РЕАЛИЗМ. Мир несовершенен, человек страдает, несет потери, но выстоит
Реализм почти не использует символику и аллегоризм, которые впоследствии станут важнейшими художественными средствами символизма. Не использует и повышенную метафоричность, без которой в XX в. не сможет обходиться сюрреализм.
Правда жизни в реализме проявляется обычно в формах самой жизни (в формах внешнего правдоподобия). Но она может выступать и в формах метафорических, гротесковых, фантастических, условных. Эти лишенные правдоподобия формы в реализме возможны, хотя они и не преобладают.
Реализм рассматривает человека в контексте окружающей его социальной среды. Это искусство с особо острой ориентацией на социальные проблемы.
Традиционный реализм. Поиски выхода из несовершенства социального бытия
Традиционный (критический) реализм в XX в.
Проблемы реализма в XX в.
Традиционный (критический) реализм не только определил основные художественные традиции искусства XX в., но и некоторые его представители продолжали и заканчивали (А. Чехов, Л.Толстой) или даже начинали и развивали свое творчество (Куприн, Бунин) в XX в.
А. Куприн и И. Бунин были "последними из могикан", последними представителями золотого века русской литературы, волею судеб оказавшимися в XX в. и творившими в духе традиционного русского реализма. Художественное творчество и взгляды на литературу и на литературное творчество А. Чехова и И. Бунина во множестве точек соприкасались с модернизмом. К творчеству Л. Андреева сказанное относится в еще большей степени.
Реалистическое искусство XX в. развило жанр антиутопии и дало классические образцы этого жанра. Русский писатель Евгений Замятин (1884-1937) создал одну из первых антиутопий XX в. - "Мы" (1920). Английский писатель Олдос Хаксли (1894-1963) создал антиутопию "О, дивный новый мир" (1932). Эти произведения типологически сходны не только потому, что Замятин повлиял на Хаксли, но и потому что они осмысляли одну и ту же проблему - тоталитарную власть, абсолютное и безраздельное господство государства над личностью. Оба эти произведения создают художественную гипотезу жизни людей в утопическом абсолютистско-сциентистском государстве.
Западное абсолютистско-сциентистское государство, описанное Хаксли, относительно мягко управляется с помощью тонких манипуляций (прием легкого наркотика, создающего у человека иллюзорное представление о действительности, изъятие из общества и людей с самосознанием и ссылка их на острова в Океане для уединенных занятий наукой и искусством, запрет на чтение Шекспира).
Государство, описанное Замятиным, управляется прямым насилием над личностью (публичные казни инакомыслящих, операционное изъятие из мозга центра, отвечающего за фантазию, всеобщая слежка за всеми сферами жизни человека, в том числе и за его интимной жизнью).
Государства, описанные Замятиным и Хаксли, образно воплощают в художественную реальность модель общественного устройства, предложенную Платоном: государство оказывается пирамидой, на вершине которой находится "мудрый" "Старший брат", обладающий абсолютной властью; ниже вершины - братья, которые равны, но некоторые равны больше и тем самым, входят в иерархически более высокий слой-уровень пирамиды.
В советском обществе, несмотря на строгий идеологический контроль и утверждение партийными идеологами социалистического реализма как единственно возможного для советской культуры художественного направления, существовал идеологически неангажированный реализм, прямо продолжавший реалистические традиции искусства XX в. Эти традиции реализма продолжали (часто осложненные и обогащенные авангардистскими воздействиями), оставаясь, как правило, вне поля официозного политического воздействия, в литературе - А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Пришвин, М. Булгаков, М. Зощенко, в живописи - П. Корин, П. Кончаловский, В. Фаворский, а позже Дм. Жилинский; в скульптуре - С. Коненков, С. Эрзя, А. Рукавишников, в графике - М. Митурич, в музыке - И. Стравинский, Дм. Шостакович, С. Прокофьев, в театре - Е. Вахтангов, А. Таиров. Этих художников нельзя "вписать в святцы" социалистического реализма.