Реализация социально-педагогической функции в различных видах профессиональной деятельности
Основные понятия: функция, функция деятельности, функционал профессионалъной деятельности, социально-педагогическая функция, виды профессиональной деятельности, "человек – природа", "человек – человек", "человек – техника", "человек – знаковая система", "человек – художественный образ", социально-педагогическая функция специалистов различного профиля.
Общеизвестно, что любая профессиональная деятельность стихийно формирует профессионально значимые качества. Личность изменяется в результате приобретения профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональных привычек на основе реализации ряда значимых для нее функций деятельности.
Для осуществления профессиональной деятельности необходимо наличие ряда специфических способностей, которые совершенствуются в ней, преобразуя, изменяя, развивая и формируя личность человека.
Среди основных структурных компонентов профессиональной деятельности Е. А. Климов выделяет такие компоненты, как свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности); направленность, социально-ориентированные мотивы, деятельностно-ориентированные мотивы, широкие, обращенные на смежные предметные области; отношения к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека, каким дает возможность проявляться и какие подавляет; представление о своем месте в профессиональной общности.
Чтобы определиться с ролью социально-педагогической функции в различных видах профессиональной деятельности, важным представляется обозначить сами ее виды.
Профессиональная деятельность включает пять основных типов профессий: "человек – природа", "человек – техника", "человек – человек", "человек – знаковые системы", "человек – художественный образ". Она построена на основе многофакторного принципа и реализует множество научных подходов в достижении своих целей. Внесение элементов социально-педагогического подхода в ОГЛАВЛЕНИЕ каждого из типов профессий позволяет существенно изменить ее эффективность за счет внесения инновационных элементов, отражающих суть взаимодействия субъекта деятельности с педагогическим потенциалом социума.
Анализ современных тенденций развития социальной педагогики затрагивает актуальные вопросы роли и места этой области научного знания в содержании различных типов профессий и, прежде всего, ее теоретические основы, позволяющие лучше понять и показать социально-педагогический подход применительно к представителям разных профессий, реализующих в той или иной мере социально-педагогическую функцию в своей сфере деятельности.
Социально-педагогический подход позволяет представителям профессий "человек – природа" активно использовать методы социальной педагогики для влияния на социум, для восстановления и развития его потенциала через природные возможности, ресурсы, а также для использования потенциала социума в решении своих специфических задач. В этом суть реализации социально-педагогической функции в профессиях типа "человек – природа".
Социально-педагогическая функция в области профессиональной деятельности типа "человек – техника" позволяет творчески воспринимать и применять в своей сфере деятельности ее технологический потенциал: различные технологические способы, приемы, методы и методики для решения сложных, многоуровневых социальных проблем, возводя в конечном счете их в социально-педагогические технологии. В свою очередь, представители профессии типа "человек – техника" используют социально-педагогический подход для расширения своих возможностей за счет научного, технического, материального, экономического потенциала социума.
В рамках профессиональной деятельности типа "человек – человек" социально-педагогическая функция проявляется в реализации потребности субъекта деятельности научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Здесь представляются значимыми такие качества субъекта деятельности, как потребность в общении; способность понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей; умение находить общий язык с разными людьми и др.
Все перечисленные качества крайне необходимы представителям социально-педагогической деятельности для разрешения проблем социализации детей и взрослых, представителей различных наций и религиозных конфессий, различных возрастных, профессиональных сообществ и объединений. Все профессии, относящиеся к типу "человек – человек", реализуются в социуме, используют в той или иной мере его педагогический потенциал для разрешения собственных проблем, следовательно, реализуют в той или иной мерс социально-педагогическую функцию, да и социально-педагогический подход в целом.
В типе профессий "человек – знаковые системы" социально-педагогическая функция позволяет успешно работать по профессии, мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки, реализовать педагогический потенциал знаков, символов и т.д. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем, где не обойтись без потенциала социума.
Все эти проблемы решаются с помощью социально-педагогической функции деятельности, отличающейся конкретно-абстрактным характером своих задач, необходимостью работы со знаками, цифрами, различными языками, необходимостью программировать мероприятия по развитию или использованию возможностей социума для разрешения проблем социализации детей и взрослых. Представьте себе переводчика, инженера или, скажем, секретаря-машинистку, работающих над ответственным текстом, схемами, чертежами в замкнутом пространстве, без должного общения с другими специалистами, не используя имеющийся социальный опыт, текущий потенциал других специалистов. Смогли бы они добиться успеха в своей профессии? Конечно, нет, без должной поддержки со стороны коллег, сотрудников, чей потенциал они используют сполна в решении повседневных задач. В свою очередь, социально-педагогическая деятельность предоставляет представителям этих профессий активно использовать социально-педагогический подход в достижении собственных целей деятельности.
Представители типа профессий "человек – художественный образ" активно используют социально-педагогическую функцию, прежде всего, в реанимационных целях, в целях проектирования различных социальных программ, акций. При реализации целей профессиональной деятельности, например, артисту театра и кино приходится выполнять множество ролей, постигать мастерство актера, художника, музыканта и т.д., а значит, активно использовать их опыт, традиции профессии, ее педагогический потенциал, позволяющий познать прошлое, чтобы шагнуть в будущее. Представителям этой группы профессий социально-педагогическая функция позволяет добиться успеха на основе предоставления широких социальных возможностей для самореализации каждой личности и раскрытия ее потенциала и всеобщего признания. В достижении успеха важную роль играет владение социально-педагогическим подходом в своей профессиональной деятельности на основе учета прежде всего возможностей людей.
Весьма показательным представляется то, что объединяет все виды профессий, – это понимание того, что в основе каждой из них находится человек. Поэтому в любом бесконечном их множестве полезно проводить некоторые общие черты, касающиеся взаимодействия людей при достижении целей каждой из них и отражающие прежде всего социумный характер каждой деятельности и складывающихся в ней социальных отношений.
Это позволяет рассматривать любую профессиональную деятельность как сложное интегративное социальное явление, концентрирующее усилия на общей цели, а в ее достижении решающее большое количество задач, сопутствующих целеустремленному движению к ней. В этом значительное место занимают различного рода функции, отражающие те или иные задачи деятельности. Важной задачей социальной деятельности является реализация педагогического потенциала социума, способствующая более эффективному решению главных задач профессии и успеха в достижении конечной цели.
Социально-педагогическая функция имеет место в любой профессиональной деятельности, в любой сфере жизнедеятельности общества: экономика, политика, искусство, медицина, управление или физическая культура и спорт.
В качестве примера реализации социально-педагогической функции возьмем спортивную деятельность. Приведем недавний пример использования социально-педагогической функции в спорте и ее значимости для конечного результата деятельности, взятый из опыта проведения Олимпийских игр в г. Сочи (2014).
Двукратные олимпийские чемпионы в фигурном катании Татьяна Волосожар и Максим Траньков в интервью, состоявшемуся после завершения соревнований, на вопрос корреспондента "Спорт-Экспресс": "Как считаете, почему российский успех на Олимпийских играх случился только сейчас, а не четыре года назад в Ванкувере?", так обозначили эту социально-педагогическую функцию своего тренера.
Траньков: – Я, кстати, не исключаю, что он мог случиться и раньше. Просто для этого нужно было понять, что парное катание сильно изменилось и к нему уже нельзя подходить с мерками прошлых лет. Что нельзя, например, добиться успеха только за счет каких-то отдельных элементов. Что современное фигурное катание стало настолько сложным видом, что один специалист с этим вообще никогда не справится. Если бы в нашей стране быстрее поверили в то, что молодые тренеры тоже способны добиваться успеха, результат, уверен, появился бы несколько раньше. Наш тренерский коллектив – это ведь совсем молодая команда. Нам повезло и в том, что
Нина Михайловна (Мозер. – Примеч. Е. В.) – очень открытый для всего нового человек. Она постоянно привлекала к работе с нами огромное количество самых разнообразных специалистов: акробатов, хореографов, врачей. Я бы сказал, что Мозер вообще очень грамотно создает вокруг нашей группы весь менеджмент. Не брезгует брать помощников. Одних только докторов у нас было несколько. Два массажиста. То есть все, о чем только можно мечтать.
В сфере образования социально-педагогическая функция выполняется в рамках социально-педагогической деятельности учреждения образования. Возьмем, например, социально-педагогическую функцию преподавателя или тьютора вуза, организующего самостоятельную работу студентов.
Субъектом в данном случае может быть любой другой работник образования, например преподаватель, организующий самостоятельную работу студентов. Он знакомит студентов с потенциалом социума, его возможностями применительно к конкретной учебной дисциплине и ее разделам; с методикой взаимодействия с социальными институтами по проблемам самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемых мероприятий; со сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы студентов. Он формирует умения поиска оптимальных вариантов реализации задач самостоятельной работы студентов в условиях социума; навыки подготовки отчетов с анализом эффективности самостоятельной работы; навыки научного исследователя социальных явлений; навыки работы с учебниками, первоисточниками, современным научным фондом различных социальных институтов; навыки анализа получаемой информации от различных источников социума. Он проводит групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы по формам и методам взаимодействия с социальными институтами, включения в социальную деятельность и социальные отношения в контексте задач самостоятельной работы студента; поддерживает связи с социальными институтами, источниками социальной деятельности и оценивает эффективность их влияния на самостоятельную работу студентов; анализирует эффективность использования потенциала социума студентами и оценку их работы.
На уровне тьютора его субъектность социально-педагогической функции проявляется в том, что он оказывает студентам помощь в формировании мотивации взаимодействия с социальными институтами, включения в социально значимую деятельность и социальные отношения; содействует установлению ими деловых контактов с представителями различных социальных институтов и получению допуска их к источникам информации для самостоятельной работы; участвует в значимых встречах студентов и представителей различных социальных институтов, оценивает эффективность усвоения студентами социального опыта; помогает сделать правильный выбор форм и методов реализации потенциала социума в самостоятельной работе студента; анализирует эффективность использования студентами потенциала социума в самостоятельной работе и принимает меры по ее совершенствованию.
Анализ реализации социально-педагогических функций специалистами различных сфер жизнедеятельности общества показывает жизненную силу социально-педагогического подхода в любой профессиональной деятельности, а следовательно, в учреждениях различной ведомственной подчиненности.
Социально-педагогическая работа в учреждениях различной ведомственной подчиненности протекает в особых условиях, а значит, и ее развитие имеет свои особенности.
В учреждениях образования специфика социально-педагогической деятельности проявляется в конкретизации направлений и форм работы с контингентом обучающихся, их семьями и педагогами. В ней характерно расширение форм и методов использования педагогического потенциала социума для разрешения проблем социализации личности учащегося: на уровне дошкольника, на уровне учащегося начальной школы, на уровне коррекционной школы, на уровне специальной школы, на уровне гимназии или старшей школы, на уровне учреждения дополнительного образования или детского дома. Важной проблемой социально-педагогической деятельности здесь является организация взаимодействия специалистов в своем образовательном учреждении, а также на уровне одного или нескольких образовательных учреждений.
В учреждениях другой ведомственной подчиненности в содержании, формах и методах достижения целей социально-педагогической деятельности отражаются специфические особенности соответствующего социального института, его основного предназначения, роли и места в социальной сфере района, города или региона.
Рассмотрим особенности социально-педагогической деятельности в учреждениях здравоохранения и социального развития как наиболее значимые с точки зрения решаемых ими задач социализации детей, подростков и взрослых.
Как и всякие учреждения социальной сферы, учреждения здравоохранения в своей жизнедеятельности, решая профессиональные проблемы в системе "человек – человек", обращаются к потенциалу социума, его педагогической составляющей. Разрешение специалистами проблем сугубо медицинского свойства, но которые связаны в той или иной мере с социализацией человека, требует от врачей и другого медицинского персонала повседневно обращаться к педагогическим ресурсам и возможностям социума как важнейшего ресурса и источника устранения проблем социализации пациентов, а следовательно, выполнять социально-педагогическую функцию.
Мы нередко наблюдаем картину, когда врач для своего пациента становится и педагогом, и воспитателем, и наставником, и социальным педагогом, подключающим к разрешению проблемы больного все возможно имеющиеся средства лечения болезни и способы использования потенциала как других специалистов, так и целых социальных институтов при оказании медицинской помощи человеку, остро нуждающемуся в данной поддержке окружения. Современное состояние развития медицины насколько высокотехнологично, настолько и социально, что подчеркивает значимость роли социума, и отмечается тот факт, что сегодня в любом случае медик может решить проблему больного только на социальном уровне. Такое положение ставит медицинских работников в затруднительное положение: повседневно надо делать выбор приоритета между "своим ремеслом" и умением взаимодействия с социальным окружением, умением привлекать его потенциал к разрешению возникающих проблем.
Вместе с тем сегодня "ремесло врача" немыслимо без умения взаимодействия с социальной средой, социумом. Но, к сожалению, эту важную составляющую "ремесла врача" им приходится осваивать в процессе своего становления и приобретения собственного опыта или в лучшем случае на курсах повышения квалификации. Сегодня, к сожалению, эту часть профессиональной деятельности врач осуществляет в меру развития собственных человеческих, внутрииндивидного уровня, социальных качеств личности. Но медицинский работник, какими бы человеческими качествами он не обладал, не может достичь стабильного результата без должной для этого социально-педагогической подготовленности: в одном случае он сделал правильно, в другом из-за недостатка знаний и навыков социального взаимодействия может допустить серьезные промахи. Такое положение дел приводит, с одной стороны, к ситуации успеха врача среднего уровня профессиональной подготовки, а с другой – к неудачам врача, казалось бы, имеющего все перспективы для этого. В целом, если брать всю профессиональную деятельность врачей медицинского учреждения за основу, получается нестабильность итоговых результатов, что несовместимо с их предназначением – каждый человек, нуждающийся в медицинской помощи, должен ее получить своевременно и в полном объеме. Массовое разрешение этой проблемы на профессиональном уровне требует реализации социально-педагогической функции в учреждениях здравоохранения.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях здравоохранения, в массовом ее применении сегодня существует неформально, на уровне реализации ее как функции профессиональной деятельности медицинского работника и не получила формального закрепления в нормативных правовых документах, регламентирующих сферу здравоохранения.
Однако анализ проблем социализации, имеющих место у пациентов медицинских учреждений, показывает острую необходимость официального закрепления социально-педагогической функции в профессиональную деятельность специалистов учреждений здравоохранения. Поэтому социально-педагогическую деятельность в медицинских учреждениях можно рассматривать как перспективное направление совершенствования медицинской сферы жизнедеятельности социума.
Основное внимание социально-педагогической деятельности в учреждениях здравоохранения может быть направлено на привитие навыков здорового образа жизни пациентов и разрешение проблем социализации больных, находящихся на амбулаторном и стационарном лечении.
Важнейшей целью социально-педагогической деятельности в учреждениях здравоохранения является реализация педагогических возможностей и ресурсов социума (социальных институтов, социальной деятельности, социальных отношений и самой личности) в разрешении проблем социализации больных и обеспечении возвращения их к нормальной жизни в обществе через привитие навыков здорового образа жизни.
Социально-педагогическая деятельность может осуществляться в наркодиспансерах, роддомах, больницах, домах ребенка, женских консультациях и других медицинских учреждениях. Объектом социально-педагогической деятельности могут быть наркозависимые больные, молодые роженицы в роддомах, дети раннего возраста, невротические семьи, неизлечимо больные люди и др.
Многообразие форм социально-педагогической деятельности позволяет охватить широкий круг решаемых проблем в учреждениях здравоохранения.
Наиболее востребованными сегодня формами социально-педагогической деятельности в учреждениях здравоохранения являются: социальнопедагогическая реабилитация наркозависимых больных, социально-педагогическая профилактика раннего социального сиротства с отказницами в роддомах, социально-педагогическая поддержка невротических семей и социально-педагогическое сопровождение выздоравливающих больных, социально-педагогическая помощь детям раннего возраста в учреждениях сферы здравоохранения и др.
Рассмотрим реализацию некоторых из форм социально-педагогической деятельности в учреждениях здравоохранения.
Социально-педагогическая реабилитация паркозависимых больных. Как отмечается в приказе Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 "О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде", состояние современного российского общества характеризуется масштабностью негативных явлений, устойчивостью асоциальных тенденций, в том числе в детской и подростковой среде, высокой степенью социальной дезадаптации подрастающего поколения, обострением социальных проблем.
Радикальные изменения в политике, экономике и социальной сфере России конца XX в. породили деструктивные процессы в обществе, которые продолжаются и в XXI в. В их числе – широкое приобщение детей и молодежи к употреблению алкоголя, табака, наркотических и психоактивных веществ (ПАВ), способных вызвать зависимость. Количество молодых людей, стремящихся приобщиться к наркотическим веществам, возрастает с началом обучения в высших учебных заведениях. Ежегодно число умерших от наркотиков в три-четыре раза превышает число убийств в стране и в три раза выше уровня смертности на дорогах. В этих условиях силами государственных медицинских и образовательных учреждений принимается ряд мер противодействия распространению и употреблению наркотиков, среди которых важное место занимает анти наркотическая профилактика.
Антинаркотическая профилактика – это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое ОГЛАВЛЕНИЕ, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами. В названном приказе Министерства образования РФ раскрывается ОГЛАВЛЕНИЕ антинаркогической профилактики.
В учреждениях здравоохранения сегодня она осуществляется в три этапа: первичная, вторичная и третичная профилактика.
Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются: изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам; формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающей снижение спроса на ПАВ в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ и наркотиков касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением названных веществ и средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ и наркотиков на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением указанными веществами и средствами как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания.
Целью третичной профилактики является проведение мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, что, собственно, и составляет суть реабилитации, которая, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Поэтому, несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, в дальнейшем требуется активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, которое не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Все эти разрозненные усилия многочисленных специалистов может объединить социальный педагог-реабилитолог наркодиспансера, решающий проблему социально-педагогической реабилитации больного и сопровождающий его на этапе возвращения в прежнюю социальную среду.
В данном случае комплекс мероприятий вторичной и третичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личности и ее социального статуса в обществе.
Такое понимание профилактики как системы деятельности позволяет в общегосударственной системе профилактики употребления и оборота наркотических средств выделить подсистему профилактической деятельности в социальной среде, которая имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления образованием и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Среди различных форм профессиональной деятельности в медицинских учреждениях выделяется социально-педагогическая профилактика раннего социального сиротства. Эта форма социально-педагогической деятельности может быть активно использована в работе с молодыми роженицами – отказницами в роддомах.
Сегодня нередки случаи, когда ранняя беременность становится проблемой не только одного или двух молодых людей, но и целых коллективов, групп семей, государственных учреждений и т.д. Ощущение нецелесообразности родившегося ребенка для реализации жизненных планов молодой мамы, отказ от отцовства молодого человека, упреки и отказ в помощи со стороны их близких, осуждение со стороны коллег по работе, друзей нередко приводит к мысли, а затем и к действию отказаться от ребенка в роддоме. Даже если в условиях роддома, поддавшись первому впечатлению значимости ребенка в жизни молодых родителей, спустя некоторое время в силу различных жизненных обстоятельств мать-одиночка принимает решение избавиться от ребенка. Случается непоправимое, при этом неважно: отдает ли она его в дом ребенка или в детский дом или отдает своим родственникам. Возникает сам факт сиротства ребенка при живых родителях или, как его еще называют, социальное сиротство. Этого всего можно избежать, если на уровне беременности и после родов обеспечено социальное взаимодействие среди молодых родителей, обеспечена социальная поддержка со стороны социального окружения, вселена надежда на их последующую поддержку и способность развития ребенка. Эти все задачи успешно может решать социальный педагог на ранних стадиях принятия решения родителями об отказе от ребенка. Именно он может предотвратить тот длинный путь становления ребенка в доме ребенка, детском доме или любом другом учреждении интернатного типа, удержав своевременно от принятия нежелательного решения неподготовленного к своей миссии родителя.
Опираясь на социально-педагогический подход, предполагающий активное использование потенциала социума, можно включить в разрешение проблемы раннего сиротства потенциал семьи родителей, родственников, трудовых коллективов, тем самым улучшив процесс социализации молодых мам и пап, среди которых большое число способных родителей, чьим заботе и вниманию нередко нет возможности раскрыться из-за их статуса и ограниченного доступа к ресурсам и возможностям социума в априори.
Практика профессиональной деятельности социальных педагогов подсказывает, что специфика социально-педагогической деятельности состоит в том, что она связана с использованием воспитательных возможностей социума, с целенаправленным созданием социально-педагогической ситуации в среде для достижения конкретных целей силами самой личности в социуме.
Важной проблемой социально-педагогической работы в учреждениях здравоохранения является формирование здорового образа жизни человека. Здоровый образ жизни – это выработка у населения навыков и привычек действовать с пользой для здоровья. Главной задачей специалистов здравоохранения и социальных педагогов является охрана здоровья и жизни клиентов. Большое значение в этой деятельности имеют воспитание культуры межличностных отношений, охрана психического здоровья, приобщение к физической культуре, социальное воспитание людей.
Из этого следует тот факт, что специалисты различного профиля в своей практической деятельности независимо от направления работы осуществляют социальное воспитание.
При разрешении ряда проблем социализации отдельных или даже групп людей учреждения здравоохранения тесно взаимодействуют с учреждениями социальной защиты населения. В учреждениях социальной защиты населения социально-педагогическая деятельность требует акцентированного внимания на развитии различных форм социально-педагогической помощи различным категориям населения, в частности младенцам, инвалидам и пожилым людям.
Таким образом, деятельность всех субъектов организации социально-педагогической деятельности направлена на создание необходимых условий развития и самореализации личности в конкретном социуме.