арсенал речем научного стиля. Приведём ряд примеров (Ъ - знак абзацного деления).
1) Под термином "консолидация" фактически подразумевают два разнотипных процесса. 7 Первый из них - межэтническая консолидация. Она представляет собой <...>. Второй - внутриэтническая консолидация, при которой <...>. Шрифтовым способом выделен приём синтаксического параллелизма, эксплицирующий выделение видовых терминов. Видовая однотипность подчёркивается использованием порядковых числительных. Соотносительность терминов подчёркнута префиксальным противопоставлением: меж- и внутри-. Далее в тексте научной статьи применяются внутренние заголовки: межэтническая консолидация и внутриэтническая консолидация.
2) Снаружи замок построен в стиле поздней английской готики. Внутри же он выстроен в стиле римской античности. Типично научная антитеза, основанная на языковых антонимах Она абсолютно прозрачна и совсем не подразумевает экспрессивного эффекта, единственная цель - организовать логическое противопоставление. Подкрепляется синтаксическим параллелизмом и лексическим корневым повтором сказуемых.
3) Примерами естественной ассимиляции могут служить... Z Подобными же процессами связаны... И Ассимиляционные процессы идут и в... Продемонстрирована анафора (единоначатие) в типичном научном применении. На основе семантического и лексико-семантического повтора начальных фраз абзацев обеспечивается тесная логическая связь этих фрагментов, в приведённой иллюстрации отождествительная. Гадать о характере связи не приходится, поскольку она эксплицирована дополнительно (см. конкретизаторы подобными же, и в). Научная анафора обычно не характеризуется полным лексическим тождеством начальных фрагментов аналогичных фраз, здесь естественна и относительная свобода расположения повторяющегося фрагмента, однако общая идея синтаксического параллелизма всё же не нарушается.
4) Якутский комплекс оформления шаманских костюмов представлен кафтанами трёх покроев: со станом в талию, цельношкурным с клиньями и прямоспинным. <...> На всех якутских кафтанах, без различия покроя, мы можем отметить специфическое якутское оформление. Оно по сравнению с алтайским, тувинским, тофаларским и хакасским содержит значительно большее количество металлических подвесок разного рода. Использование однородных членов предложения без союзов демонстрирует заботу автора о полноте и точности логического ряда, отнюдь не нацеленного специально на задачу выразительности. Такие ряды либо собирают видовые разновидности родового явления, либо организуют выделение какого-либо явления (здесь - якутского шаманского кафтана) в ряду подобных. Целостное экспрессивное задание отсутствует даже при обширности перечислительного ряда, например: В Сицилии могут быть отмечены влияния финикийцев, греков, карфагенян, римлян, готов, византийцев, арабов, норманнов, немцев, французов, испанцев, австрийцев, англичан. Это наталкивает на вопрос: фигура ли это (в данном случае асиндетон)?
5) Эти изменения вызваны совокупным действием этнических, демографических и миграционных процессов. В нашей статье речь пойдёт о процессах этнических. Инверсия в научной речи служит целям логического выделения инверсированного слова, в данном случае акцентируется вид процесса.
6) Что такое эклектика и какова её роль? (далее следует раскрытие обеих позиций); При каких условиях появляются в земной коре алмазные атомы и графитные атомы? (далее следует характеристика этих условий). Использование "лекторского вопроса" имеет общее с другими приёмами направление. Форма вопросительного предложения служит способом ввода в проблему или помогает композиционно-логическому структурированию текста. Обычно данный приём используется при постановке проблемы или организации вводной части структурированного фрагмента. Такое применение вопросительного предложения далеко уводит его от фигуры риторического вопроса, усиливающего эмоциональность высказывания и рассчитанного на эмоциональный отклик адресата. Лекторский вопрос нацелен на прослеживание авторской логики и направляется интересами её понимания адресатом.
Таким образом, научная речь весьма избирательна по отношению к риторическим фигурам, а также функционально специализирована в области отобранного. Доминирование информационно-логической программы и в этой области бесспорно.
Переходя к характеристике научного стиля на основе понятия функционально-смыслового типа речи (ФСТР), мы вплотную приближаемся к тексту. Функционально-смысловой тип речи -это столько же речевая структура, сколько и текстовое образование. Типичные для научной речи структуры такого рода - это рассуждение и описание. Повествование (нарратив) используется фрагментарно и по особым коммуникативным требованиям (в изложении хода эксперимента, истории вопроса, реальных подступов к решению проблемы, в отдельных иллюстрациях).
Различая эмпирические и теоретические научные тексты[1], отметим их различную функционально-смысловую ориентированность. Эмпирический текст является отражением эмпирического познания. Он строится на осмыслении суммы научных данных (определении их характерных признаков, группировки по выделенным признакам) и классификации как итоге такого анализа. Его оптимальным завершением является установление эмпирического закона, основывающегося на предшествующем анализе. Всем этапам данного типа познания соответствуют содержательные фрагменты соответствующего текста, получающие типичное речетекстовое оформление, причём классификационное описание в эмпирическом тексте играет очень важную роль.
Например, в статье Д. С. Лихачёва "Контрапункт стилей как особенность искусств" рассматривается материал европейского искусства под углом зрения совмещения нескольких стилей в одном произведении. Предварительно обосновывается целесообразность выбора материала и формулируется основание этого выбора: Наиболее простые и наглядные примеры сочетания различных стилей даёт архитектура (начальное предложение). 7. Особенно богата соединениями различных стилей история английского искусства (начальное предложение 2-го абзаца; искусство здесь сведено к архитектуре). Далее весь этот раздел статьи представляет собой сумму описаний, сначала английской архитектуры (демонстрируется мысль о совмещении английской готики с другими архитектурными стилями), затем архитектуры Сицилии, затем - в обобщающем виде - европейской архитектуры в целом. Описательные блоки, особенно обширный первый, состоят из описательных же фрагментов, па конкретных примерах умножающих мысль автора о соединении стилей. Во всей этой достаточно сложной структуре, дополненной к тому же авторскими отступлениями и параллелями, доминирует типичная для описания статичность изложения: автор организует ряд научных данных, характеризуя их по отличительным признакам совмещающихся архитектурных стилей. Весь раздел строится па повторении логической структуры "Ы представляет собой соединение стилей", сказуемое представляет собой повторено четырежды. Проявляется единство аналитического подхода, терминологическая точность, фактическая обеспеченность. Соблюдается стандартная композиционная структура описания: от краткого общего ввода - к пространной детализации. Детализация основана на перечислении признаков с вводом по речевым моделям "для NN характерно [что]", "здесь наблюдается [что]" и др.: То же структурное единство двух стилей характерно для английской живописи и английской скульптуры; Здесь введён контраст двух стилей; Перед нами ослабленные формы соединения различных стилей.
Если целью научного текста является представление классификации, то разобранная выше функционально-смысловая структура (группировка материала на основании характерного признака) вписывается в текст как его часть. В виде описания оформляется также характеристика каждого отдельного класса объектов, в числе других классов, выделенных на том же основании. Кроме того, в тексте-классификации предварительно требуется определить объём изучаемого понятия (явления) и характер его функционирования, а также обсудить основание (основания) деления исходного объекта (исходного множества объектов) на классы. Обе эти задачи опять-таки могут оформляться описательным способом. Так, в объёмной научной работе Е. Д. Прокофьевой "Шаманские костюмы народов Сибири" вводная часть строится в виде композиции описательных фрагментов (представим их ОГЛАВЛЕНИЕ, цитируя обобщённые вводы описаний цитатным способом): в изучаемый период... у одних народов бытовая сложный комплект шаманской одежды (характеризуется, у каких народов, из чего состоял комплект) > другие пароды не имели такого полного комплекта (описание по той же модели) > шаманский костюм включает в себя (детализируется, что именно) <шаманский костюм являлся материальным выражением религиозных представлений конкретного общества> (описывается, наряду с какими и каких именно представлений) > основное значение шаманского костюма - зверь или птица (описывается, какие именно и как оформлены костюмы) > шаманский костюм изготовлялся строго по традиции (описывается, как поддерживалась традиция) > мы исследуем материал, из которого изготавливали костюм, и его покрой, а также основные комплекты подвесок (описываются самые характерные признаки материала, покроя, подвесок). Далее автор последовательно представляет свою систематизацию материала, соединяя два основания: вспомогательное этнографическое (разделы Ненцы; Энцы; Нганасаны; Кеты; и др., по этнонимам народов Сибири) и основное материально-культурное, которому соответствует единый план рассмотрения (материал, покрой, подвески шаманского костюма). Каждый вид и подвид описывается в деталях.
Таким образом, повсюду, где осуществляется констатация научного положения, информация вводится автором без демонстрации доказательства, в научной речи применяется функционально-смысловой тип речи "описание". По крайней мере, три такие позиции наблюдаются повсеместно: это представление объекта исследования, исходной теории и класса понятий. Классификация в целом представляет собой сумму описаний.
Теоретический текст отражает ситуацию теоретического (абстрактно-логического) познания, которое происходит в условиях сформированной научной картины мира. Учёный представляет собственную идею, отталкиваясь от определённой научной концепции, развивая её или, реже, противостоя ей. В теоретическом тексте отражаются такие фазы исследования, как осмысление исходной теоретической системы, в рамках которой действует автор; построение собственной теории на базе выдвигаемой автором гипотезы; объяснение эмпирического знания на базе выдвинутой теории. В стилистике научной речи применяются свободные терминологические параллели "старое знание" для первой фазы теоретического познания и "новое знание" для второй и третьей фазы[2]. "Старое знание", как правило, преподносится описательно: Для дальнейшего понимания связи сознания и цивилизации вспомним сформулированный Декартом закон мышления, имеющий отношение ко всем человеческим состояниям. По Декарту (далее - изложение содержания закона), "Новое знание", т.е. собственная концепция автора-учёного, требует использования рассуждения, т.е. применения аргументативных структур. По данным Т. Б. Трошевой, количество ФСТР "рассуждение" с развитием науки всё увеличивалось, аргументативные предложения в XX в. достигают объёма в 45% от общего числа предложений научного текста[3]. Рассуждение может быть частным фрагментом, реализованным в виде сложноподчинённого предложения с придаточным предложением причины или следствия, более крупным фрагментом, состоящим из ряда предложений, а может и составлять композиционно-логическую базу всей основной части научного текста, содержащей "новое знание". Аргументативные структуры могут соединяться в блоки, сопровождаться вариативными повторами и отступлениями, включать в себя описания или составлять часть описательных ФСТР. Научная речь оперирует функционально-смысловыми типами речи с большой свободой, см. в статье М. Мамардашвили:
(Логический тезис): Это право или закон могут существовать лишь в том случае, когда средства достижения целей, в свою очередь, законны, т.е. в растворённом виде содержат в себе дух самого закона. <...> (вариант тезиса, данный "от противного"): Нельзя волепроизвольными и административными, т.е. внезаконными, методами внедрять закон, даже руководствуясь при этом наилучшими намерениями и высокими соображениями, "идеями" (логический аргумент): ибо его приложения распространяют тогда <...> прецедент и образец беззакония, содержащегося в таких средствах. <...> (дублирующий обобщённо-фактический аргумент) Скажем так: если я могу <...> в один прекрасный день установить специальную цепу на определённые товары, скрывать и тайно перераспределять доходы, назначать льготы <...> (вывод на основании предшествующего аргумента), то в тот же самый день (и впредь - по вечной параллели) это же будет делаться кем-то и где-то... из совершенно других соображений. Из личной корысти, путём спекуляции, обмана, насилия, кражи, взятки (частный тезис), конкретные причины и мотивы в структурах безразличны, взаимозаменимы. (Вывод к предшествующему тезису): Потому что закон един и неделим во всех точках пространства и времени, где действуют люди и между собой связываются. <...> (Вывод к общему логическому тезису): Следовательно, цели законов достигаются только законными путями.
Таким образом, для научного стиля в целом в равной степени важны такие ФСТР, как описание и рассуждение. Их своеобразие определяется прежде всего лексическим ОГЛАВЛЕНИЕм, доминирование же одного или другого ФСТР направляется особенностями познавательного процесса и реализуется не в границах целого стиля, а в рамках жанра. Повествование же используется во вспомогательной роли.