Реализация статуса служащего правоохранительной службы
Служащим правоохранительной службы является федеральный государственный служащий, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности правоохранительной службы, а в случаях, предусмотренных законодательством, без замещения таковой, в соответствии с правовым актом о назначении на должность и (или) контрактом о правоохранительной службе, имеющий специальное звание или классный чин.
На службу в правоохранительные органы принимаются граждане Российской Федерации, как правило, достигшие 18-летнего возраста, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, состоянию здоровья и уровню образования осуществлять возложенные на соответствующий государственный орган задачи. В процессе службы происходит профессиональный рост сотрудника в рамках общественно-государственной подготовки, служебных занятий, сборов, повышения квалификации, что подробно регламентируется ведомственными правовыми актами. За исполнение обязанностей сотрудники получают денежное довольствие, виды и размеры которого устанавливаются Правительством РФ. Гражданин, поступая на службу в правоохранительные органы, заключает контракт о службе, который является правовой основой прохождения службы, ему присваивается специальное звание или классный чин, выдается служебное удостоверение и форменная одежда.
Нерешенным остается вопрос о соотношении понятий "служащий государственной правоохранительной службы" и "сотрудник правоохранительного органа". Изначально сотрудниками именовались лица из числа гражданского персонала, замещающие должности военной службы. Органы правоохранительной службы заимствовали подобную практику. С учетом специфики правоохранительной службы в обиходной речи понятие "сотрудник" стало равноценным синонимом понятия "служащий", однако подобное отождествление юридически неграмотно.
Объем прав и обязанностей служащего правоохранительных органов определяется той должностью, на которую он назначается в соответствии с приказом. Должность правоохранительной службы представляет собой должность федеральной государственной службы, учреждаемую для обеспечения исполнения полномочий государственных органов либо лица, замещающего государственную должность Российской Федерации и связанную с исполнением правоохранительных функций.
К должностям государственной правоохранительной службы предъявляются следующие требования.
1. Учреждение их в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению общественной безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
2. Установление правового статуса служащего (права, обязанности, условия и порядок привлечения к ответственности за нарушение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей). Должностные нрава и обязанности, определяемые должностью, находятся в пределах полномочий органа, в котором она предусмотрена.
3. Детальная регламентация процедуры прохождения должности в нормативных правовых актах.
4. Наличие определенных законодательством квалификационных требований к служащему, который ее замещает.
5. Оплата труда по должности правоохранительной службы – денежное ОГЛАВЛЕНИЕ, которое устанавливается специальным нормативным правовым актом на федеральном уровне. Кроме того, правовой статус служащего может предусматривать перечень льгот материального и организационного характера.
6. Должностью может быть также определено специальное звание или классный чин.
Категория "правовой статус государственного служащего" достаточно полно и разносторонне изучена в научной литературе. Мы будем рассматривать данное правовое явление с опорой на точку зрения Ю. Н. Старилова, который понимает правовой статус служащего как совокупность прав, свобод, гарантий, обязанностей, правоограничений и объема ответственности. Все перечисленные элементы взаимозависимы, и "утрата связи или ослабление внутренних зависимостей этих элементов делает работу служащих неполной, а их положение ущербным"[1].
В качестве особенностей правоохранительной службы стоит отметить, что обязательным ее компонентом становится наличие "морально-нравственных регуляторов"[2] – верность, служебный долг, присяга. Это является своего рода преемственностью положений, характеризующих сущность службы в силовых государственных органах. На этом основана обязанность служащих соблюдать кодексы этики[3].
Под административно-правовым статусом служащего правоохранительной службы мы будем понимать систему общих, установленных федеральным законодательством, а также специальных, обусловленных функциональными особенностями правоохранительного органа и замещаемой должности, прав (свобод), обязанностей (запретов, ограничений по службе), гарантий и ответственности служащего, способствующих реализации правоохранительной функции государства.
Рассматривая собственно ОГЛАВЛЕНИЕ правового статуса служащего правоохранительной службы, мы будем придерживаться широко распространенной схемы, представленной на рисунке.
Элементы административно-правового статуса служащего правоохранительной службы
В настоящий момент, к сожалению, нет абсолютно четкого разделения элементов правового статуса служащего. В законодательстве представлены ситуации, когда права и обязанности содержатся либо в одной, либо в нескольких статьях различных правовых актов. Можно констатировать также наличие большого количества бланкетных норм, затрудняющих предоставление и реализацию того или иного права.
Тем не менее, несмотря на упомянутые трудности, анализ законодательства в сфере государственной службы и службы в правоохранительных органах позволяет выделить систему прав, включающую в себя общие управленческие публичные права и специальные, обладание которыми связано с замещением конкретной должности. Здесь стоит упомянуть, что права служащего государственной правоохранительной службы – это обусловленная Конституцией РФ, установленная федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями и охраняемая государством мера дозволенного поведения, определяющая возможности и свободы профессиональной служебной деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности, законности, правопорядка, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека и гражданина.
К общим правам стоит отнести:
– право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
– право на постоянное хранение и ношение закрепленного за служащим огнестрельного оружия и специальных средств;
– право на продвижение по службе с учетом результатов своей служебной деятельности, стажа службы и уровня квалификации;
– право на государственную защиту жизни и здоровья служащего, его имущества, а также жизни и здоровья членов его семьи при наличии угрозы посягательства в связи с осуществлением служебной деятельности;
– особенности реализации права на жилищное и социально-бытовое обеспечение.
Специальные права и обязанности зависят от функций самого органа, где проходит служба, и замещаемой должности. В связи с этим их также можно подразделить:
– на права, которыми наделяются служащие конкретного правоохранительного органа (права полиции, таможенных органов) – они производны от общих прав государственного служащего и задач государственного органа, установленных федеральным законом;
– служебные права служащего – их объем и ОГЛАВЛЕНИЕ определяются замещаемой должностью.
Кроме того, для быстрого и эффективного реагирования в случае обострения оперативной обстановки, введении чрезвычайного или военного положения служащему правоохранительной службы предоставляются особые права или упрощенный порядок реализации отдельных как общих, так и специальных прав.
Обязанности государственного служащего, по мнению Ю. Н. Старилова[4], – это тот самый элемент, который характеризует сущность служебной деятельности. Обязанность служащего государственной правоохранительной службы рассматривается как обусловленная Конституцией РФ, установленная федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями и обеспечиваемая государственной защитой мера должного служебного поведения, определяющая функции и полномочия его профессиональной служебной деятельности.
Систему обязанностей служащего правоохранительной службы можно представить в виде двухуровневой системы: обязанности общие и специальные.
Общие обязанности служащего правоохранительной службы не зависят от замещаемой должности и конкретного органа, где проходит служба. К ним относятся обязанности:
1) обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина;
2) знать и уметь применять законодательство РФ в необходимом для исполнения служебных обязанностей объеме;
3) принимать возможные законные меры для предупреждения и пресечения правонарушений, оказания помощи, в том числе первой доврачебной, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни или здоровья;
4) поддерживать состояние здоровья и уровень физической подготовленности на уровне, соответствующем квалификационным требованиям, установленным но замещаемой должности;
5) ежегодно проходить медицинское обследование;
6) в короткие сроки сообщать непосредственному руководителю о наступлении временной нетрудоспособности, чрезвычайных ситуациях и иных обстоятельствах, влекущих невозможность исполнения служебных обязанностей;
7) рассматривать обращения граждан в пределах предоставленных полномочий;
8) в любой ситуации соблюдать личное достоинство, заботиться о своей чести, не совершать действий, способных причинить ущерб его репутации, авторитету государственого органа, в котором он служит, и поставить под сомнение его объективность и независимость как государственного служащего;
9) проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к гражданам, обычаям и традициям народов, учитывать культурные и иные обязанности различных социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие;
10) ежегодно предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
11) дать согласие на проведение мероприятий, связанных с допуском к государственной тайне, и проверкой достоверности сообщенных им сведений.
Специальные обязанности служащего правоохранительной службы зафиксированы в нормативных правовых актах (в том числе ведомственных) о службе в конкретном правоохранительном органе (полиция, таможенные органы и т.п.).
Ограничениям и запретам на правоохранительной службе отводится особое значение. Они, как правило, намного внушительнее и жестче, чем на государственной гражданской службе, что обусловлено спецификой выполняемых функций, к примеру, запрет заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству в организациях.
В целом как для прав, так и для обязанностей служащего правоохранительной службы справедлива Вперед классификация:
– общие (характерные для всего корпуса государственных служащих);
– специальные (обусловленные служебной деятельностью в конкретном правоохранительном органе, а также замещением конкретной должности);
– особые (реализуемые в связи с наступлением исключительных обстоятельств).
Гарантии на правоохранительной службе носят общий характер (их предоставление не зависит ни от замещаемой должности, ни от места прохождения службы). Порядок предоставления гарантий регламентирован исключительно федеральным законодательством: Федеральными законами от 20.04.1995 № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контро
лирующих органов", "О полиции", Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и сотрудников федеральной налоговой полиции" и др. Служащим правоохранительной службы гарантируются, например предоставление отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком и сохранения за ними должности на эти периоды; предоставление материального обеспечения в случаях невозможности исполнять служебные обязанности (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и пр.) либо прекращения служебных отношений по выслуге лет, инвалидности, в связи со смертью (пенсионное обеспечение, социальная поддержка, социальное обслуживание и т.п.).
Ответственность служащего правоохранительной службы наступает за совершения правонарушения (проступка) и проявляется в следующих видах:
– уголовная (за совершение преступления);
– административная либо дисциплинарная (за совершение административного правонарушения);
– дисциплинарная (за нарушения служебной дисциплины);
– гражданско-правовая (за причинение вреда при исполнении служебных обязанностей гражданам или организациям);
– материальная (за ущерб, причиненный правоохранительному органу).