Развлекательные и прочие жанры Интернета
В рамках литературно-художественных жанров можно выделить особое направление литературно-художественного творчества, которое также появилось в Сети очень рано – практически с начала массового ее освоения – так называемые развлекательные жанры Интернета. В России большинство материалов этого типа составляют юмористические и сатирические произведения: анекдоты, юмористические рассказы, басни, юмористические поэмы и т.д. К ним примыкают разнообразные интерактивные словесные и текстовые игры (например, первые литературно-развлекательные интерактивные игровые проекты Рунета "Буриме" (centrolit.kulichki.com/centrolit/cgi/br.cgi) и "Сад расходящихся хокку" (hokku.netslova.ru) и т.п.), тематические чаты, блоги и другие формы межиндивидуального и группового не ориентированного на профессиональную среду общения в Интернете.
Некоторые исследователи выделяют в особую жанровую группу Интернета информацию делового и коммерческого характера, которая в настоящее время составляет основную часть информационного наполнения Глобальной сети. К деловым и коммерческим жанрам относятся аналитические обзоры рынков и отраслей, коммерческие доски объявлений, виртуальные биржевые площадки и рекрутинговые агентства, маркетинговые исследования, электронные и сетевые тематические бизнес-издания, корпоративные веб-сайты, корпоративные блоги и маркетингово ориентированные социальные сети и т.д. Особую группу внутри деловых и коммерческих жанров занимает также реклама в Интернете. Деловая и коммерческая информация составляет около половины всех информационных ресурсов Сети.
Примерная разбивка русских ресурсов по категориям, сделанная в 1998 г. Е. Колмановской па основе данных "Яндекса", выглядит следующим образом: коммерция (представительства компаний, каталоги товаров, недвижимость, туризм, ремонт, реклама, консалтинг, индивидуальная трудовая деятельность и т.д.) – 44,0%, самовыражение (персональные сайты, коллекции ссылок) – 12,5%, интернет-жизнь (чаты, онлайн-конференции, сетевые игры) – 11,8%, общественные и неформальные организации (государственные органы, конфессии, секты, партии, клубы по интересам и фан- клубы) – 10,3%, наука, учебные заведения, медицина – 8,2%, культура (литература, история, музыка, кино, музеи, театры) – 7,5%, СМИ (печатные, электронные, радио, телевидение) – 3,7%, эротика – 2,0%[1].
Веб 2.0: основные сервисы и базовые сетевые ресурсы
В настоящее время возникновение и распространение социально ориентированных видов интернет-сервисов, связанных с формированием нового интегрированного формата сетевого взаимодействия – Веб 2.0 (Web 2.0), вновь поставило вопрос о жанровом разнообразии сетевого информационного пространства. В первую очередь это касается такого нового явления в сетевом информационном пространстве, как социальные сети (англ. social networks). Этот феномен не вписывается ни в один из известных и уже ставших достаточно традиционными интернет-жанров, так как социальные сети превратились сегодня в многофункциональные открытые мультимедийные неограниченно масштабируемые платформы, предназначение которых – построение, отражение и организация социальных взаимодействий. Основные типовые схемы и технологии функционирования глобальных социальных сетей сформировались в процессе создания таких сетевых платформ, как: MySpace, Classmates.com, Facebook и др.; они стали моделью для многочисленных национальных социальных сетей (в России это "Одноклассники.ru", "ВКонтакте" и др.). Новейшие исследования коммуникативных моделей и языка социальных сетей также свидетельствуют в пользу того, что феномен социальных сетей превратился в площадку для формирования нового типа информационных сетевых ресурсов.
Появление и широкое распространение социальных сетей сделало явным для широкой общественности переход глобальной сети Интернет в некое новое качество, поэтому оно считается маркером начала нового этапа в эволюции Интернета как глобального информационного пространства, основанного на постоянно обновляющихся компьютерных технологиях. Этот этап получил название "Веб 2.0" (англ. Web 2.0). В современном научном сообществе до сих пор ведутся споры о том, что стоит за этим обозначением и как можно было бы наиболее точным образом определить это новое понятие. Большинство ученых, изучающих феномен сетевого информационного взаимодействия и его реализации в глобальном сетевом пространстве, согласны с тем, что Веб 2.0 не является какой-то новой компьютерной сетью или некоторой надстройкой над уже существующей глобальной сетью Интернет (либо каким-то его отдельным сегментом), но представляет из себя новую форму использования компьютерных сетевых технологий, логически и технологически обусловленную всем предыдущим этапом развития Интернета и базирующуюся на фундаментальных процессах в развитии современного информационного общества.
Этот этап характеризуется:
• высокой степенью интеграции любого пользователя Сеги во все процессы формирования информационного содержания сетевого пространства (интернет-контента), которая способствовала еще более активному развитию и совершенствованию средств обеспечения интерактивного информационного взаимодействия;
• полноценной мулътимедийностью и гипермедийностью информационного наполнения, которые обусловили появление новых компьютерных форматов представления информации и способствовали их оперативной стандартизации в глобальном масштабе;
• максимальным упрощением для пользователя способов и средств создания и размещения в Сети гипертекстового гипермедийного интернет-контента, что способствовало появлению новых видов компьютерных сетевых интерфейсов и совершенствованию уже существующих;
• возникновением новых сфер применения сетевых информационных технологий, в первую очередь в образовании и обучении, а также их проникновением практически во все сферы жизни общества (промышленное производство, торговлю, политику и т.д.).
Для смрапки
Появление названия "Веб 2.0" принято связывать со статьей "Tim O'Reilly – What Is Web 2.0"[2] от 30 сентября 2005 г., впервые опубликованной на русском языке в журнале "Компьютерра" (№ 37 (609) и 38 (610) от 14 и 19 октября 2005 г. соответственно) и затем выложенной на веб-сайт журнала под заголовком "Что такое Веб 2.0"[3]. В этой статье Тим О'Рейлли увязал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества и назвал это явление Веб 2.0 в противовес "старому" Веб 1.0. Тим О'Рейлли так пишет о возможном содержании нового понятия Веб 2.0: "Как многие важные концепции, Веб 2.0 не имеет четких границ. Это, скорее, центр притяжения. Вы можете представить себе Веб 2.0 как множество правил и практических решений. Они объединены в некое подобие Солнечной системы, состоящей из узлов, каждый из которых построен с учетом некоторых или всех описанных правил и находится на определенной дистанции от центра".
Основные интернет-сервисы, которые нашли свое развитие в соответствии с идеологией Веб 2.0 и прочно ассоциируются в современном информационном обществе с этим новым этапом развития Глобальной сети, это:
• блоги (например, специализированный портал образовательных блогов Edublogs, социальный хостинг[4] блогов на платформе Blogger и др.);
• твиты (например, Twitter);
• аудио- и видеоподкасты (например, сервис видеоподкастов Voice- Thread);
• специализированные социальные интернет-хранилища, или медиахранилища (например, видеохостинг YouTube, социальное хранилище презентаций SlideShare, социальный хостинг фотографий Picasa и др.);
• вики-технологии (например, открытая интернет-энциклопедия Wikipedia, социальный хостинг вики-проектов Wikispaces);
• социальные сети (например, Facebook, "ВКонтакте" и др.).
В настоящее время эти и вновь возникающие аналогичные сервисы продолжают развиваться и совершенствоваться, однако важно отметить, что тенденция на взаимопроникновение и интеграцию различных интернет- сервисов, которая легла в основу концепции формирования Веб 2.0, еще существует. Одним их примеров такого рода может служить объединение функциональности социального интернет-хранилища графической информации и возможностей социальной сети в интернет-сервисе Instagram (instagram.com).
Хотя некоторые сервисы Веб 2.0 являются абсолютно новыми, инновационными в полном смысле этого слова, большинство современных интернет-сервисов, которые ассоциируются с этим новым этапом развития Глобальной сети, в той или иной степени используют наработанный ранее опыт функционирования отдельных аналогичных сервисов, которые сформировались в основной своей части на предшествующем этапе становления Интернета. К ним относятся, прежде всего, интернет-форумы и телеконференции (веб-конференции, или интернет-конференции); списки рассылки, чаты и видеочаты; интернет-телефония и технологии потоковою мультимедиа (радио и телевидения); разнообразные программы-мессенджеры и электронная почта; вебинары, виртуальные многопользовательские среды (в том числе сетевые многопользовательские игры) и виртуальные миры и т.д. Таким образом, можно утверждать, что только полная структурная и функциональная совместимость современных социально ориентированных интернет-сервисов и возможность их интеграции в единую систему (единую платформу), а также обусловленная этим необходимость стандартизации и согласования соответствующих компьютерных программных стандартов легли в основу наблюдаемого сегодня нового состояния Интернета, которое получило название "Веб 2.0".