Реализация социального проекта

После утверждения проекта необходимо получить финансирование на его реализацию. Потенциальные источники финансирования определяются на этапе планирования проекта. Этап его реализации следует начать с подготовки документации о потребности в финансовых ресурсах в том виде, в котором его желает видеть потенциальный финансовый ангел. Нужно быть готовым к тому, что проект может не сразу найти поддержку.

Решение по финансированию социального проекта может приниматься как заочно без участия заявителя, так и при его непосредственном участии. В последнем случае необходимо быть готовым к защите своего проекта. Для этого рекомендуется приводить убедительные аргументы (рис. 12.4). Данные приемы убеждения можно также использовать в переговорах с представителями различных целевых аудиторий, имеющих непосредственное отношение к социальному проекту в процессе его реализации. Результативность переговоров зависит от большого количества факторов, среди которых наиболее существенными являются:

• соответствие социальному заказу тематики социального проекта;

• наличие личных связей с лицом, ответственным за распределение средств;

• наличие положительного опыта в реализации проектов (портфолио);

• соответствие заявки требованиям, предъявляемым финансовым ангелом.

Рис. 12.4. Аргументы для защиты социального проекта

С открытием финансирования необходимо выбрать подходящий тип организационной структуры управления проектом. Рекомендуются: функциональная структура управления, структура проектного управления и матричная система управления. В первом случае работы по проекту разделяются между структурными подразделениями компании, каждое из которых имеет свою четкую задачу и объем работы. Ответственность распределяется между руководителями отдельных видов работ.

В случае структуры проектного управления ответственность несет менеджер проекта. Под его ответственность, т.е. под проект, выделяются финансовые, материальные, людские и другие ресурсы. Для управления использованием ресурсов формируется отдельная команда проекта. Менеджер проекта обладает всеми необходимыми полномочиями.

Матричная система управления представляет симбиоз вышеперечисленных структур. Управление в компании осуществляется по двум направлениям: проектному и функциональному. Руководитель отвечает за ход реализации проекта и руководит двумя группами исполнителей: постоянными членами проектной группы и работниками других подразделений на временной основе. Исполнители проекта находятся в двойном подчинении: руководителю проекта и руководителю структурного подразделения, в которых они работают.

Далее следует выстроить социальные сети и системы сотрудничества заинтересованных сторон в рамках социальных проектов. Для этого следует определить кто, с какой целью и на каких условиях может принимать участие в реализации проекта или оказывать ему содействие. Для этого необходимо осуществить сбор информации о потенциальных деловых партнерах и заранее определить объем и характер участия каждого из них. Желательно документально зафиксировать достигнутые договоренности. Выделяются следующие факторы успешности в построении социальных сетей:

• четкие задачи;

• сфокусированный посыл, выраженный в наиболее действенной форме и переданный наиболее эффективным способом;

• люди. Это – правильная целевая аудитория, вовлеченная в проблему, мобилизованная/готовая к действиям. При выборе целевой аудитории важно знать о людях следующее:

– что они знают о проблеме и как они к ней относятся?

– что их беспокоит, даже если это не связано с проблемой?

– насколько они согласны с позицией проекта? Насколько восприимчивы они будут к посылу команды проекта?

– насколько сильно то влияние, которое они могут оказать на проблему? Насколько они готовы оказывать это влияние?

При продвижении социального проекта следует учитывать существование других точек зрения. Данные точки зрения могут основываться на имущественных, собственнических интересах, различиях в шкале ценностей, альтернативных взглядах на будущее. Чтобы нейтрализовать эти точки зрения, необходимо понять природу и основание аргументов "против".

Далее следует реализация мероприятий социального проекта. При реализации мероприятий все необходимые ресурсы должны поступать вовремя и в нужном объеме. Необходимо соблюдать следующие правила: во-первых, назначать исполнителей только на работы, во-вторых, на работу назначать только одного исполнителя. Если это невозможно, то надо детализировать работу; в-третьих, ответственность за конкретную работу может быть возложена только на одного работника.

В ходе реализации проекта необходимо вести постоянный мониторинг и при необходимости своевременно вносить корректировки (см. "жизненный цикл проекта"). А. М. Минказирова[1] выделяет следующие "факторы, способствующие реализации проекта: четкие цели, компетентный руководитель, поддержка вышестоящего руководства, компетентные члены команды проекта, достаточный уровень ресурсов, адекватное информационное сопровождение, релевантные механизмы управления, наличие обратной связи между всеми заинтересованными сторонами, отзывчивость к клиентам, механизмы поиска и коррекции отклонений, постоянный состав участников проекта.

После завершения всех работ по проекту необходимо произвести общую оценку реализации проекта по разработанным критериям. Такими критериями могут выступать: объективные показатели, количество публикаций в СМИ о ходе реализации проекта, тон публикаций, личные впечатления участников, личные впечатление журналистов и т.д. Важно предоставить результаты отчета всем заинтересованным сторонам. Доведение информации до общественности возможно через СМИ, буклеты, электронные письма, отчеты и т.д.

Освещение хода реализации социального проекта в СМИ занимает особое место в оценке его успешности. Публикации в СМИ позволяют увеличить рост интереса к компании со стороны общества, сделать компанию более прозрачной, повысить лояльность партнеров и потребителей, усилить бренд, степень мотивации и корпоративный дух в компании и т.д.

Однако социальный проект не является PR-проектом компании, несмотря на то, что он дает хороший информационный повод этому. Социальные проекты – это скорее, репутационный PR с целью выхода на более высокий уровень развития компании и возможности ее взаимодействия с более крупными институтами, такими как общество и власть. Подобная необходимость возникает при обострении конкуренции, в борьбе за кадры и при возрастании роли нематериальных активов (бренда).

Самостоятельная работа

Рассмотрите конкретную компанию, придумайте для нее несколько тем социальных проектов. Оцените данные темы со следующих позиций: потребности в них самой компании; отношения различных групп общественности к данным проектам; целесообразности данных проектов; их перспективности.