Развивающие возможности новых информационных технологий
Из приведенного обзора следует, что новые методы обучения и новые образовательные технологии, содержащие вновь созданные технические средства и процедуры работы с информацией, представляют собой инструментальную базу, многократно расширяющую и углубляющую возможности реализации изучаемых идей и концепций, теоретического и фактологического материала и способов работы с ними. Однако они развиваются в русле уже принятых, условно именуемых традиционными идей, подходов, концепций.
Хорошо известно, что значительное усиление информационной базы, облегчение поиска нужной информации, освобождение педагогов и учащихся от значительной части рутинной работы (копирование, подсчеты, поиск информации, сопоставление данных и т.д.) высвобождает время и энергию для продуктивной, творческой работы. Компьютерная, множительная и коммуникационная техника обеспечивает и ускоряет оформление результатов, их апробацию, обмен опытом.
Уже классические варианты программированного обучения линейного (Б. Скиннер) или разветвленного типа – с выбором правильного ответа из нескольких вариантов (Н. Краудер), построенные на репродуктивной основе, формируют навыки самоконтроля, дают образцы логики и доказательности, формируют культуру исполнительской деятельности, самооценку и рефлексию.
АОС позволяют сократить объем излагаемого педагогом материала и высвободить время педагога для диалогового общения. Возможность применения обучающей системы для проведения практических и лабораторных работ устраняет разрыв между получением знаний и их действительным усвоением, способствует большей самостоятельности учащихся. Особое место среди АОС занимают интеллектуальные обучающие системы, реализующие гибкие сценарии со сложной и вариативной логикой предъявления материала и ориентированные на индивидуальные особенности учащихся, что усиливает развивающий эффект обучения.
Широкое использование в новых информационных технологиях алгоритмических предписаний развивает алгоритмическое мышление, для которого характерны логичность и умение выделить в общей задаче ряд более простых, а также обнаружить рациональную последовательность действий, обеспечивающих решение поставленной задачи, т.е. определить алгоритм решения. Совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма, способами его конструирования, записи и реализации, служит формированию алгоритмической культуры, расширяет и упорядочивает арсенал средств и методов решения задач (овладение использованием диаграмм, блок-схем, формальных языков).
Информационная образовательная среда – сложная система, включающая интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение). Информационные технологии обучения позволяют осуществлять развитие личности обучаемых, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
В системе ИТО успешно используются методы проблемного обучения, эвристики, дискуссии и др.
Выполнение заданий эвристического, исследовательского характера в среде интеллектуальных обучающих систем и моделирующих программ содействует развитию творческого мышления и поисковых умений.
На основе выполнения совместных проектов, благодаря возможностям расширения круга общения с помощью электронной почты и электронных конференций происходит развитие коммуникативных способностей, формирование умений. Приобретение умений, связанных с принятием оптимальных решений в ходе компьютерных экспериментов с использованием моделирующих программ, развивает адаптивные способности, мобильность, так необходимые специалистам в быстро изменяющихся условиях современного производства и управления.
Современные информационные технологии учебного процесса – от телевидения до Интернета – служат технологической основой так называемого открытого образования, в системе которого человек может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному графику и маршруту. Новые средства обучения формируют медиаграмотность, которая открывает человеку возможности рационального использования современного информационного ноля – телевидения, радио, видеосвязи, кинематографа, прессы, Интернета, создает условия для продуктивного самообразования, непрерывного корпоративного образования и совершенствования.
Таким образом, ИТО открывают не только новые возможности для развития специфических качеств естественно-научного мышления – конструктивности, алгоритмичности, строгой логической обоснованности, по при определенных условиях при внесении элементов проблемного построения, эвристического поиска, индивидуализации, в принципе уже разработанных в системе традиционного обучения, открывают богатые возможности формирования базовых психических процессов, необходимых для творческой деятельности: внимания, способности к умственным усилиям и поиску, альтернативности, селективности и гибкости мышления, фантазии, воображения, интуиции, импровизации. Это, в свою очередь, поднимает уровень притязаний и самооценки, если они занижены, дает возможности формирования таких специфических компонентов творческой деятельности, как проблемное видение, умение анализировать ситуацию, прогнозировать и проектировать деятельность, развивает способности к рефлексии и самоанализу.
Тем не менее большинство специалистов по информатике не склонны преувеличивать и абсолютизировать возможности новых средств информатизации и коммуникации в обучении.
Педагогически не регулируемое мощное наступление современных информационных и коммуникационных средств уже приводит к падению грамотности, культуры речи и общей культуры, отлучению от книги, отходу от духовности у значительной части детей и молодежи. Широко используя телевизор и Интернет, дети и подростки нередко выбирают далеко не лучшие образцы для удовлетворения и развития духовных потребностей. Односторонняя технологизация учебного процесса чревата серьезными потерями для общей культуры, духовной жизни, способности к созиданию и творчеству.
Очень важно не только наполнить технические средства живым человеческим ОГЛАВЛЕНИЕм, но и сохранить поле
"живого" общения студентов с педагогом, с реальными людьми – творцами нового знания и технического прогресса, ибо сейчас и, по крайней мере, в обозримом будущем творцом новых идей и новых подходов остается человек.