Лекция 4. Реализация стратегии и стратегической конструкции конкретной компании

Ознакомившись с материалами главы, обучаемый будет:

знать

• существенные отличия реализации стратегии от выполнения среднесрочного (долгосрочного) плана;

• ключевые этапы, а также особенности каждого этапа реализации той или иной конкретной стратегии;

• ОГЛАВЛЕНИЕ и особенности стратегических переходов;

• характерные особенности главных стратегических изменений;

• особенности подсистемы конкурентной разведки в системе разработки и реализации стратегии (стратегической конструкции);

• наиболее важные типовые модели реализации стратегических изменений;

• необходимые условия и критерии успешной реализации различных конкретных стратегий данной компании, учитывающие особенности динамики изменения ее конкретно-ситуационного контекста;

уметь

идентифицировать особые ситуационные стратегические изменения первого и второго вида в процессе реализации конкретной общей стратегии конкретной компании;

• идентифицировать ключевые стратегические изменения;

• разрабатывать особую программу управления стратегическими изменениями;

владеть

• базовыми навыками реализации ключевых стратегических изменений;

• навыками успешной реализации конкретных стратегических изменений посредством динамичного ситуационно-адекватного применения инструментария модели Managing Change;

• навыками успешной реализации конкретных стратегических изменений посредством динамичного ситуационно-адекватного применения инструментария модели Leading Change;

• навыками успешной реализации конкретной общей стратегии конкретной компании посредством динамичного ситуационно-адекватного применения инструментария модели Managing Change и (или) инструментария

модели Leading Change согласно алгоритму одинарной и двойной петли научения.

Вместо выполнения среднесрочного (долгосрочного) плана – успешная реализация стратегии (стратегической конструкции)

Хотели как лучше, а получилось как всегда.

В. С. Черномырдин,

Председатель Правительства России в 1992-1998 гг.

Реализация стратегии (стратегической конструкции) и как особый элемент системы актуального стратегического менеджмента компании, и как специфическая фаза ее циклической стратегической деятельности отражена на схеме 1.4.

Существенные отличия

Существует мнение, что процесс реализации стратегии (стратегической конструкции) ничем не отличается от традиционной, т.е. обычной, рутинной деятельности по выполнению соответствующего утвержденного среднесрочного или долгосрочного плана; такой план часто именуют стратегическим. Это – заблуждение, которое приводит к соответствующим ошибочным действиям на практике.

В гл. 1 были представлены четыре этапа эволюции теории и практики стратегического менеджмента. То есть развитие от концепции/модели стратегического планирования (в ее широком понимании) как первого этапа эволюции – до поиска так называемой новой парадигмы стратегии, которая соответствует четвертому этапу эволюции. При этом автор настоящего учебника относится к тем специалистам, которые полагают, что четвертый этап эволюции стратегического менеджмента начался в середине 2010-х гг. и продолжается в настоящее время. Поэтому в данном контексте отметим лишь следующие две принципиальные позиции.

Во-первых, в системах стратегического менеджмента современных компаний, которые еще практикуют стратегическое планирование (и применяют соответствующую терминологию) такое планирование – это действительно всего лишь особый элемент (подсистема) более общей системы. То есть стратегическое планирование как определенный элемент и этап более сложного общего системного процесса, выполняет лишь свою строго заданную функцию, которая является производной от системы стратегических

целей, стратегических приоритетов, других ключевых элементов стратегии в процессе ее разработки, формализации и последующей реализации. И при этом компании (как российские, так и зарубежные), которые все еще практикуют именно такую модель стратегического менеджмента, по мнению явного большинства современных специалистов-стратегов, прогрессивными компаниями, как в области стратегического менеджмента, так и в области общего менеджмента в целом, – не считаются. Как правило, такие компании не относятся к классу самых успешных и тем более к подклассу лидеров.

Во-вторых, автор разделяет позицию Г. Минцберга, а также других специалистов, которые утверждают, что в современных условиях, в XXI в., понятие, модель и практика стратегического планирования 1960– 1980-х гг.неприемлемы в принципе. Более того, сам термин стратегическое планированиеоксюморон (сочетание несочетаемого). То есть это термин, который представляет бессмыслицу или просто глупость, причем в стилистически особой, т.е. метафорически яркой форме. Вспомните классиков художественной литературы с их "живыми трупами", "горячим льдом" и т.п. Поэтому в дальнейшем попытаемся отказаться от использования термина "стратегическое планирование", за исключением случаев, где именно данный термин – абсолютно необходим. Наших оппонентов по данному вопросу отсылаем, например, к источникам: [Mintzberg, 1994]; [Катькало, 2008]; [Попов, 2013].

Основная причина ошибок заключается в том, что на самом деле традиционный процесс выполнения среднесрочного (долгосрочного) плана и процесс реализации стратегии (стратегической конструкции) различаются существенным образом.

Современный процесс реализации стратегии (стратегической конструкции) по своей сути является настоящим творческим действием, которое в обязательном порядке предполагает: высокопрофессиональный мониторинг, анализ и оценку результатов каждого значимого этапа реализации стратегии (стратегической конструкции), а также адекватную системную коррекцию в виде соответствующих стратегических изменений.

Важное замечание

Хорошее выполнение долгосрочного плана – его точное исполнение. Хорошая реализация стратегиидостижение реального бизнес-успеха.

При современном подходе существует только один главный критерий эффективности, т.е. особой правильности, любых стратегических изменений и реализации стратегии (стратегической конструкции) в целом – это реальный конечный бизнес-успех, который соответствует исходно заданной стратегической цели (или системе стратегических целей).

Схема 1.4. Модель актуального стратегического менеджмента (базовая схема)

Таким образом, первое существенное отличие современного процесса реализации стратегии (стратегической конструкции) от выполнения среднесрочного (долгосрочного) плана заключается в обязательном наличии творческого подхода, эффективной обратной связи; но главное, по критерию стратегической эффективности, – предельно жесткая зависимость от реального бизнес-успеха.

Второе существенное отличие современного процесса реализации стратегии (стратегической конструкции) от обычного процесса выполнения среднесрочного (долгосрочного) плана обусловлено принципиальным различием двух более общих ментальных моделей, в соответствии с которыми данные процессы осуществляются.

Процессу выполнения и среднесрочного (долгосрочного), и действительно очень часто так именуемого стратегического плана, как правило, присуща ментальная модель от прошлого к будущему. А реализации стратегии и как фазе стратегического цикла, и как элементу системы стратегического менеджмента соответствует ментальность "от образа успешного будущего – к настоящемук создаваемому успешному будущему".

Третье существенное отличие сводится к следующему. Традиционное выполнение любого плана в первую очередь детерминировано ресурсным потенциалом внутренней среды компании и так называемой "технологией развития от достигнутого уровня". Реализация стратегии, прежде всего, детерминируется внешней средой компании и предполагает гибкую адекватную реакцию на ее изменения.

Четвертое существенное отличие. Традиционное выполнение плана – это только в той или иной мере точное, добросовестное, но в любом случае просто исполнение уже принятых решений, заданных в достаточно четких и строгих границах. Как говорится, "вот тебе план – приступай к исполнению и думай только о том, как его точно выполнить, а самое ОГЛАВЛЕНИЕ плана – это не твоя забота".

С современной стратегией дело обстоит совсем иначе. Процесс реализации современной стратегии с самого первого этапа своего осуществления – это не просто начало выполнения уже принятой и уже реализуемой конкретной стратегии, но и старт процесса создания следующей, т.е. будущей конкретной стратегии данной компании.

С первых моментов практической реализации официально принятой конкретной стратегии через обратную связь системы стратегического менеджмента начинает поступать информация о результатах, и сразу запускается механизм осмысления этих результатов, т.е. начинает действовать стратегическая рефлексия, а также вся система стратегической аналитики в целом.

Таким образом, начало процесса реализации конкретной общей стратегии, которое знаменует собой начало завершения одного реального цикла стратегического развития, одновременно служит началом (в части аналитической деятельности) другого цикла стратегического развития.

Наглядно данный момент хорошо продемонстрирован на схеме 4.1.1, а также в приложении 8.

Согласно представляемым в настоящем учебнике взглядам на современную стратегическую конструкцию, конкретные периоды времени, в течение которых происходит реализация конкретных общих стратегий компании, – это значимые этапы реализации конкретного видения компании.