Реализация прав собственности

Сущность права собственности проявляется в том, что собственник может пользоваться своим имуществом в своих интересах по своему усмотрению для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законодательством. Установление прав собственности предусматривает, что реализация у одних не должна препятствовать реализации прав собственности других. Статья 36 Конституции Российской Федерации гласит, что "владение, распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц".

Реализация прав собственности — это набор операций (задач) регулирования экономических отношений с юридическим сопровождением результатов пользования собственностью за пределами юридической смены собственника. Права собственности определяют статику имущественных отношений, ибо лишь фиксируют права на совершение определенных действий (продажу, обмен, аренду). А реализация прав означает действия, т.е. динамику отношений.

Представление собственности как экономической категории связывает отношения к ценностям с процессами их создания, появления в хозяйственном взаимодействии субъектов права.

В хозяйственной истории наряду с юридически оформленными отношениями происходят скрытые и запрещенные присвоения. Этим скрытым формам присвоения соответствует теневая экономика, роль и значение которой в удовлетворении различных потребностей были столь велики и значимы, что ломали формальные преграды — правила, даже в отношении универсальной — общенародной формы собственности.

Взаимоотношения собственников при реализации могут носить агрессивный характер борьбы или выбора решений на основе кооперации (согласия, достижения равновесия) при фиксированном нраве собственности. В качестве субъекта собственности (активной стороны отношений) рассматривались: индивиды, юридические лица, территориальные хозяйствующие субъекты. В качестве объектов собственности (пассивной стороны отношений) — продукты труда, движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги.

Принципиальный институциональный взгляд состоит в том, что реализация прав собственности не является бесплатной, т.е. требует иногда огромных затрат. Степень ее точности зависит от баланса выгод и издержек, сопровождающих установление и защиту тех или иных прав. Отсюда следует, что любое право собственности проблематично: в реальной экономике оно не может быть с исчерпывающей полнотой определено и с абсолютной надежностью защищено.

Создаваемые и используемые в любой социально-экономической системе экономические блага подразделяются на известные общественные и частные. Первые создаются исключительно под общественным контролем и в интересах всего общества. В любой национальной экономике это сфера деятельности общества в лице государства. Вторые предназначены для индивидуального потребления и полностью исчезают в результате его осуществления. Способ труда и способ присвоения этих благ может быть как общим, так и частным.

При наличии собственников процедуры передачи сопровождаются распределением полномочий между ними, что закрепляется законодательно. Другая ситуация складывается в отношении общей, общественной и общенародной собственности. В правовом отношении они относятся к собственности государства: территория, недра с запасами полезных ископаемых, водные акватории с животным и растительным миром — ее пользователями являются граждане государства, население.

Общественная (общенародная) собственность, с одной стороны, есть достояние общества в целом, а с другой — совместное достояние всех его составных частей (вплоть до конкретных личностей). Равенство присвоения обусловлено многоуровневым характером общества и степенью развития демократических начал в нем. Пользование общественной собственностью во многом зависит и от того, насколько интересы руководящих элит, государственного аппарата совпадают с интересами народа, общества в целом.

Общую или коллективную выгоду, обеспечиваемую государством, экономисты обычно называют общественным благом. Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства. Общественные блага имеют следующие признаки:

• неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;

• неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;

• неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы.

Коллективное, или общественное, благо определяется как любой товар или услуга, которые удовлетворяют следующему требованию: если их потребляет любой индивид из группы Х]у Х-п Х„г то их могут потреблять и все остальные члены группы. Другими словами, те, кто не покупают или не платят за это общественное благо, не могут быть исключены из его потребления. Если же они исключаются, то это уже не общественное благо.

Конечные товары и экономические ресурсы, если они ограничены, не могут быть равнодоступными для распоряжения, использования абсолютно всеми членами общества. Фактор ограниченности жизненных благ и экономических ресурсов требует не только разработки определенного порядка их распределения, но и установления каких-то правил контроля над ними

Пример

Развитие китобойного промысла и международная договоренность о пользовании лесосекой и покосными лугами по распределению, а не хаотично.

Самое простое решение заключается в применении правила, закрепляющего приоритет в использовании ценности за тем, кто первым начал процесс потребления. Это отражает один из принципов, которые лежат в основе функционирования правила очереди. Однако использование института очереди не снижает, а усиливает неопределенность пользователей в момент принятия решения и в дальнейшем. Использование одного и того же источника ценности одновременно ведет к низкой полезности для всех участников деятельности.

Эта ситуация хорошо иллюстрирует "трагедию общественной собственности", как находящуюся в открытом доступе. К истощению источника полезности, находящегося в открытом доступе, приводит несоответствие частных и общественных экономических интересов и, конечно, издержек на их использование. Это отражает принцип бесхозяйственности — расточительность, хищничество, головотяпство, неумение вести хозяйство, опускающее расстройство хозяйства вследствие нераспорядительности и убытки.

В случае, например, частного собственника оба эффекта совмещаются в одном пользователе и владельце.

При государственной форме собственности условия для реализации собственнических функций отсутствуют. Государство утверждает прямую принудительную подчиненность экономических интересов зависимых от него субъектов своим целям и интересам. Преимущественно неэкономические методы принуждения определяют преобладание условно-распорядительных мотиваций работников к труду.

Правовые формы собственности могут выражать лишь реальные (экономические) отношения собственности. А если их нет, то нет (не должно быть) и правоотношений собственности. Данная ситуация возможна в условиях бездеятельности собственников. Если собственник бездействует, т.е. не отчуждает объекты собственности, не осуществляет по отношению к ним производственного или коммерческого распоряжения, то не возникают обязательные правоотношения собственности, а значит, и права собственности на результаты этой деятельности, по той простой причине, что нечего присваивать. Аналогичная ситуация возникает и в случае неэффективной деятельности собственника по распоряжению принадлежащими ему факторами производства, в результате чего не образуется дохода.

Отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что важным является процесс управления как необходимого элемента хозяйственной деятельности и экономических отношений. В современных условиях только предпринимательское управление, обеспечивающее получение должных экономических результатов, может рассматриваться как соответствующее процессу реального присвоения.

Управление как инструмент реального присвоения есть путь к формированию практического менеджмента, когда "дремлющие" ресурсы переводятся в экономически функциональное состояние.

Вытеснение собственников-хозяев управляющими происходит всякий раз, когда функция управления объектами собственности отделяется от титула или юридического права собственности. Возникающее в этом случае противоречие между юридическими и экономическими формами присвоения в конечном счете разрешается в пользу экономической формы путем постепенного образования нового, в том числе и юридического, собственника.

Отмечают, что чем меньше титулованный собственник оказывает воздействия на процесс управления объектами собственности, тем больше титул собственности отделяется и отдаляется от ее функции и, следовательно, тем больше реальное присвоение отклоняется от интересов собственников к интересам управляющих.

Институциональный подход к отношениям собственности развивает формы и способы распределения доходов в обществе. Эволюция и реформирование отношений собственности не только видоизменяют всю старую структуру экономики, но и создают институциональную основу для новых координационных и распределительных механизмов. От эффективности таких механизмов зависят экономические результаты хозяйственной деятельности предприятий, сменивших формы собственности. Формирование слоя частных собственников не следует сводить к распределению и перераспределению собственности.

"Мирное сосуществование" реального присвоения, основанного на управлении процессом производства, и присвоения, базирующегося на нормах права, может продолжаться долго, но время работает па реального управляющего хозяйственным процессом. Возникает противоречие: сохранить именно титулованного собственника, зачастую тормозящего воспроизводственный процесс, или фактического организатора (координатора и куратора) производства.

Субъекты управления, контролируя движение материальных и финансовых активов, наделяются рядом ключевых экономических правомочий по управлению средствами производства и создаваемым продуктом, реализуя принцип реального присвоения.

Особое место в правах собственности отводится интеллектуальной собственности. В широком понимании словосочетание означает закрепленное законом временное исключительное право на результаты деятельности творческого содержания. Законодательно определяются права на интеллектуальную собственность, устанавливается монополия авторов па определенные формы использования результатов своей творческой деятельности. Они могут использоваться другими лицами лишь с разрешения автора.

В юриспруденции словосочетание "интеллектуальная собственность" является единым термином, входящие в него слова не подлежат толкованию по отдельности. Оно является самостоятельным правовым режимом и не представляет собой, вопреки распространенному заблуждению, частного случая права собственности.

Согласно российскому и международному праву интеллектуальная собственность состоит из двух частей:

• права на промышленную собственность;

• права па произведения художественного творчества.

Правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности содействует процессу эффективности управления инновационными процессами, обеспечению конкурентных преимуществ и улучшению инвестиционной активности.

Правовой механизм защиты интеллектуальной собственности предусматривает систему экономических, социальных, правовых методов и средств поддержки инноваций. В современном мире применяют три основных типа защиты интеллектуальной собственности: патент, авторское право, товарный знак.