Реализм

Реализм - в литературе и искусстве - направление, стремящееся к изображению действительности в формах самой действительности. В таком определении заложено противоречие: максимальная близость к формам жизни в искусстве уводит творца за грань художественного. Великий Гете, рассуждая о том, что будет, если художник нарисует сидящую перед ним собаку точно такой же, как она есть в жизни, иронизировал: "Будут две собаки".

Реализм как творческий метод заложен в самой природе искусства. Когда Аристотель говорил о мимезисе, о подражании искусства жизни, он имел в виду реалистические начала в художественной деятельности. Там, где формировался жанр портрета, художники стремились передать сходство модели и изображения. Могли при этом и польстить, что позже назовут идеализирующим реализмом. Позднее появятся еще и фантастический, и критический, и социалистический, и магический реализм. А в конце 60-х гг. прошлого века Роже Гароди выдвинет идею реализма без берегов: т.е. раз искусство по своей природе отражает жизнь, то всякое искусство реалистично. Этот тезис вызвал бурные дискуссии, приведшие к некоторым уточнениям термина.

Классическим считалось определение Ф. Энгельса: "реализм предполагает помимо правдивости деталей правдивое воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах". "Типические характеры" в "типических обстоятельствах" непременно обнаруживают социальный детерминизм. Человек в реалистических произведениях предстает существом социальным.

Реализм формируется в 60-х гг. XIX в. как основной художественный принцип в первую очередь в литературе. В изобразительных искусствах, особенно в живописи, реализм теснее связан с достоверностью изображения. Возможно, именно здесь реализм крайне близко сходится с натурализмом. Живописец, приверженный реализму, обязан показывать социальный характер человека, передавая через изображение героя тревоги и чаяния своего времени.

Реализм противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых ОГЛАВЛЕНИЕ подчинено формальным требованиям (условная формальная традиция, каноны "абсолютной красоты", стремление к формальной остроте, "новаторству"); с другой стороны - направлениям, берущим свой материал не из реальной действительности, а из мира фантазии (какого бы происхождения ни были образы этой фантазии), или ищущим в образах реальной действительности "высшую" мистическую или идеалистическую реальность. Реализм исключает подход к искусству как к свободной "творческой" игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Эти аспекты противопоставляют реализм как классицизму, так и романтизму. Здесь же заложены последующие - скрытые и явные - дискуссии реалистов и представителей модернизма. Реализм остается особенно последовательным течением в литературе.

Но есть сферы искусства, где возможности реализма ограничены. Если возможен, к примеру, дом в стиле классицизма или барокко, то сложно вообразить, как должен выглядеть дом в "реалистическом" стиле.

Парадоксально, но именно в эпоху реализма появляется архитектурное направление, получившее название "эклектика". Здания в этом стиле обнаруживаются в любом сколько-нибудь крупном городе мира, который уже существовал в позапрошлом веке. Наша страна не представляет собой исключения. Сегодня в пестрой картине городской среды эти постройки выглядят привлекательно, респектабельно. В свое время только ленивый не порицал их за невнятность стиля, усложненность линий, нефункциональную декоративность. Колонны здесь ничего не поддерживают, арки никуда не ведут, окна могут оказаться ложными, а крыша готически заостренной и т.п. Это еще называют формосложением. Позднее, в 40-50-е гг. прошлого века, в советской архитектуре принцип формосложения будет вновь актуализирован, к примеру, в московских высотках, особенно в здании МГУ. Но городская среда переварила и эти постройки: они лишь малая часть громадного мегаполиса.